Файл: Право социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- помощь и применение мер по адаптации и реабилитации инвалидов.

К большому сожалению численность инвалидов растет и с каждым годом становится все больше людей, которым нужна помощь, а так же есть инвалиды, которые остались совсем одни, таким людям очень нужна социальная поддержка государства. Происходит это в связи со старением населения – у пожилых людей повышена степень риска инвалидности, – а также из-за глобального роста хронических заболеваний, таких как диабет, сердечно-сосудистые заболевания. В странах с низким и средним уровнем дохода на долю хронических болезней приходится, по оценкам, 66,5% общего числа лет, прожитых с инвалидностью. Рост числа случаев инвалидности и отстранения инвалидов от участия в жизни общества вызван многими факторами к примеру: войны, несчастные случаи на производстве, стихийные бедствия, дорожно-транспортные происшествия, алкоголь, а так же наркотические вещества. Во многих странах мира законодательство, защищающее права инвалидов, существует не одно десятилетие, они борются за права инвалидов, как у обычных людей. В некоторых странах в высшем законодательстве (в том числе в конституциях) нашла отражение так называемая позитивная дискриминация инвалидов. Суть ее состоит в том, что эта социальная категория получает некоторые льготы по сравнению с остальным обществом по причине особых обстоятельств, в которых она находится. Такая концепция позволяет законодательно усилить позиции социальной защиты инвалидов.

В некоторых странах мира действия по предотвращению инвалидности, сокращают количество больных и нетрудоспособных людей. В Лидзкаслской декларации[21] по предупреждению инвалидности от 12 ноября 1981 года интернациональная группа ученых, врачей, управляющих лечебными учреждениями, обратил внимание на следующие меры по предупреждению инвалидности это:

Дефекты, вызванные недоеданием, инфекциями и халатностью, можно предотвратить первой медико-санитарной помощью.

Инвалидность не должна приводить к нетрудоспособности. Неумение применять простые лекарственные средства очень часто усугубляет инвалидность.

Основной причиной экономических потерь и человеческих лишений во всех промышленно развитых и развивающихся странах является инвалидность, которую можно было бы избежать. Эти потери можно быстро сократить, имея и совершенствуя технологии, которые предупреждают или способствуют предупреждению большинства случаев инвалидности. Для преодоления этих проблем необходима готовность общества. Необходимо изменить очередность существующих национальных и международных программ в области здравоохранения, для того чтобы обеспечить распространение знаний и технологии обществу. Многие страны предприняли важные меры по устранению или сокращению барьеров, препятствующих полному участию инвалидов в обычной жизни. Ведено законодательство, гарантирующее инвалидам право и возможность школьного обучения, возможность трудоустройства и доступ к общественным средствам, устраняющее культурные и физические барьеры и запрещающее дискриминацию в отношении инвалидов. Сложилась тенденция не помещать инвалидов в специализированные учреждения, а давать им возможность работать, учиться в обычных условиях, как для других людей.


Канада является первой страной, включившей в свою Конституцию положение о равенстве инвалидов: «Каждый индивидуум равен перед законом без всякой дискриминации, в том числе по признаку расы, национальности, религии, пола, возраста, умственных или физических недостатков». В Канаде существует обширное законодательство, направленное на защиту прав и интересов инвалидов. В частности, это Акт о слепых, Акт об инвалидах, Акт о профессиональной реабилитации инвалидов, Закон о правах человека в Канаде, Закон о труде, Закон о компенсации наемным работникам и ряд других, что позволяет помогать инвалидам.  Германия внесла в Конституцию слова: “Никто не может быть ущемлен по причине своей инвалидности”. Она предоставляет всем гражданам “право на реабилитацию и интеграцию в нормальную жизнь”. Законодательная и исполнительная власть, а также прочие учреждения и организации общественной власти должны использовать все возможности для введения инвалидов всех групп насколько это возможно, в нормальную жизнь. В гражданском праве предусмотрен запрет на причинение ущерба инвалидам при отношениях между частными лицами. Однако в Конституции Германии нет требования отдавать предпочтение или оказывать содействие инвалидам для установления одинаковых условий жизни или предоставления одинаковых шансов. Эти вопросы отнесены к компетенции простого законодателя, которому надлежит решать их в рамках своих возможностей и с учетом принципа социального государства. В Германии в основе законодательства об инвалидах лежит основа о том, что реабилитация и последующее трудоустройство инвалидов экономически выгоднее, чем постоянное обеспечение их пенсиями и пособиями. Здесь функционирует Федеральная программа занятости лиц с тяжелой степенью инвалидности, предусматривающая различные льготы и субсидии предпринимателям, трудоустраивающим инвалидов. В Великобритании законодательство об инвалидах существует с 1944 года, Акт о дискриминации инвалидов возлагает на общество серьезные обязанности по отношению к людям с ограничениями в здоровье. Так, обязанности работодателя состоят в создании благоприятных условий по приему на работу, по адаптации инвалида на рабочем месте, обучению и повышению уровня профессиональной квалификации, продвижению по службе. При заключении договора о трудоустройстве необходимо предусмотреть, чтобы инвалид не оказался в невыгодном положении по сравнению с лицами, не имеющими инвалидности. Во Франции законодательство защищает права инвалидов наравне с правами других граждан. Только о трудоустройстве инвалидов принято 7 законов. Этими законами утверждены права инвалидов на профессиональную подготовку и переобучение, на трудоустройство в счет квотирования рабочих мест, на преимущества в трудовом договоре, содействие в само занятости. Организация деятельности по социальной защите и реабилитации инвалидов возложена на Министерство здравоохранения и социального обеспечения.


Таким образом можно сделать вывод, что инвалидность можно предотвратить или предупредить. Деятельность по предупреждении инвалидности постоянно расширяется, а именно в таких областях, как гигиена, питание, улучшение качества продуктов, первая медицинская помощи и тд. Таким образом то или иное государство может помочь своему гражданину тем или иным факторам, для облегчения жизни и реабилитации. Первый фактор-это восстановление трудоспособности, чаще всего данная функция осуществляется через специализированные учреждения. Многим инвалидам необходимо простое оборудование для передвижения, общения с другими людьми и развития в обычном мире. В некоторых странах такие устройства производятся и они доступны для инвалидов, но во многих других странах их не возможно получить из-за их отсутствия или же из-за высокой стоимости. Поэтому стали уделять внимание разработке более простых и менее дорогостоящих, которые соответствуют потребностям большинства инвалидов. Второй фактор-это создание равных возможностей для участия в жизни общества. Многие стран продвинулись в этом вопросе путем принятия шагов по устранению барьеров, во многих странах законодательство гарантирует инвалидам право на школьное обучение, возможность трудоустройства, таким образом устраняя физические барьеры, которые являются дискриминирующими в отношении инвалидов. Не смотря на приложенные усилия, инвалиды пока что еще не достигли равенства с обычными людьми. Третий фактор помощи-это образование, по показателям более 10 % детей являются инвалидами, но они имеют такое же право на образование, как и обычные дети, однако большинство детей инвалидов не имеют доступа к образованию. В области специального образования для инвалидов был достигнут важный прогресс-это обучение инвалидов в обычных школах, но для других детей инвалидов необходима обширная программа по обучению, а отсюда идет проблема нехватки специализированных в этой области педагогов. Данная форма помощи по реабилитации инвалидов, еще должна развиваться для достижения хорошего результата. Четвертый фактор-это занятость, многие инвалиды с теми или иными дефектами лишены возможности трудоустройства, им доступна работа только второстепенная или же низкооплачиваемая. В данном случае необходим процесс развития в области занятости инвалидов, а именно возможность устройства на работу.


2. Реформа социальной защиты населения.

Анализировав ситуацию можно сказать, что за последнее десятилетие политическая, экономическая и социальная ситуация кардинально изменилась. На сегодняшний день большого внимания требует ситуация с падением уровня жизни и значительный рост бедности населения. Экономические тррудности можно рассматривать как своего рода вызов системе социальной защиты населения. Если приводить пример, то можно заметить, что социальная политика советского периода характеризовалась гарантированной занятостью и заработной платой, а так же всеобщими поставками жизненно важных товаров и услуг, таких как продовольствие и жилье, и плюс государственными пенсиями. Социальные пособия были адресованы только тем семьям и отдельно проживающим гражданам, чьи особые потребности нельзя было обеспечить за счет всеобщей занятости (например, инвалидам). Экономические реформы переходного периода, ликвидировав гарантии занятости и стабильной оплаты труда, изменили саму основу российской социальной политики. Кроме того, был отменен контроль за ценами на основные товары и услуги.

В 50-60 годы большой вклад в развитие теории социального обеспечения внесли такие ученные как, В.С. Андреев, Е.И. Астрахан, В.Б. Ачаркан, К.С.Батыгин и др. В.С.Андреев называл социальное обеспечение совокупностью социально-экономических мероприятий по обеспечению граждан в старости, по нетрудоспособности и инвалидности. Важное теоретическое значение имеет понятие социального обеспечения как отдельной категории, которая имеет человеческую ценность, теория была выдвинута Р.И.Ивановой. По ее мнению форма распределения материальных благ на труд для удовлетворения жизненных потребностей, помощь старикам, больным людям, инвалидам, малоимущим, а так же поддержание при помощи фондов всех членов семьи потерявших кормильца-это все есть социальное обеспечение населения. Определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения, в его основе лежат такие признаки, как:

  • особые фонды помощи
  • помощи в предоставлении средств для проживания
  • правила предоставления социального обеспечения

В условиях рыночной экономики одним из основных способов решения проблемы бедности и неравенства, является социальная поддержка - помощь, которая направлена на рост доходов бедных и наиболее уязвимых членов общества. В условиях роста неравенства, пособия универсального характера стали крайне неэффективными с точки зрения интересов бедных слоев населения. Кроме того, по мере падения реальных доходов населения и роста безработицы изменилась структура бедности. Многие из "новых бедных", например работающие бедные семьи, не входили ни в одну из традиционных социально уязвимых категорий, имеющих право на социальную помощь.


Несмотря на изменения экономической политики и новую социальную помощь, российское правительство так и не провело радикальную реформу социальной защиты населения и не адаптировало ориентированную модель предоставления социальных пособий. Хотя существенные шаги по усилению адресности все-таки были сделаны, изменения в социальной политике происходили намного медленнее, чем в восточноевропейских странах, также осуществлявших переход к рыночной экономике. К концу 1990-х гг. многие ученые и политики пришли к выводу, что система социальной поддержки населения неадекватна существующим потребностям людей. Одним из ключевых вопросов стала адресность затрат на социальные нужды. Адресное предоставление пособий , при которой ресурсы системы социальной защиты направляются исключительно бедным и недоступны для обеспеченных граждан, - принципиально важно для России с ее ограниченными финансовыми возможностями помощи нуждающимся. Хотя российское правительство и предприняло ряд шагов в этом направлении, социальные пособия и вся система затрат на социальные нужны до сих пор недостаточно нацелены на помощь бедным. В числе других проблем низкий уровень социального обслуживания, слабый менеджмент и неравномерность в предоставлении социальной помощи по регионам страны. Хотя каждое предложение по реформе социальной защиты населения имеет свою специфику, все они в целом направлены на усиление адресности и улучшение качества обслуживания.

Большинство исследований и дискуссий по вопросам социальной защиты рассматривали главным образом общенациональные проблемы. Сравнительно небольшое внимание уделялось роли местного самоуправления в предоставлении социальных пособий и услуг, тогда как муниципалитеты играют существенную роль в финансировании социальных программам и управлении ими. Любая планируемая реформа социальной защиты независимо от того, касается ли она вопросов общенационального или местного уровня, должна учитывать существующую структуру оказания помощи на местах. Изучение местного опыта социального обслуживания помогает представить сущность необходимых для проведения реформы мер и дает информацию о том, какими возможностями для их реализации располагают муниципалитеты.

Заключение

Изучив литературу по моему мнению, можно определить понятие социального обеспечения следующим образом: социальное обеспечение означает, что государство, имеющее цель социальное обеспечение минимального уровня жизни общества, гарантирует каждому гражданину защиту от основных опасностей, а именно потеря средств к существованию, болезнь, несчастный случай на производстве, старость, безработица, бедность. Социальное обеспечение является системой, которая через государство и общественные организации предоставляет ресурсы на проживание нуждающимся, для того чтобы человек жил по-человечески.