Файл: Повышения производительности труда в компании: совершенствование мотивации работников (МУП «Водоканал»).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие, сущность и составляющие самоменеджмента
1.1 Планирование индивидуальной работы руководителя
1.2 Организация рабочего места руководителя
1.3 Самообразование руководителя
2 Анализ практического использования элементов самоменеджмента на примере конкретного предприятия
2.1 Характеристика предприятия
2.3 Анализ взаимосвязи между служебной и внеслужебной деятельностью руководителя
3 Предложения по совершенствованию практических элементов самоменеджмента конкретного предприятия
Важнейшим звеном месячного (годового) планирования является определение ключевых направлений деятельности. На основе данных направлений руководитель должен разработать личный план деятельности и бюджет на предстоящий месяц (год). При этом имеющееся в распоряжении руководителя время индивидуализируется в календарном плане работы настолько точно, насколько это возможно на месяц (год) вперед.
Важной составляющей эффективной деятельности руководителя является его умение принять решение о том, каким из задач, стоящих перед ним, следует придавать первостепенное, второстепенное и т. д. значение в практике повседневной работы. Каждый день руководителю приходится принимать решение об установлении приоритетов решаемых задач и проблем. В этой связи актуальным для любого руководителя является умение сознательно устанавливать однозначные приоритеты, последовательно и системно выполнять задачи, включенные в план, с соответствующей очередностью выполнения [11, с. 48].
В практике повседневной работы руководителю не рекомендуется первоначально браться за решение самых простых и легких задач, которые требуют минимальных затрат рабочего времени. Следует приступать к решению задач, сообразуясь с их значением и важностью.
Это положение подтверждается известным принципом Парето или принципом 80:20. В общем виде данный принцип свидетельствует о том, что внутри данной группы или множества отдельные малые части обнаруживают намного большую значимость, чем это соответствует их относительному удельному весу в этой группе. Перенесение содержания принципа на рабочую ситуацию означает, что в процессе работы за первые 20% расходуемого времени руководителем достигается 80% итогового результата. Остальные 80% затраченного времени приносят ему лишь 20% общего итога работы. Следовательно, руководителю рекомендуется первоначально решать немногочисленные «жизненно важные» проблемы, а затем — многочисленные «второстепенные». Нельзя забывать, что исходным условием, объективной основой и конструктивным инструментом становления профессионального менеджера является потенциал его самоорганизации. Но как бы ни были значимы роль личности и реализуемая модель самоорганизации, успех деятельности менеджера зависит от реальных знаний и возможности их эффективного применения на практике.
1.2 Организация рабочего места руководителя
Организация рабочего места руководителя и производительность управленческого труда находится в прямой зависимости от состояния рабочих мест и условий, в которых трудится руководитель.
Организация рабочего места – процесс упорядочения и согласования взаимодействий элементов рабочего места (системы рабочих мест) за счёт установления определённых параметров элементов и определённой структуры отношений между элементами, а также между элементами и механизмами, регламентирующими их взаимодействия. Основными, «сквозными» направлениями организации рабочих мест, едиными для любого рабочего места, являются: специализация и оснащение рабочих мест; пространственная планировка рабочих мест; обслуживание рабочих мест. В настоящее время разработано более 5 тыс. типовых проектов организации рабочих мест для различных категорий административно-управленческого персонала. При организации рабочих мест аппарата управления необходимо соблюдать ряд экономических, эргономических и эстетических требований:
Требования к организации рабочего места руководителя:
- Материальная и моральная заинтересованность. Менеджер должен сформировать систему мотивов, побуждающих сотрудников систематически улучшать режим и условия их труда.
- Удобство мебели. Задача состоит в том, чтобы выбрать габариты и форму мебели с учётом антропометрических данных личности и удобно разместить её на рабочем месте.
- Наличие средств оргтехники. Рабочее место должно быть оборудовано соответствующей оргтехникой, а, следовательно, создана технология эффективного её использования.
- Благоприятные санитарно-гигиенические и эстетические условия труда. В помещении должны быть оптимальными температурный режим, освещение, влажность воздуха, цвет стен, мебели и т.п. Рациональный режим труда и отдыха. Ненормированный рабочий день менеджера делает необходимым установление ему гибкого графика выхода на работу с учётом утомляемости человека. Рациональная организация труда и рабочего пространства руководителя – один из показателей культуры управления, критерий нравственных ценностей личности. По нему определяется совокупность знаний и навыков руководителя в отношении организации своей деятельности и формирования образа делового человека. Следовательно, современной организации труда, внешнему виду, речи, манерам поведения руководителя должно соответствовать и его рабочее место [9, с. 437].
Одним из элементов организации рабочего места является его планировка. Для оптимальной планировки рабочего места используется два стола с выдвижной полкой для клавиатуры. Вращающийся стул с подлокотниками оснащен пневматической системой регулировки высоты и угла наклона спинки. Дисплей имеет плоский цветной экран размером 17 дюймов по диагонали. Используется электронно-лучевая трубка. Есть возможность раздельной настройки яркости и контрастности фона, вертикальной и горизонтальной разверстки и снятия электромагнитного поля экрана. Доступна функция изменения теплоты цветов в пределах от 15 до 3 Ккал. Дисплей установлен на подвижной шарнирной опоре, что позволяет изменять угол обзора. Клавиатура и мышь подключены к системному блоку через инфракрасные порты, что исключает наличие проводов и повышает мобильность этих устройств.
Благодаря поворотному креслу на колесиках, есть возможность свободно работать с принтером и сканером. Угловая планировка рабочего места позволяет избежать лишних движений в процессе работы и при использовании периферийных устройств, так как до них можно легко достать рукой. Компоновка компьютерной мыши и клавиатуры на одной изогнутой полке объясняется тем, что 65% операций на компьютере осуществляется графическим манипулятором, следовательно, его необходимо разместить как можно удобнее.
В соответствии с санитарными нормами на одно рабочее место, оснащенное компьютером, предусматривается не менее 6 м2 площади и кубатура не менее 19,5 м3 [10, с. 367].
Условия труда менеджера при работе на компьютере характеризуется возможностью воздействия на него следующих производственных факторов: шума, тепловыделений, ионизирующих и неионизирующих излучений, специфических условий зрительной работы. Микроклимат на рабочем месте оказывает большое влияние на состояние здоровья и производительность труда менеджера. Ввиду того, что видеотерминалы являются источником тепловыделений, это может привести к повышению температуры и снижению относительной влажности воздуха на рабочих местах, что способствует раздражению кожи.
С учетом специфики управленческого и производственного процесса, т.е. повышенной температуры и пониженной влажности в помещении, организуется система вентиляции на базе одного кондиционера с возможностью регулировки температуры и влажности воздуха, а также предусматривается приточная система вентиляции.
Основными источниками шума на рабочем месте менеджера, оборудованном видеотерминалами, являются копировальная техника, принтер, сканер, факс, модем и оборудование для кондиционирования воздуха, в самих видеотерминалах – вентиляторы систем охлаждения и трансформаторы [10, с. 401].
Снижение шума обеспечивается за счет использования современного малошумного оборудования (современных компьютеров, дисководов, лазерных принтеров, сканеров и т. д.), применением звукопоглощающих материалов при облицовке помещения, различных звукопоглощающих устройств (прокладок под принтер) и, кроме того, рациональной планировкой рабочего места и удалением принтера и дисководов от менеджера, работающего на видеотерминале [16, с. 207].
Важное место в комплексе мероприятий по охране труда и оздоровлению условий труда занимает создание оптимальной световой среды, то есть рациональная организация естественного и искусственного освещения помещения и рабочих мест.
Искусственное освещение должно создавать хорошую видимость информации на экране видеотерминала и рабочих материалов на столе. Для освещения рабочего места менеджера применяется комбинированное освещение (общее + местное). Местное освещение обеспечивается светильниками, устанавливаемыми непосредственно на рабочем столе ниже или на уровне линии зрения менеджера, чтобы не вызывать ослепления[12, с. 133].
Рациональная организация рабочего места руководителя обеспечивает создание в управленческой деятельности максимальных удобств и благоприятных условий труда, повышает содержательность работы.
1.3 Самообразование руководителя
Менеджерам и руководителем постоянно приходится иметь дело с технологическими изменениями процесса производства, а также с новыми требованиями к ведению бизнеса. Успешная адаптация к таким изменениям требует компетентного руководства, поскольку необходимо помогать персоналу повышать квалификацию и в полной мере использовать сложившиеся обстоятельства. Но прежде чем управлять другими людьми, займитесь собственным развитием.
Конечно, встречаются «прирожденные начальники», однако большинству хороших руководителей приходится осваивать соответствующие навыки. Задача данной публикации — помочь вам оценить существующие навыки руководства, выявить возможности для самосовершенствования и помочь в разработке личного перспективного плана.
Самосовершенствование необходимо каждому, но особенно менеджерам и руководителям, в задачу которых входит управление другими людьми. Однако развивать навыки руководства следует не только менеджерам. В современном деловом мире, при меняющейся структуре организаций, высокой самостоятельности сотрудников и необходимости своевременно и гибко откликаться на запросы клиентов, каждому человеку нужно уметь возглавить коллектив.
Самообразование руководителя можно рассматривать с двух сторон: как безпрерывное увеличение собственных профессиональных знаний, а также в качестве обновления и анализа своего опыта для того, чтобы убрать из него то, что на сегодняшний день потеряло свою актуальность.
Мотивы самообразования возникают при условии осознания проблем в процессе работы. Если эти проблемы не будут осознаваться начальником, в таких условиях руководитель коллектива просто потеряет важность. Поскольку не все новые проблемы можно решать старыми методами.
Важно отметить, что система самообразования не ограничивается только обменом опыта и небольшим кругом специальной литературы. Программа также должна предусматривать ознакомление с новейшими достижениями в науке, получение новых знаний, методики и технологии управления и пр.
Главное условие обеспечения работоспособности системы самообразования руководителя - это разработка ее как многофункциональной системы. Ведь такой подход обеспечит реализацию не только образовательной функции, но и других, направленных на поддержание, а также обеспечение практических потребностей в работе по управлению коллективом. К дополнительным функциям можно отнести: информационную, исследовательскую, консультационную и экспертную.
2 Анализ практического использования элементов самоменеджмента на примере конкретного предприятия
2.1 Характеристика предприятия
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (далее - МУП "Водоканал") (юридический адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Касаткиной 9) основано на муниципальной форме собственности и находится в отраслевом подчинении - управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
МУП "Водоканал" осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, нормативными актами, регулирующими деятельность предприятия и Уставом. Предметом деятельности предприятия является:
а) выполнение работ и оказание услуг по обеспечению населения, предприятий и организаций г. Архангельска питьевой и промышленной водой;
б) прием в канализационную сеть и очистка сточных вод.
Вся производственная деятельность предприятия ориентирована на внутренний рынок города Архангельска. Потребителями услуг являются:
1 группа потребителей – население 36%;
2 группа потребителей – организации, финансируемые из местного бюджета 2%;
3 группа потребителей - организации, финансируемые из краевого и федерального бюджетов, а также крупные и мелкие промышленные и коммерческие структуры 62%.