Файл: Повышения производительности труда в компании: совершенствование мотивации работников (МУП «Водоканал»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для хорошего контакта с работниками учитываются психологические моменты. При встрече с работниками необходимо поощрять их стремление высказаться по актуальным проблемам. Чтобы не забыть внесенные предложения их лучше кратко записывать и после анализа внедрять, не забывая поощрять работников, внесших рационализаторские предложения.

Важно отметить также, что необходимо встречаться с работниками не только в рабочее время, но и в не рабочее. На таких встречах можно обсудить общее положение дел на предприятии, послушать выступления работников.

Рабочий день руководителя не лимитирован и разнообразен. Если представить в общем виде, то можно сказать, что руководитель МУП «Водоканал» в течение своего рабочего дня выполняет следующие виды работ.

1. Запланированные заседания, встречи – 60 — 65%;

2. Разговоры по телефону – 3 — 6%;

3. Работа с документами – 17 — 22%;

4. Поездки, осмотры – 3 — 7% ;

5. Незапланированные встречи – 7%;

6. Отдых – 2%;

7. Потери времени – 2%.

Приведенные выше данные характеризуют общую ситуацию и варьируют в зависимости от особенности рабочего дня.

Для всестороннего и полного анализа затрат рабочего времени необходимо проводить постоянную работу по учету затрат.

Умение ладить с людьми — это менеджмент, умение ладить со временем – самоменеджмент. Причем качество последнего определяет эффективность первого. Самоменеджментом называют последовательное и целесообразное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.

Особенность современного взгляда на руководителя как лидера коллектива состоит в том, что он рассматривается как носитель инновационной организационной культуры, как основной инициатор последовательных изменений в организации. Важнейшие черты руководителя МУП «Водоканал»: профессионализм, способность вести за собой коллектив, стремление создавать и поддерживать хороший психологический климат.

Определенным итогом самоменеджмента выступает качество жизни руководителя в целом. Для успешного руководителя характерными показателями этого качества являются креативность, целостность, обеспеченность материальными и духовными благами, комфортность, высокое качество общения с командой управленцев и другими людьми, непрерывное самообразование и расширение сознания менеджера и т.д. В определенном смысле для менеджера работа становится хобби, а хобби составляет работу. Духовные поиски, поиски смыслов жизни для себя и подчиненных тесно переплетаются с поиском направлений развития и будущих стратегий поведения компании. Отдых и труд также взаимно перетекают друг в друга. Так, мозг иногда работает явно в неурочное время (например ночью), а иногда в течение рабочего дня просто необходимо отвлекаться от деловых мыслей за чашечкой кофе (ибо самые эффективные решения приходят на фоне расслабленного сознания).


Таким образом, самоменеджмент — вещь очень неординарная и творческая. Она вырастает из сути менеджера как человека, из осознания им внешнего и внутреннего мира. Успешный самоменеджмент — залог успешности менеджмента в целом.

Можно так же сделать вывод о том, что управление временем касается в большей степени организации рабочего времени, чем его экономии. Руководитель МУП «Водоканал» должен стремиться к правильному распределению времени, исходя из личных интересов и интересов предприятия. Нужно так использовать время, чтобы обеспечить выполнение максимального числа задач, которые в свою очередь обуславливают выполнение промежуточных задач, ведущих к реализации основной цели. То, насколько успешно руководитель МУП «Водоканал» будет претворять в свою работу принципы эффективного использования времени, зависит в первую очередь от него самого и от его желания работать рационально.

Таким образом, очевидно, что распределять дела и время потраченное на них следует так, чтобы этого самого времени хватало на все дела, и конечно же не следует забывать об отдыхе. Следующее на что следует обратить внимание это классификация дел по степени важности, а также распределению и расчленению каждого серьёзного мероприятия, т.е. мероприятия, обладающие определённой степени важности для вас. Не следует обходить внимание различные вспомогательные средства помогающие организации своего времени, такие, например как: различного рода органайзеры, электронные записные книжки, карманные компьютеры, и секретарь.

Таким образом, в данном параграфе был проведен анализ рабочего времени руководителя исследуемого предприятия. Приведенные выше данные распорядка рабочего дня руководителя характеризуют общую ситуацию и варьируют в зависимости от особенности работы.

Для всестороннего и полного анализа затрат рабочего времени необходимо проводить постоянную работу по учету затрат.

2.3 Анализ взаимосвязи между служебной и внеслужебной деятельностью руководителя

Каждый человек стремится к нормальной здоровой деятельности, поэтому планирование своей жизни должно быть естественным делом. При этом определяются цели, которые становятся ориентирами деятельности на будущее. Целью планирования жизни является поиск наиболее подходящих способов её устройства. Планируя свою жизнь, мы стремимся целесообразнее и полезнее использовать наши духовные силы. Планирование позволяет выяснить, что является для нас важным сейчас и в будущем.


Человека характеризуют чёткая жизненная цель и возможности использовать свои духовные и физические силы применительно ко всем составным частям мотивации жизни. Иерархия основ мотивации жизни руководителя МУП «Водоканал» представлена следующим образом:

1. Моя жизнь как личности.

2. Семейные отношения.

3. Трудовая жизнь.

4. Отношения с друзьями.

5. Увлечения. Досуг.

6. Материальное положение.

7. Самосовершенствование.

Все объекты планирования связаны между собой, и нельзя планировать какой-либо из них изолированно от других.

На жизненные обстоятельства руководителя МУП «Водоканал» как личности оказывают воздействие различные объективные и субъективные условия, такие как:

- личные качества;

- уровень подготовки к назначению на должность и готовность к назначению;

- готовность к назначению на более высокую должность;

- условия труда;

- перегрузки;

- удовлетворённость работой и восприятие её как источника вдохновения;

- социальное положение (должность, семейное положение, возраст, положение супруга (и) и т.д.);

- занятия спортом, которые определяют состояние здоровья и самочувствие руководителя.

На поведение руководителя МУП «Водоканал» оказывают влияние совместимость и согласованность профессиональных требований и требований, предъявляемых за пределами служебной деятельности. Эти требования должны быть совместимы, что выражается в объёме рабочего и свободного времени, и в том, как используется свободное время. Наивысшая степень удовлетворения потребностей отмечается по позициям "профессиональная деятельность". Далее идут виды деятельности, связанные с выполнением семейных обязанностей. Низкая степень удовлетворения потребностей зарегистрирована по позициям "занятия спортом" и "хобби". Ярко выраженный дефицит отмечается также по позиции "отдых и развлечения", хотя эти виды рассматриваются как важные.

Семья руководителя - очень важная жизненная сфера, значение которой с увеличением возраста руководителя растёт. В семье и под её влиянием формируется и направляется образ мыслей и поведения руководителя. Она является той социальной средой, в которой в значительной мере реализуется и формируется отношение к здоровью, культурной и духовной жизни.

Стремительные темпы научно-технического прогресса, ускорение темпа жизни современного человека, информационные перегрузки, физические факторы (повышение уровня радиации и электромагнитных излучений, возрастающий шум, загрязнение окружающей среды) имеют прямое отношение к здоровью людей и руководителя в частности.


Систематические перегрузки и вытекающие из них состояния напряжения становятся для руководителя МУП «Водоканал» все более обычными. Современная трудовая жизнь - это пример слишком напряженного ритма жизни. Руководитель в своей повседневной работе сосредоточен на решении многих задач. Все это вызывает активную нервную деятельность, что, в свою очередь, требует больших усилий.

Если человеку не удается вырваться из состояния сверхвозбудимости и перенапряжения в течение длительного времени, то у него может появиться опасность развития какого-либо психического или физического заболевания. Как же уберечь себя от преждевременного старения и потери трудоспособности? Прежде всего, каждый руководитель должен соответствовать занимаемой должности. Такой работник использует свои способности в меру их развития, легко приспосабливается к имеющимся условиям. Для него характерны увлеченность и высокая продуктивность, он лучше защищен от профессиональных заболеваний, которым подвержены, прежде всего, люди, не способные к данному виду трудовой деятельности. Поэтому четкое знание требований к конкретной руководящей должности н умение отбирать претендентов на нее - это пути ограждения людей от профессиональных болезней.

3 Предложения по совершенствованию практических элементов самоменеджмента конкретного предприятия

Решающее значение для устранения недостатков в практике повседневной деятельности имеет рациональное использование руководителем рабочего времени.

Важным шагом при создании эффективной системы управления собственным временем для руководителя является определение целей деятельности как на короткий, так и на длительный период. Управление на основе целей не связано с дополнительными усилиями, так как базируется на процессе планирования с определением предельных сроков выполнения намеченных действий или мероприятий.

Цели, намеченные руководителем, не только определяют те действия, которые следует осуществить, но и стимулируют их исполнение. Постановка целей означает для руководителя сознательное осуществление своих действий. Целеполагание для руководителя действует как движущая сила, энергия которой исчезает лишь тогда, когда цель достигнута. Цели, определяемые руководителем, должны быть:


— реалистичными и конкретными;

— ориентированными не на осуществление деятельности, а на достижение конкретного результата;

— измеримыми и ограниченными по времени конкретными сроками.

Определение целей есть лишь начальный этап. Необходимо преобразовать цель в план действий по ее достижению. Необходимо определить степени важности и решить, какие цели и задачи важнее всего, а какие могут подождать. Успешное решение задачи выделения степеней важности оказывает сильное влияние на рост эффективности работы руководителя.

Предпосылкой достижения целей руководителем является использование его рабочего времени на реализацию мероприятий, которые ведут к этим целям. Многими руководителями «управляют» случайности. У них нет ясной базы для принятия решений при планировании времени. Последовательность их действий часто управляется внешними факторами. Причинами этого является недостаток хорошо организованной базы для принятия решений, а также выработанная привычка планировать время в недостаточной связи с желанием достичь поставленных целей.

Очевидным является факт, что готовность руководителя к эффективной работе во многом определяется практикой его повседневной деятельности, а решающее значение для формирования стиля руководства имеет рациональное использование рабочего времени.

Введение периодов планирования способствует более точной оценке обстановки в целом, облегчает выделение главного, повышает уровень исполнения и помогает руководителю принять правильное решение, как наиболее целесообразно использовать рабочее время.

Чтобы получить как можно лучшие результаты при планировании рабочего времени, руководителю необходимо использовать такое понятие, как «периоды планирования»: день, неделя, месяц, год. Каждый период планирования должен рассматриваться отдельно. В этой связи рекомендуется иметь отдельный план для каждого периода.

Главное преимущество, достигаемое путем планирования работы, состоит в том, что планирование рабочего времени приносит выигрыш во времени. В этой связи у руководителя появляется возможность использовать имеющееся у него рабочее время для плодотворной и успешной деятельности и достичь поставленных целей с возможно меньшим расходом времени. Планирование как важнейшая составная часть организации личного труда означает подготовку к реализации намеченных целей и структурирование (упорядочение) рабочего времени.

Чтобы составить хороший план использования рабочего времени, важно точно знать свой бюджет времени и совокупность планируемых задач. Необходимо установить приоритетность дел и строго следовать ей даже в том случае, когда менее важные дела выполняются намного легче и быстрее, чем более важные. При составлении индивидуального плана следует предусмотреть время, необходимое для проведения различных совещаний, бесед с коллегами и подчиненными, для приема посетителей, для командировок и прочее.