Файл: Право социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социал-демократическая модель или солидарная, предполагала ведущую роль государства в защите населения. Приоритетной задачей государственной социальной политики являлось выравнивание уровня доходов населения и всеобщая занятость. Данная модель нашла воплощение в странах Северной Европы – Финляндии, Норвегии, Швейцарии и др. Основой финансирования социальной сферы служил развитый отдел государственной экономики, стимулом которого способствовал очень высокий уровень налогообложения, ВВП в Швеции составлял 66%, в Дании 61%, в Финляндии 56%. Основная часть этих расходов шла на удовлетворение расходов потребностей социального обеспечения. Другая отличительная черта данной модели является развитая система производства регулирования трудовых отношений и использование средств, которые могли бы минимизировать уровень безработицы. Наибольшую известность получила шведская доктрина социального государства, которую еще называли эгалитарной[16], она выполняла заботу государства о своих гражданах, обещая обеспечивать им безопасность или защиту в угрожающих ситуациях. Для реализации задуманных целей в 1977 году в Швеции была произведена реорганизация[17] и были сформированы задачи социальной службы, которые были понятны населению. Среди них можно было выделить 3 гениальных направления :

  1. гарантия дохода
  2. мероприятия и отношения окружающей среды
  3. уход и защита трудовой среды

Отмеченные три модели в мире нигде не встречаются в частном виде, каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. К примеру, в Канаде, наряду со страховой пенсией существует еще “народная” пенсия[18]. Такая же пенсия введена и в Австрии, а в США вместо этого существует множество пособий, которые выплачиваются помимо касс социального страхования. В США действует не менее 10-ти программ материальной помощи и многие из них кратковременные. Главное внимание в системе социального обслуживания населения на сегодняшний день уделяется работе с гражданами пожилого возраста и инвалидам. Принятый в 1966 году Международный пакт ООН об экономических, социальных, и культурных правах, которые содержат статьи посвященные правам в области социального обеспечения. В 1952 году МОТ[19] была принята конвенция под номером 102, которая содержала конвенцию социальной защиты. Конвенция провозглашала право всех граждан на социальную помощь, вне зависимости от трудового стажа и размера страховых взносов, так же было выделено девять направлений, по которым эта помощь будет оказана:


- медицинское обслуживание

- пособие по болезни

- пособие по безработице

- пенсии по старости

- пенсии по увечью на производстве

- пособие с рождением ребенка

- семейные пособия

- пособие по инвалидности

- пособия в случае потери кормильца.

В соответствии с международными нормами действия закона распространялись, как на коренных жителей так и на иностранцев, которые прожили в стране определенное время. Пособия не носили благотворительный характер, при соблюдении условий оно может быть назначено по закону всем нуждающимся. По прогнозам ООН к 2025 году средний возраст населения станет выше, а численность детей, подростков и молодых людей наоборот. В соответствии с классификацией Всемирной Организации Здравоохранения к пожилым людям относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет уж относятся к старому населению, от 90 лет и старше – это долгожители.

Решение социальных проблем имеет важность для повседневного внимания, к примеру: в 1957 году на 1000 человек населения в России приходилось 89 пенсионеров, то в 1993 году уже 239 человек. Поэтому на нужды социального обеспечения в 1955 году расходовалось не менее 5% от национального дохода, в 1990 году этот процент составил 13,5%. Развитие системы социального обеспечения на европейском континенте имела более длительную историю. Она формировалась по мере того, как прерывались общинные (меж общинные) связи и соответственно ослабевала поддержка нуждающихся со стороны их ближайшего окружения. Социальное законодательство европейских стран отличается от американского более высокой степенью участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики. При этом следует подчеркнуть значительную роль в предоставлении социальных услуг местных органов самоуправления и наконец, больший охват населения различными социальными услугами и видами помощи. Европейская модель социальной защиты в послевоенные годы и вплоть до наших дней базируется на теории государства всеобщего благосостояния. В ее основе лежит концепция «естественных прав» человека. Среди факторов, которые определяют приоритеты системы социального обеспечения в странах Запада в 90-е гг.,— это быстрый процесс старения населения (в результате снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни), рост количества неполных семей, увеличение численности безработных и бедняков. Не только экономические трудности, переживаемые западноевропейскими странами в начале 90-х гг. стали причиной кризиса “государства благосостояния” , закрытия ряда государственных социальных программ. Экономический спад, растущий дефицит бюджетов и государственный долг (в 1996 г. дефицит бюджета Германии достигает порядка 90 млрд долл., государственный долг Бельгии и Италии превышает их ВВП), старение населения, подорожание медицинской техники и другие факторы, которые способствовали изменениям в государственной социальной политике. В странах Европы, как правило, применяются смешанные модели, ориентированные на собственные национальные особенности, уровень экономического развития, политическую ориентацию, культуру, традиции. Все же в каждом случае социальная практика основывается на одной из трех названных моделей. Анализ социального развития стран Западной Европы позволяет отметить чрезвычайно важную для них тенденцию: целеустремленно и сознательно осуществляя идею единой Европы, ломая государственные границы, сближая экономические и политические структуры, эти страны будут с неизбежностью создавать универсальную социальную модель, объединяющую всю социальную жизнь Западной Европы.


На мой взгляд, для России особенно интересен опыт функционирования социальной системы Германии. Во-первых, страны похожи в рамках общеевропейской цивилизации, во-вторых, Россию и Германию связывают давние исторические корни, в-третьих, в настоящее время у этих стран наиболее тесные экономические и социальные связи. Германия, наряду с государствами Северной Европы, обладает образцовой системой социального обеспечения, основа этой системы была заложена во времена Бисмарка: страхование от несчастного случая, страхование по болезни, пенсионное страхование.

В 1919 г. было введено страхование по безработице.
Важное значение для формирования за рубежом современной системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы[20], получившей свое название от города, где она была эффективно применена. В середине XIX в. она распространилась практически на всей территории Германии и на части Франции. В основе этих принципов лежало:

- самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;

- индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося;

- привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения бедных.

Представляет интерес и система социальной защиты в ведущей капиталистической стране – США. Как и в западноевропейских странах, система социальной защиты в США реформируется, приспосабливаясь к современным условиям, но опираясь на прочные материальные ресурсы и сложившуюся систему ценностей. Национальная система социальной защиты была заложена в 30-е гг и берет свое начало с момента подписания президентом Франклином Рузвельтом Акта о социальной безопасности в августе 1935 г. В ее основу была положена ориентация американцев на успех, на личную ответственность за свое благополучие и благополучие своей семьи.
Американская система социальной защиты имеет четко выраженные два направления: систему социального страхования и систему социальной помощи.

1.4 Модели социального обслуживания в Российской Федерации

В настоящее время в Российской Федерации сложились несколько моделей социального обеспечения, которые были оформлены Законом Российской Федерации от 2 августа 1995 года “ о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”. Согласно закону система социального обеспечения основана на использовании форм собственности. Муниципальный сектор социального обслуживания включает в себя местные органы управления социальным обслуживанием субъектов Российской Федерации, а так же учреждения социального обслуживания. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную деятельность по оказанию социальных услуг. В задачу муниципального центра социального обслуживания входят : выявление старых людей, которые нуждаются в поддержке, предоставление социально-бытовых услуг, привлечение государственных и негосударственных фондов для помощи пожилым, старым людям.


При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на :

  • уважительное отношение со стороны работников
  • на информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг
  • на отказ от социального обслуживания
  • на конфиденциальность информации носящий личный характер, которая стала известна работнику социального обслуживания
  • на защиту своих прав и законных интересов
  • на получение информации о видах и формах социального обслуживания

Что включает в себя социальное обслуживание для граждан пожилого возраста и инвалидов :

  • социальное обслуживание на дому
  • обслуживание в домах интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания
  • срочное социальное обслуживание

Социальное обслуживание населения на дому, является одной из основных форм социального обслуживания, которая направлена на максимально возможное пребывание граждан и инвалидов в своей привычной среде, для поддержания их морального состояния, а так же для защиты их прав и интересов. Социальные услуги на дому по Федеральному Закону государства включают в себя:

  • организацию питания, в том числе и доставку продуктов
  • помощь в приобретении медикаментов
  • содействие в получении медицинской помощи, так и сопровождение в медицинские учреждения
  • поддержка условий проживания
  • помощь в оформлении документов

На сегодняшний день появились пансионаты для ветеранов труда и инвалидов, а так же специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с полным комплексом социальных услуг. Существуют специализированные дома интернаты для бывших заключенных, которые достигли пожилого возраста. Сейчас в дома интернаты в основном поступают люди, которые требуют постоянного ухода или утратившие способность к передвижению. Согласно статистике данные показывают, что 88% людей, которые находятся в домах интернатах страдают психическими расстройствами, а у 67,9% наблюдается ограниченность в движении, 62,3% не в силах даже частично себя обслуживать. В домах интернатах обеспечивается медицинское обслуживание, а так же и ряд услуг по реабилитации.

1.5 Комплексное социальное обслуживание

Создание системы социального обслуживания предназначено для помощи в решении проблем, лежащих в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, что позволит поднять уровень социального обслуживания, что должно способствовать координации в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и тому подобные организации, которые осуществляют социальную помощь.


Социальная помощь населению так же может осуществляться путём стационарного обслуживания, обслуживания взрослых и детей в стационарных условиях, обслуживания в условиях постоянного или временного срока (временно до 6 месяцев) или пятидневного пребывания в учреждениях. В стационарах предоставляют социальную помощь для граждан, которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию и им требуется постоянный уход. Нестационарное учреждение – это учреждение, которое предоставляет социальные услуги гражданам без проживания в стационаре. Полустационарное учреждение – это учреждение, которое предоставляет социальные услуги гражданам в течение определенного времени суток в условиях дневного или ночного пребывания. Дом - интернат (отделение милосердия) для престарелых и инвалидов, является государственным учреждением для постоянного, временного или недельного проживания граждан пожилого возраста, к примеру: инвалиды первых и вторых групп, которые находятся на постельном режиме. Дом- интернат для престарелых и инвалидов – это специализированное отделение, для постоянного или временного проживания граждан, которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию и нуждаются в помощи. Психоневрологический-интернат – это государственное специализированное медико-социальное учреждение, которое предназначено для постоянного или временного проживания, для пожилых людей и инвалидов, которые страдают психическими, хроническими заболеваниями и нуждаются в постоянном уходе. Специально-оздоровительный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов, является государственным учреждением предназначенным для проведения в стационарных условиях социально-оздоровительных и профилактических мероприятий, а так же для продления возможности в самореализации граждан пожилого возраста.

1.6 Социальное обслуживание инвалидов

Люди с ограниченными возможностями, а именно инвалиды, так же имеют право на социальное обслуживание. Услуги предоставляются инвалидам на дому или в специализированных учреждениях социального обслуживания, которые предназначены для облегчения жизни людей инвалидов. Социальное обслуживание инвалидов можно разделить на основные принципы существования:

  • соблюдение прав человека
  • предоставление гарантий в сфере социального обслуживания