Файл: Условия и порядок изменения вида исправительного учреждения.pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика порядка изменения вида исправительного учреждения
1.1. Понятие и содержание института изменения вида исправительного учреждения
1.2. Основания для изменения вида исправительного учреждения
2. Особенности изменения вида исправительного учреждения
Не меньшее значение в отношении осужденных с психическими расстройствами имеют принудительные меры медицинского характера. Полагаем, что в ст. 78 УИК РФ следует закрепить положение о запрете переводить в колонии-поселения (где режим существенно ослаблен по сравнению с ИК общего, строгого и особого режимов) осужденных, к которым применяются принудительные меры медицинского характера или обязательное лечение. Между тем, как указывают исследователи [17, с. 35-36], в колониях-поселениях все же содержатся осужденные, больные открытой формой туберкулеза, которые должны проходить лечение в ЛИУ, ведь ограничения, указанные в ст. 78 УИК РФ, отсутствуют в ст. 58 УК РФ (на другие недостатки уголовно-правового и уголовно-исполнительного регулирования межотраслевых институтов указывается в юридической литературе) [4].
Таким образом, очевидна необходимость дальнейшего улучшения правовой регламентации оснований и критериев изменения вида ИУ.
2. Особенности изменения вида исправительного учреждения
2.1. Институт изменения вида исправительного учреждения как элемент прогрессивной системы отбывания наказания в виде лишения свободы
Статья 81 УИК РФ закрепляет в своём содержании один из основных принципов института исполнения наказания в виде лишения свободы - отбывание осуждёнными всего срока наказания в одном исправительном учреждении. В основе данного принципа лежит рациональность и целесообразность осуществления исправительного процесса в одном учреждении. Данный принцип непосредственно направлен на формирование законопослушной личности в условиях относительно однородного состава и среды осуждённых, а также сотрудников исправительного учреждения. Данное умозаключение подтверждается учёными-пенитенциаристами, а также психологами и педагогами, которые отмечают необходимость осуществления непрерывного воспитательного процесса в отношении осуждённого в рамках одного коллектива воспитателей [18, с. 25].
Действительно осуждённые остро переживают изменения условий отбывания наказания, которые осуществляются при переводе из одного ИУ в другое [19, с. 14]. Отдельные авторы указывают на то, что перевод из одного вида учреждения в другой - это определённое нарушение принципов педагогики [20, с. 28].
Однако уголовно-исполнительное законодательство предусматривает случаи перевода осуждённых из одного исправительного учреждения в другое (ст. 78 УИК РФ). В основе данного правового института лежит мотивация осуждённых к лишению свободы к правопослушному поведению в период отбывания наказания. Осуждённые должны чётко осознавать, что в зависимости от их поведения условия отбывания лишения свободы могут существенно меняться.
В связи с этим изучение института изменения вида исправительного учреждения представляется достаточно важным и актуальным для уголовно-исполнительной науки. В основе применения рассматриваемого правового института лежит регулирование оказываемого оптимального профилактического воздействия на осуждённого. Также изменение вида ИУ является одним из основных элементов прогрессивной системы исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы, а также одним из требований режима (ст. 82 УИК РФ).
В последнее время изучение рассматриваемого правового института вызывает в научной литературе живой интерес и активность как на уровне отдельных научных статей, аналитических материалов, так и на уровне диссертационных исследований [5, с. 78]. Авторами комплексно рассматривались вопросы правового регулирования и правоприменительной практики изменения вида исправительного учреждения, также основные критерии и основания изменения вида исправительного учреждения и другие вопросы. Тем не менее, в применении рассматриваемого правового института возникает ряд проблем, связанных как с несовершенством законодательства, так и с некоторыми процедурными вопросами и правоприменительной практикой.
Начиная изучение института изменения вида ИУ как элемента прогрессивной системы, необходимо отметить, что его применение включено в юрисдикцию судебных органов. Учёные включают его рассмотрение в стадию исполнения приговоров [6, с. 112]. В порядке исполнения приговоров в 2017 году рассмотрены 38,8 тыс. или 1,7 % (35,9 тыс., 1,6 %) материалов об изменении вида исправительного учреждения, назначенного по приговору. Соответственно мы можем отметить некоторую тенденцию увеличения рассмотренных судом материалов об изменении вида исправительного учреждения по сравнению с 2016 годом.
Одним из первых проблемных вопросов при изучении института изменения вида исправительного учреждения являются слабо прописанные в законе критерии, позволяющие относить осуждённых к требующим изменения вида ИУ а также их правовое положение при вынесении данного решения.
При изменении вида исправительного учреждения суд должен прийти к выводу о том, что осуждённый положительно либо отрицательно характеризуется. При принятии решения суд руководствуется уголовно-исполнительным законодательством, а также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 9 «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений».
Учёными в большинстве научных работ поднимается вопрос о критериях соответствия осуждённых для перевода их в тот или иной вид исправительного учреждения. В данном вопросе имеется ряд спорных моментов. Например, для перевода осуждённых из исправительной колонии общего режима в колонию-поселения (п. «в» ч. 2 ст. 78 УИК РФ) осуждённому необходимо находиться в облегчённых условиях отбывания наказания, а для перевода в колонию-поселение из колоний строгого режима (п. «г» ч. 2 ст. 78 УИК РФ) нахождения в облегчённых условиях не требуется.
В связи с этим учёные высказывают различные точки зрения. Например, С.Л. Бабаян предлагает устранить этот пробел и установить переводы положительно характеризующихся осуждённых из колоний строгого режима только с облегчённых условий отбывания наказания, так как, по мнению автора, это будет соответствовать последовательности применения норм поощрительных институтов [21, с. 44].
Н.А. Тюфяков напротив говорит о том, что требование нахождения положительно характеризующихся осуждённых в каких-либо условиях отбывания наказания при изменении им вида исправительного учреждения является излишней дифференциацией указанной категории лиц и ставит их в неравные условия, при которых возможно применение к ним норм ст. 78 УИК РФ [3].
В данном вопросе мы придерживаемся мнения С.Л. Бабаяна и законодателя, который в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 9 «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений» указывает на то, что суд делает вывод о положительной характеристике осуждённого, исходя из различных критериев, среди которых отдельно выделяется перевод на облегчённые условия содержания. Нахождение на облегчённых условиях содержания является одним из доказательств, свидетельствующих о высокой степени исправления осуждённых и, несомненно, является критерием, который может учитывать суд при изменении вида исправительного учреждения.
В связи с этим считаем необходимым п. «г» ч. 2 ст. 78 УИК РФ изложить в следующей редакции:
- из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение - по отбытию осуждёнными, находящимися в облегчённых условиях содержания, не менее одной трети срока наказания;
- осуждёнными, находящимися в облегчённых условиях содержания, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания - по отбытии не менее половины срока наказания;
- осуждёнными, находящимися в облегчённых условиях содержания, за совершение особо тяжких преступлений - по отбытии не менее двух третей срока наказания.
Следующим проблемным вопросом при исследовании института изменения вида исправительного учреждения является недостаточное правовое регулирование процедурных аспектов рассмотрения вопроса об изменении вида ИУ, которые урегулированы в уголовно-исполнительном законодательстве хуже, чем, например, об условно-досрочном освобождении.
Учёными отмечается, что требует конкретизации порядок принятия решения об изменении вида ИУ в зависимости от поведения осуждённого, которое является основанием для большинства способов переводов. Ими предлагаются различные пути решения указанной проблемы.
Так, например, Н.А. Тюфяков в процедуре изменения вида исправительного учреждения выделяет ряд этапов: информационный, подготовительный, административный, подготовки к судебному заседанию, судебного заседания и решения суда по существу непосредственного перевода осуждённого. Каждый из обозначенных им этапов имеет свои особенности.
Он отмечает, что в целях совершенствования правового регулирования и регламентации участия администрации исправительного учреждения в порядке изменения вида исправительного учреждения осуждённым - злостным нарушителям установленного порядка отбывания наказания, предлагается внести некоторые изменения в действующее уголовно-исполнительное законодательство, дополнив ст. 78 УИК РФ частью 2.4, определяющую для данной категории осуждённых конкретный порядок внесения представления, его форму и необходимое содержание.
По нашему мнению в первую очередь дополнительной конкретизации требует вопрос об оформлении вывода, к которому приходит администрация ИУ при решении вопроса об изменении осуждённому вида ИУ Если администрация ИУ по собственной инициативе вносит представление в суд, то здесь всё понятно - в представлении чётко предлагается осуждённому изменить один вид учреждения на другой (например, колонию-поселение на ИК общего режима) [22, с. 11].
Однако в случае, когда осуждённый подаёт соответствующее ходатайство, в соответствии с ч. 2.2 ст. 78 УИК, администрация ИУ составляет на него только характеристику. В результате на практике иногда возникает ситуация, когда в характеристике отсутствует чёткий ответ на вопрос о том, поддерживает ли администрация ИУ это ходатайство или нет. Подобная ситуация не только затрудняет деятельность суда, принимающего решение об изменении осуждённому вида ИУ но и не позволяет представителю администрации ИУ занять в судебном заседании конкретную позицию по данному поводу.
Для устранения подобной проблемы представляется учесть опыт процедуры принятия решения об УДО (ч. 2 ст. 175 УИК РФ) и обязать администрацию ИУ кроме составления характеристики, давать заключение администрации о целесообразности изменения вида ИУ Данную норму можно закрепить в ч. 2.2 ст. 78 УИК РФ.
Мы придерживаемся позиции С.Н. Латынина о том, что процедура принятия решения об изменении вида ИУ должна быть единообразна, вне зависимости от того, кто подаёт соответствующее ходатайство - сам осуждённый или его адвокат. И если такое ходатайство подается адвокатом, минуя администрацию ИУ напрямую в суд, то судье также следует возвращать такое ходатайство администрации ИУ хотя бы для того, чтобы выяснить мнение осуждённого по этому поводу. В противном случае будет получаться, что самостоятельная реализация правового положения осуждённым при решении вопроса об изменении вида ИУ будет являться «усложнённой» по сравнению с его реализацией через адвоката [10, с. 88].
Для единообразного порядка оформления и внесения в суд документов об изменении вида ИУ представляется необходимым установить единообразную процедуру порядка рассмотрения ходатайства осуждённого и адвоката по поводу изменения вида ИУ Для этого следует прописать в ст. 78 УИК, что соответствующее ходатайство адвоката также должно направляться в суд через администрацию ИУ, которая, в свою очередь, будет обязана его изучить (как и ходатайство осуждённого), известить самого осужденного об этом ходатайстве (ведь адвокат может фактически это сделать по просьбе, например, родственников осуждённого) и составить на осуждённого характеристику с заключением о целесообразности изменения вида ИУ Если же адвокат не станет соблюдать такой нормативно зафиксированный порядок, например, напрямую направив своё ходатайство суд, то оно должно будет возвращено судьёй без рассмотрения в администрацию ИУ, после чего и будут начинать исчисляться сроки, предусмотренные в ст. 78 УИК РФ.