Файл: Право социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема исследования моей работы “Социальное обеспечение населения” , тема имеет свою значимость, актуальность и проблематичность. Значимость темы состоит в первую очередь в предоставлении государством помощи нуждающимся людям и в их защите. Актуальность темы на сегодняшний день заключается в большом количестве нуждающихся людей, в их нетрудоспособности, для обеспечения нормальных условий проживания. Проблематичность социального обеспечения состоит в его не доработанной схеме по предоставлению помощи, так как социальное обеспечение нуждающимся людям в материальном составе не такая уж и большая, но существуют различные центры, а так же волонтёры по предоставлению помощи, которые помогают сократить количество нуждающихся. Социальное обслуживание на сегодняшний день играет огромную роль в защите граждан населения страны. Российская Федерация является социальным государством, а это значит, что защищено в первую очередь должно быть население, а государство взяло на себя в этом случае обязанность по созданию механизма или системы для поддержки и защиты населения.

Система социального обслуживания включает в себя разнообразные формы по предоставлению помощи населению. С появлением социальных служб по социальной поддержке и оказанию помощи нуждающимся, удалось помочь многим людям нашей страны. В каждом обществе имеется категория граждан, которые нуждаются в социальной защите, а современное государство должно иметь развитую систему социальной защиты для нуждающихся граждан. Создание системы социального обслуживания направленно на решение проблем в сфере ухода за инвалидами, пожилыми людьми, реабилитации после болезни, помощь малоимущим семьям и тд. Актуальность темы социального обеспечения заключается в ее развитии и существовании поддержки граждан, данная задача является наиболее приоритетной для нашего государства.

Объектом моей курсовой работы является основы появления социального обслуживания.

Предметом курсовой работы является изучение и познание социального обслуживания и его источники.

Цель курсовой работы является рассмотрение проблем населения и помощь социальных служб населению.

Глава1. Понятие социального обеспечения


1.1 Развитие социального обеспечения

Социальное обеспечение всегда занимало одно из самых ключевых мест в жизни государства и населения. Система социальной защиты населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Его развитие непосредственно зависит от развития экономики страны, поэтому оно тесным образом связанно с политикой и социальным благополучием людей, а также безработицей населения. Социальное обеспечение представляет собой организацию, которая направлена на улучшение условий труда и быта населения. Социальная защита в свою очередь обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельность населения. При помощи социального обеспечения производится помощь матерям одиночкам, детям, малоимущим семьям, а так же предоставляется помощь в медицинских и образовательных услугах.

Существует несколько критерий по которым, можно определить является тот или иной вид обеспечения социальным. Первым критерием является источник финансирования социальных услуг. В настоящее время финансирование социального обеспечения производится за счет благотворительных фондов, а так же при помощи средств из государственного бюджета. Вторым критерием является - круг лиц, которые подлежат социальному обеспечению. С юридической точки зрения обеспечение нуждающихся за счет благотворительных фондов (то есть пожертвований общества) , должны получать не все граждане, а только определенные категорий граждан, категорий которых установлены законами Российской Федерации. Примером таких граждан являются нетрудоспособные люди, инвалиды, лица потерявшие кормильца, беременные, ветераны войны и др. Третий критерий является условия, которые предоставляются социальным обеспечением. Право на социальное обеспечение устанавливается для определенных групп, только при наличии обстоятельств, которые прописаны законом. Четвертым критерием является – цель, которая предоставляется социальным обеспечением. Под социальным обеспечением люди понимают форму социальной политики государства, которая направлена на помощь в материальном обеспечении для нуждающихся граждан из средств государственного бюджета или из специальных государственных фондов или же благотворительных фондов России. Причина возникновения социального обеспечения населения состоит в том, что существование человека невозможно без взаимной поддержки, которая необходима в крайне тяжелых жизненных ситуациях. Социальное обеспечение было предназначено для преодоления проблем в связи с потерей дохода и бедности. С середины 19 века в Европейских странах формировались системы социального страхования – это появление больничных касс[1], страхование от несчастных случаев на производстве, инвалидности и прочее. Целью этих касс было предоставление денежных пособий заболевшим рабочим, а так же предоставление врачебной помощи, лекарств, больничного или иного рода лечения: кассы эти выдавали пособия роженицам и на погребение умерших участников касс. Они не принимали на себя длящихся обязательств по обеспечению инвалидности, ввиду чего продолжительность выдачи пособий одному и тому же лицу обыкновенно ограничивалась определенным сроком. Больничные кассы организовывались первоначально вполне добровольно к участию в кассах привлекались и предприниматели. Значение подобных касс для обеспечения нуждающихся рабочих было велико, но не давало полного решения проблемы.


    1. Развитие социального обеспечения России

Исторически первым социальным явлением в России – является бедность, которая в 1712 году поразила многие семьи. По приказу Петра I в 1712 году во всех губерниях были созданы госпитали для престарелых граждан, а трудоспособных нищих и бродяг подвергали наказанию, а так же по приказу за “профессиональное нищенство” взымался штраф от 5 до 10 рублей. Начиная с 17 века из государственной казны выплачивались пенсионное обеспечение чиновникам и военнослужащим, выплаты производились в зависимости от заслуг перед государством, не малую роль так же играл ранг. Ситуация была изменена с появлением капитализма[2] в стране, развитие капитализма привело к возникновению необходимости в создании государственной защиты для наемных работников от социального риска по утрате заработка, который служил для них как источник средств для существования, такую проблему негосударственные организации были не в силах решить. Таким образом первые выплаты по государственному страхованию были пособия, которые выплачивались в случае болезни работника или увечий. В 1901 году в России были утверждены временные правила о пенсиях для рабочих горных рудников и заводов, которые утратили свою трудоспособность. Уже в 1903 году был принят закон о вознаграждении работников потерпевших увечья на производство. Этот закон установил право не на материальное обеспечение при несчастном случае на производстве, а являлся призывом к ответственности работодателей, компенсация в связи с увечьем называлась пенсией.

В 1912 году 23 июня был принят ряд законов :

1. закон о страховании рабочих от несчастных случаев на работе

2. закон об обеспечении рабочих в случае болезни

В соответствии с принятыми законами в 1912 году для рабочих были введены больничные кассы, пособия в связи с болезнью или увечьем выплачивались из этих касс. Если же рабочий не вносил взнос в кассу и не являлся членом кассы, то он получал пособие только в связи с увечьем.

С точки зрения экономики, социальное обеспечение населения – это система отношений в процессе которых за счет трудоспособных граждан, которые прошли через распределительную бюджетную систему страны. Внебюджетные фонды в этом случае образовывались и использовали общественные фонды с денежными средствами для материального обеспечения и обслуживания нетрудоспособных граждан, престарелый людей, оказание помощь отдельным группам населения, таким как матерям одиночкам, многодетным семьям и тд. По социальному обеспечению основными видами расходов являлись выплаты пенсии[3] и пособии[4]. Главной особенностью социального обеспечения является его построение. Первым критерием является всеобщность, действует при наступлений нетрудоспособности, а так же социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца – таковыми являются несовершеннолетние дети, братья, сестры, жены, внуки.


Общедоступность – это критерий, который определяет право на ту или иную пенсию или пособие. Право на получение пенсии мужчинам выплачивают в возрасте 60 лет, женщинам в возрасте 55 лет. Люди занятые на тяжелых видах производства пенсионный возраст для мужчин наступал с 50-55 лет, а для женщин с 45-50 лет. Огромную роль так же играет рабочий стаж ,который необходим был для получения пенсий, для мужчин этот стаж составлял 25 лет, а для женщин 20 лет, так же для людей занятых на тяжелых видах работы стаж был ниже. В 1844 году в Бельгии для моряков было введено обязательное страхование по болезни, инвалидности и старости. Начиная с 1854 года было введено обязательное страхование для шахтеров в Пруссии и Австрии. Несмотря на то, что государство было не в силах взять на себя в полной мере обязательства по социальной поддержке населения в 1852 году во Франции были созданы кассы взаимопомощи[5], им была оказана государственная финансовая помощь. Обязательное социальное страхование наемных работников в России появилось несколько позже, чем в западных странах. В России страхование от несчастных случаев имело две формы: индивидуальную и коллективную. В коллективном случае страховые общества заключали договора с владельцами предприятий, принимая на себя выплату определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев. Наличие подобного договора освобождало предпринимателя от гражданско-правовой ответственности за причинение вреда. Вопрос о гражданско-правовой ответственности работодателя при подобных обстоятельствах особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903 г. “О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев”. Именно после принятия этого закона предприниматели стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования работников с тем, чтобы снять с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Таким образом, данный закон можно считать, в какой-то степени, началом государственного социального страхования в России. Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых регионов страны. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев. Впервые в Германии с 1883-1889 гг. были приняты законы об обязательном социальном страховании от несчастных случаев наемных работников. Болезни и нетрудоспособности для рабочих и служащих. Ближе к концу 19 века большинство стран Европы по примеру Германии для принятия социального законодательства, давало два варианта страхования, первое – это государственное социальное страхование, а второе – это частное добровольное страхование. Доктор экономических наук В.В. Антропов выделял ключевые особенности формирующихся социальных систем обеспечения зарубежных стран. По его мнению: “предоставление социальных услуг происходило в виде”


- обязательных компенсации

- был обязательный характер системы страхования на выбор

- финансирование работника, работодателя и государства.

Как было отмечено Антроповым основной идеей социального обеспечения, являлось разделение ответственности по страхованию за социальные риски между работодателем, работником и государством. При такой форме социальной защиты у работника появлялось понимание и запросы к своему качеству медицинского обслуживания, так как он участвовал в финансировании возможно своего же лечения. В царской России по закону государственные пенсии относились к служебным наградам, которые выплачивались за различные почести и за долговременное прохождение службы. По общему уставу о пенсиях и пособиях действовали особые законы, они делились на:

  • по придворному ведомству
  • по различным учебным ведомствам
  • по тюремному управлению

По придворному ведомству чиновники получали пенсии, но так же еще они получали столовые или квартирные[6] деньги. Для других служащих пенсии были ничтожными, к тому же право на пенсии не имели низкие категории служащих такие как сторожа или грузчики. Пенсию царское правительство использовало, как средство для полной зависимости от государства для основной массы служащих людей. В.И Ленин писал: “Перспектива пенсии после 40-50 лет должна была еще крепче закалить этот настоящий чиновнический пролетариат[7]”, так В.И. Ленин писал о пенсионном обеспечении основной массы служащих. Солдатам с низким воинским чином и их семьям пенсии были предусмотрены только в случае болезни, ранения или смерти при прохождении воинской службы. Что касается выплат пенсии офицерам, то они регулировались сводом военных постановлений, пенсии различались по категориям в зависимости от числа лет службы, а именно:

  • полные сроки
  • половинные сроки
  • сокращенные сроки службы

Нетрудоспособные рабочие или их семьи получали социальное обеспечение (пенсию) на основе закона, который был принят в 1912 году “страхование рабочих от несчастных случаев”. Данный закон не был распространен на мелкие предприятия и не охватывал строителей и сельскохозяйственных рабочих. Что касается промышленных рабочих то на них не распространялся закон от 1912 года на них действовал закон от 1903 года, закон “о вознаграждении потерпевших несчастные случаи”. Закон от 1903 года был основан на гражданско-правовой ответственности и распространялся только на фабрично-заводские предприятия. Общее состояние социального обеспечения в России можно охарактеризовать по действовавшему тогда законодательству до октября 1917 года, при этом можно отметить три главных фактора.