Файл: Право социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Пенсии, рабочие получали только по инвалидности, которая наступала после травмы на производстве.
  2. Пенсии были предназначены не для всех работников.
  3. Не существовало единой системы по выплатам пенсии по инвалидности.

Если брать примером советский период, то наука социального обеспечения развивалась не равномерно. Б. Чечерин говорил: ”Обеспечение старости рабочих не должно быть ответственностью государства” в его работах можно встретить такие высказывания как : ”Рабочий не находится на государственной службе, он частный человек добывающий хлеб своим личным трудом”.

Так как трудоспособные крестьяне не получали никакого социального обеспечения, вопрос об обеспечении трудящихся и нетрудоспособных являлся одним из значимых вопросов для партии большевиков[8]. В.И. Ленин создал систему для требований рабочего класса в области обеспечения старости и нетрудоспособности. Полностью система Ленина нашла своё отражение в революции[9] Всероссийской Конференции РСДПР[10] 1912 года, тогда были сформированы следующие требования:

  • обеспечить государственным страхованием все виды потери труда
  • распространение страхования на рабочих наёмного труда
  • расходы должны нести не только предприятия, но и государство.

1.2 Разновидность функций социального обеспечения

Понятие системы социального обеспечения населения, а так же её формирование и развитие в советский период, система социального обеспечения была необходима для того чтобы компенсировать населению потери, которые они потерпели в результате проведения рыночных реформ[11]. Понятие рыночных реформ появилось еще в 19 веке и являлось основным атрибутом социальной политики государства на протяжений всего 20 века, а так же предоставляло позицию государства в отношении предоставления гражданам страны социальной страховки для поддержания благополучного уровня жизни.

Система социального обеспечения проявлялась в её функциях, функции социального обеспечения – это обусловленные его природой и целевым назначением направления воздействия на общество. Функций социального обеспечения: экономическая, производственная, политическая, демографическая, социальная, духовно-идеологическая.


Экономическая функция социального обеспечения, является одной из основных функций социального обеспечения, сущность ее заключалась в том, что государство использовало социальное обеспечение в качестве способа для выравнивания доходов граждан путём предоставления материальных благ ( пособии, пенсии, компенсации). Экономическая функция имела положительное влияние на экономику страны, а так же на интересы и потребности людей. Экономическая функция социального обеспечения выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации . Источником финансирования для осуществления экономической функции являются средства, которые специально предназначены для социального обеспечения. Функция состояла из ряда взаимосвязанных подфункций: распределительной, обеспечительной и производственной. Распределительная подфункция заключалась в способах донесения фондовых средств и распределения их для разных целей. Обеспечительная подфункция состояла в поддержании уровня благосостояния лиц, для которых средства социального обеспечения являлась источником для проживания. Производственная подфункция состоит из стимуляции граждан к труду, а так же повышению производительности труда и воспроизводства рабочей силы путём создания благоприятных условий для формирования способности к труду у несовершеннолетних. Производственная функция выражалась в праве, но многие виды социального обеспечения, были обусловлены трудовой деятельностью. По мере развития социального обеспечения, производственная функция возрастала, так как увеличение социального обеспечения способствовало повышению производительности труда. Политическая функция позволяла государству реализовать основные направления социальной политики. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье граждан, а так же обеспечивается государственная поддержка семьям, инвалидам, пожилым людям, им выплачивается пенсия, пособия или другие виды социального обеспечения. Политическая функция состоит из связи между социальным обеспечением и политикой. Социальное обеспечение играет огромную роль в социальной политике, а именно предотвращает снижение жизненного уровня населения страны. Демографическая функция развивалась благодаря воздействию социального обеспечения на демографические процессы, на продолжительность жизни населения. Низкий уровень пенсионного обеспечения, привел к резкому снижению уровня жизни пенсионеров, поэтому и стал причиной высокой смертности людей пожилого возраста.


Отсюда можно сделать вывод, что отсутствие эффективной системы социального обеспечения для семей с детьми, станет причиной низкой рождаемости в стране. Социальная функция является отражением взаимосвязи социального обеспечения и социальной подсистемы общества. Социальное обеспечение направлено в первую очередь на предотвращение или устранение последствий жизненных ситуаций. В зависимости от ситуации в социальной функции можно выделить подфункции: защитную, реабилитационную и компенсационную. Защитная подфункция заключалась в защите населения от болезни, увечья на производстве, после перехода к рыночной экономике, была спровоцирована безработица. Защита заключалась в выплатах пособий, пенсий, предоставления услуг и тд. Реабилитационная подфункция состояла в восстановлении физических сил нетрудоспособных и в приспособлении их к труду. Данная подфункция осуществлялась путём таких видов социального обеспечения, которые помогали восстановлению трудоспособности граждан. Компенсационная подфункция является возмещением утраченного заработка и повышением расходов в случае утраты заработка или дохода. Социально-реабилитационная функция, данная функция способствовала поддержанию социального статуса граждан при наступлении социального риска при болезни, инвалидности, старости, путём предоставления различных видов материального обеспечения. Для поддержания благополучного уровня жизни и предотвращения бедности и нищеты выплачивались пособия и льготы. При помощи данной функции осуществлялось и реабилитационное направление социального направления, целью которого являлось восстановление полноценной жизнедеятельности человека, которое позволяло бы населению трудиться, обучаться и тд. Духовно-идеологическая функция для социального обеспечения была обусловлена связью между социальным обеспечением и духовно-идеологическим составом общества. Её подфункциями были: идеологическая, моральная, социально-психологическая. Идеологическая подфункция являлась равновесием между социальным обеспечением и идеологией[12]. Идеология осуществляла мнения различных слоёв населения, а так же влияла на характер и сущность социального обеспечения. Моральная подфункция являлась связью между социальным обеспечением и этническими взглядами, которые существуют в обществе. Социальное обеспечение включает в себя представление о материальной помощи экономически неактивным гражданам. Благодаря моральной подфункции, социальное обеспечение способствовало укреплению нравственных начал в обществе. Социально-психологическая подфункция основана на взаимосвязи социального обеспечения и социальной психологии. Социальное обеспечение являлось уверенностью людей в будущем, в их социальной защищенности, тем самым оказывая положительное влияние на развитие социальной психологии.


1.3. Этапы развития социального обеспечения Европейских стран

В 20 веке сложилась система социального обеспечения в Европе, где каждое госу­дарство имело своё своеобразие жизни и развития. Так, в Германии и Франции сложная система рассредото­ченных страховых касс, а в Великобритании государ­ственные и местные структуры в приоритете держали задачи по социальному обеспечению. Пенсионное обеспечение распространялось на лиц от 60 — 65 лет. В некоторых странах выход на пенсию для женщин ниже, чем для мужчин. При расчете пен­сии учитывается страховой стаж (Германия, Франция). В Великобритании выплачивалась единая пенсия (раз в неделю), а также дополнительная пенсия. В европейских странах выплачивались семейные пособия и пособия на детей, величина которых опре­делялась возрастом ребенка. В начале 20 века в Германии начинает складываться новая модель помощи и поддержки. Данная модель формировалась на основе двух течений это - профессиональной и бла­готворительной деятельности, а в её основе лежали: милосердие со стороны конфессиональных[13] организаций и благотворительная деятельность со стороны привилегированных слоев населения, самоорганизация рабочих обществ самопо­мощи, законодательная деятель­ность государственных органов. В связи с расслоением и обнищанием пролетариата в 19 веке возникает необхо­димость в его поддержке.

В Гер­мании семейные пособия сокращались или увеличи­вались в зависимости от семейного дохода. Основными источниками финансирования соци­альной защиты являлись страховые взносы от зарабо­танной платы работника, которые он вносил в течении всего времени которого он работал. Если рассматривать эволюцию социального обеспечения, то в истории общественного развития Европейских стран, можно выделить несколько этапов социального обеспечения. Первый этап (доиндустриальный) – это конец 20 века, в это время Бисмарком были заложены основы становления системы обязательного социального страхования и охраны труда. Второй этап (20-60-е гг.) система социального обеспечения имеет характерные для разных стран темпы развития, но основным знамением в этом процессе была индустриализация[14]. Основными достижениями второго этапа – являлось повышение роли государства в формировании систем охраны труда. Третий этап с 60-х годов до 20 века, в это время во многих Европейских странах увеличивается количество, социальных программ и государственное финансирование, так как важнейшим условием благосостояния страны является хорошо продуманная система социального обеспечения граждан. Четвёртый этап это конец 20 века и по настоящее время, данный период характеризуется кризисом социальной защиты.


Между социальным обеспечением и обществом существует цепь связей. К.Н. Гусов считал, что : “воздействие на общество осуществляется путём социального обеспечения, как целой системы”. Исходя из высказывания пошло подразделение общества на основные сферы : экономическую, социальную, политическую.

1.4 Система социального обеспечения на Западе и в России

Понятие социальная защита и социальное обеспечение родственны, но не похожи друг на друга. Если использовать социальную защиту с научной точки зрения, то социальная защита включает в себя социальное обеспечение, как составную часть и охватывает гарантии по охране здоровья и труда которые обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности человека. Наиболее заметным подходом к социальной защите была классификация Г. Эспинг-Андерсена. Им были выделены три основные модели социальных государств: либеральная, консервативная, социал-демократическая.

Либеральная модель присуща таким странам, как США, Австрия, Канада, в этих странах развитие модели происходило при господстве частной собственности. Основной функцией либеральной модели является участие государства в рыночных отношения и решение применения мер государственного регулирования. Социальная поддержка граждан осуществлялась за счет систем страхования даже при государстве, которое являлось регулятором определенных гарантий.

Материальная помощь имеет свою определенную направленность и предоставлялась лишь на основании проверки нуждаемости в помощи государства. Что касается производственных отношений производственных отношений были созданы условия для развития предпринимательской активности. Владельцы предприятий ничем не были ограничены в самостоятельности принятия решения относительно производства, включая увольнение не нужных работников. Такая же форма, но еще в более жесткой форме была характерна для США, с 1948 года начал действовать закон о трудовых соглашениях или “закон Вагнера”[15], при котором управляющие предприятия в случае сокращения производства, они были в праве увольнять людей без предупреждения или с оповещением в два, три дня без учёта трудового стажа или квалификации работника. Данная модель являлась основным назначением в сложившейся экономической стабильности или подъема, но при спаде и вынужденном сокращении производства, в уязвимом положении оказались многие социальные группы, в первую очередь пожилые люди, женщины и дети. Отличительной особенностью является “самоуправляемость” страховых касс, которые находились в совместном введении владельцев предприятий, которые представляли интересы наемных работников. Размер выплат в случае безработицы зависел от трудового стажа, а сроки выплат-от страховых взносов и их величина и возраст работника. Во многих странах период выплат по безработице был увеличен для лиц старше 50-ти лет.