Файл: Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и соотношение принципов уголовно-исполнительного права
1.1 Понятие принципов уголовно-исполнительного права
1.2 Система принципов уголовно-исполнительного права
2 Классификация принципов уголовно-исполнительного законодательства
2.1 Общеправовые принципы уголовно-исполнительного законодательства
2.2 Отраслевые и межотраслевые принципы уголовно-исполнительного законодательства
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Значение и сущность принципов права огромна на всех этапах правового регулирования. «Нормы-принципы должны императивно и точно реализовываться как в законе, так и в деятельности правоохранительных органов»[1]. Однако их важность не всегда осознаётся и недооценивается, особенно на уровне реализации, в правоприменении.
Уголовно-исполнительная деятельность - это конечный этап правоприменения, подводящий своеобразный итог всему функционированию уголовной юстиции. В современных условиях российской государственности, когда роль иных средств воздействия на преступность может утрачиваться, снижаться или изменяться, значение основанного на законе уголовно-исполнительного фактора неизбежно возрастает.
Важно понимать, что в принципах уголовно-исполнительного права отражаются принципы и уголовно-исполнительной политики, и деятельности уголовно-исполнительной системы, что, в свою очередь, оказывает влияние на жизнь всего общества.
Проблемы уголовно-исполнительной системы возникают не только внутрисистемно, они также продуцируются нерешёнными вопросами в целом в системе правоохранительных органов. «Единство и взаимосвязь отраслей законодательства, регламентирующего системное воздействие на преступность, основаны на соответствующих политических воззрениях, господствующих идеях и установках в этой области как части внутренней социальной политики современного российского государства»[2].
Решению этой проблемы может способствовать поиск единых принципиальных основ в деятельности правоохранительных органов.
Актуальность темы в том, что существующая на сегодняшний день в отечественной правовой теории система принципов уголовно-исполнительного права представляет собой целостную имеющую единую основу совокупность всех присущих ему принципов и расположенных в определенном иерархическом порядке. Они фактически выражают сущность и характерные особенности конкретных уголовно-исполнительных отношений. В любой отрасли права принципы занимают важное место и выступают основой для формирования иных институтов. Уголовно-исполнительное право не является исключением.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе изучения принципов уголовно-исполнительного законодательства.
Предметом исследования выступают правовые нормы Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), федеральные законы, научные публикации и материалы периодической печати, относящиеся к теме исследования.
Целью данной работы является исследование принципов уголовно-исполнительного законодательства.
Достижению указанной цели способствовало решение следующих задач:
- изучить понятие и соотношение принципов уголовно-исполнительного права;
- проанализировать особенности общеправовых принципов уголовно-исполнительного законодательства;
- исследовать принципы, которые имеют отношение только к уголовно-исполнительному праву и поэтому называются отраслевыми;
- раскрыть содержание и правовую природу отраслевых принципов уголовно-исполнительного права и высказать суждения относительно их значения.
Теоретическая база исследования сформировалась в результате изучения и использования теоретического материала, литературных источников, официальных документов и публикаций периодической печати.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы. При соблюдении в целом системного подхода применялись формально-юридический и системно-структурный методы.
Практическая значимость: содержащиеся в работе суждения и выводы могут быть использованы в правотворческой деятельности (при разработке проектов законов о внесении изменений и дополнений в уголовно-исполнительное законодательство), правоприменительной практике, научных исследованиях (подготовке диссертаций, монографий, учебных пособий, научных статей), в учебном процессе (преподавании дисциплины «Уголовно-исполнительное право» и спецкурсов).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Понятие и соотношение принципов уголовно-исполнительного права
1.1 Понятие принципов уголовно-исполнительного права
В литературе по теории права принципы характеризуются в качестве общих сквозных идей, руководящих начал правовой системы, ведущих начал не только для создания, формирования правовой системы, но и для реализации, осуществления правовых норм[3]. Принципы представляют собой основополагающие идеи, взгляды, мысли. Они отражают стратегические направления развития права, определяют его содержание, являются выражением прежде всего правовой политики государства.
Само слово «принцип» происходит от латинского «principum», означающего основу, первоначало. В словаре иностранных слов это понятие трактуется как «основоположение, исходная руководящая идея, основное правило поведения, деятельности»[4]. В толковых словарях русского языка «принцип» понимается как научное или нравственное начало, правило, от которого не отступают, исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.п.; основополагающее первоначало, основное положение, исходный пункт, предпосылка какой-либо теории, концепции[5].
Само право в меньшей степени влияет на формирование принципов, а первенство принадлежит политике. Вместе с тем в принципах уголовно-исполнительного права нормативную значимость приобретает доктринальная составляющая, заключающаяся в научно обоснованных представлениях и взглядах, правовых воззрениях.
Иными словами, «принципы политики, выраженные в правовых нормах, становятся принципами права. Отсюда следует, что принципы уголовно-исполнительного законодательства являются основными положениями уголовно-исполнительной политики». Закрепленная в УИК РФ система принципов уголовно-исполнительного права не отражает все особенности уголовно-исполнительного права, международных принципов, правого регулирования исполнения отдельных уголовных наказаний и применения мер исправления. В ст. 8 УИК РФ кодекса Российской Федерации[6] указаны лишь общие принципы уголовно-исполнительного законодательства, которые одновременно выступают общими принципами уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права[7].
Содержание правовых принципов не всегда непосредственно сформулировано в законе, нередко они только перечислены, например, в Уголовно-исполнительном, Гражданском, Налоговом кодексах РФ и др. Но и в этих случаях содержание принципов так или иначе раскрывается в других статьях нормативного правового акта.
Однако такое закрепление принципов права, без описания содержания, порождает прежде всего свободу толкования и без того абстрактных норм-принципов. Поэтому желательным является описание содержания принципов права на примере закрепления правовых принципов в Уголовном кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, Уголовно-процессуальном кодексе РФ и др. нормативных правовых актах. Такое закрепление принципов решает сразу несколько задач:
- во-первых, обращает внимание на значимость каждого принципа в отдельности;
- во-вторых, представляется общее содержание принципа, исключается расширительное толкование. Именно такое описание принципов представляется наиболее целесообразным.
Отсутствие описания содержания принципов права в УИК РФ создаёт проблемы прежде всего правоприменителю. При этом стоит отметить, что сотрудники уголовно-исполнительной системы должны не только осуществлять реализацию принципов уголовно-исполнительного права, но и разъяснять осуждённым их значение. Отсутствие описания содержания принципов в данном случае позволяет довольно широко, субъективно толковать такие принципы, как «гуманность», «равенство» и др., что, в свою очередь, отражается на уголовно-исполнительных отношениях сотрудников и осуждённых, в том числе порождает увеличение числа жалоб осуждённых. Этим определяется особая значимость и актуальность изучения принципов уголовно-исполнительного права для поиска основных содержательных значений и дальнейшей возможности закрепления содержания принципов в УИК РФ.
Принципы уголовно-исполнительного права впервые нормативно закреплены в ст. 8 УИК РФ, а применительно к отдельным аспектам исполнения (отбывания) уголовных наказаний они конкретизированы и детализированы в нормах Общей и Особенной частей УИК РФ.
1.2 Система принципов уголовно-исполнительного права
В систему принципов уголовно-исполнительного права традиционно включают не только специфические, так называемые отраслевые, но и довольно большое количество межотраслевых и общеправовых принципов. Это определяется сутью их диалектикой взаимосвязи.
Общеправовые принципы в специальной литературе, рассматриваются как категория «всеобщего», таким образом, характеризуя особенности правоотношений в целом. В них как правило, находят свое отражение в специфических, отраслевых принципах (рассматриваемых в данном контексте, как философская категория «единичного»). Здесь же, всегда определяется и содержание каждого из них. В свою очередь межотраслевые принципы находят свое выражение в иных качественно характерных особенностях двух или более, смежных отраслей права.
В тоже время их непосредственное содержание в разных отраслях права может рассматриваться неодинаково и таким образом, в них могут раскрываться такого рода особенности, лишь применительно к конкретной правовой отрасли. Поэтому, все специфические, в данном случае отраслевые принципы в специальной литературе и законодательстве рассматриваются исключительно как категория «единичного», которой могут быть присущи только данной отрасли права, где они могут выражаться только как ее качественные характеристики[8].
Отечественными учеными, в различные этапы становления и развития уголовно-исполнительного права формулировалась различная система, и предлагались различные перечни принципов уголовно-исполнительного права.
В тоже время, все ученые-правоведы признавали, что фактически существует три самостоятельные группы принципов:
а) общеправовые принципы - это принципы, которые присущи всем отраслям права, вне зависимости от категории контурных правоотношений, регулируемых этой отраслью;
б) межотраслевые принципы - это принципы, которые присущи смежным отраслям права (в частности уголовному, уголовно-исполнительному и уголовно-процессуальному;
в) отраслевые принципы присущи только данной отрасли права, которые отражают ее характерные особенности, внутреннюю структуру и ее сущность.
Академик В.Н. Кудрявцев и профессор С.Г. Келина, полагали, что «общеправовые принципы действуют через отраслевые, а специфические отраслевые принципы являются не чем иным, как своеобразным преломлением общеправовых принципов»[9].
Профессор Н.А. Стручков, придерживался несколько иной точки зрения. В частности, от отмечал, что к общеправовым принципам, относил такие принципы как:
а) принцип «социалистического гуманизма»;
б) принцип «социалистического демократизма»;
в) принцип «сочетания убеждения и принуждения»[10].
Так, например, определённый им принцип «социалистического демократизма», должен был «выражается:
- в закрепленной в законе демократической сущности всевозможных процессов осуществляемого исправительно-трудового воздействия на осуждённых и общественно-профилактического воздействия и перевоспитания;
- в подлинно народной сущности отдельных норм и целых институтов исправительно-трудового права;
- в признании осужденного основным субъектом исправительно- трудовых правоотношений.
Такой принцип, как «сочетание убеждения и принуждения», по мнению профессора Н.А. Стручкова, который лежит в основе норм, содержащихся в «Основах исправительно-трудового законодательства», нашел свое закономерное выражение в требованиях умелого и правильного соотношения убеждения и принуждения в непосредственном процессе исполнения уголовного наказания и в обязательном осуществления соединенного с ним в данном контексте исправительно-трудового воздействия. Сюда же по мнению, автора, должно быть включено и общественное воспитательно-профилактическое воздействие, и перевоспитание воспитание осужденных[11].