Файл: Особенности управления муниципальным образованием г. Архангельск (Разработка предложений по решению проблем и повышению эффективности управления в МО"Архангельск").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные ᅟспортивные ᅟсооружения:

- стадионы: «Труд», «Динамо», «Буревестник», «Волна» (Соломбала), «Юность» (Соломбала), стадион ДЮСШ-6 (Северный ᅟокруг);

- бассейны: «Водник» (50 м), спортивный корпус САФУ (25 м), центр дополнительного образования (25 м), бассейн «ФСК имени А.Ф. Личутина» в Северном округе (25 м);

- парусный центр «Норд» в Соломбале.

- центр развития спорта «Норд Арена» — многофункциональный спортивный комплекс, включающий в себя бассейн (25 м), современный спортивный зал, позволяющий проводить одновременно до трёх волейбольных матчей, тренажёрный зал и т. д.[13]

4. Финансы муниципального образования

Основные финансовые показатели МО «г. Архангельск» за 2010-2017 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Основные финансовые показатели МО «г. Архангельск» за 2010-2017 гг.

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

Структура организаций города Архангельска по формам собственности

Организаций, всего

13417

13120

13065

13505

12660

13016

12063

11561

в том числе по формам собственности:

государственная

407

405

395

432

417

406

399

385

муниципальная

267

233

231

216

205

206

202

210

общественные, религиозные объединения

624

624

607

633

601

576

555

559

частная

11762

11516

11519

11918

11176

11588

10686

10219

прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную

357

342

313

306

261

240

221

188

5.Промышленность

-добыча полезных ископаемых

72,1

64,9

30,3

57,7

...3

...3

...3

...3

-обрабатывающие производства

14541,3

15601,7

15347,3

12401,6

12480,1

14363,7

16948,7

17896,0

-производство и распределение электроэнергии, газа и воды

12818,7

20347,3

20256,0

20019,9

13139,1

13364,2

14655,4

-

-водоснабжение; водоотведение,

-

-

-

-

-

-

-

1777,2

-обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

-

-

-

-

-

-

-

13726,3

6.Индексы цен по важнейшим отраслям экономики

-индекс потребительских цен

109,6

105,4

106,0

106,8 4

113,0 4

113,0 4

107,2

103,3

- индекс цен на строительно-монтажные работы

104,8

115,7

113,1

108,0

103,3

7. Строительство

- ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс.кв.м

90,1

71,0

70,4

94,9

63,2

77,7

84,5

137,6

в том числе за счет средств населения

7,1

7,1

8,4

7,0

5,8

7,5

9,9

8,5

8.Инвестиционная деятельность

-объем инвестиций в основной капитал , млн. руб.

13083,1

23292,9

20546,9

14206,6

18210,4

13720,3

17024,6

20203,4

-% к предыдущему году(в фактических ценах), %

111,5

в ᅟ1,8 ᅟраз

88,2

69,2

128,2

75,4

124,1

118,7

9.Транспорт общего пользования

Грузооборот организаций транспорта, всего, млн.ткм.

- морской

8385

6749

6147

4512

3192,0

-

-

-

-внутренний водный

661

902

680

770

567,7

-

-

-

- воздушный

.....3

.....3

.....3

.....3

.....3

-

-

-

- автомобильный

.....3

282,2

184,9

963,5

1452,0

1273,0

650,7

559,7

Перевезено грузов организациями транспорта, всего, тыс.тн.

- морской

2038

1654

1577

1173

860,8

-

-

-

-внутренний водный

1164

1912

1930

2183

1720,7

-

-

-

- воздушный

.....3

.....3

.....3

.....3

.....3

-

-

-

- автомобильный

.....3

12787

7629

23260

36318

31432

8788

6549

Перевезено пассажиров организациями транспорта,тыс. чел.

- морской

.....3

.....3

.....3

.....3

.....3

-

-

-

-внутренний водный

.....3

.....3

1116

1056

938,2

-

-

-

- воздушный

.....3

.....3

.....3

.....3

.....3

-

-

-

- автомобильный

63645,4

60381,1

52763,3

30900,0

61973,0

63949,0

67803,0

67488,0

Пассажирооборот организаций транспорта, млн. пасс-км.

- морской

.....3

.....3

.....3

.....3

.....3

-

-

-

-внутренний водный

.....3

.....

5,7

6,0

.....3

-

-

-

- воздушный

.....3

.....3

.....3

.....3

.....3

-

-

-

- автомобильный

420,0

391,0

353,0

190,0

415,0

414,0

441,0

488,0

10.Оборот розничной торговли по организациям

-оборот розничной торговли, млн. руб.

9098,4

10584,3

12355,7

17398,2

20163,3

21795,4

24014,3

26922,2

-оборот общественного питания, млн. руб.

254,6

241,4

227,8

245,0

316,6

494,6

621,3

749,7

11.Объем платных услуг, оказанных населению города, млн.руб.

16932,1

19431,4

18781,0

19716,5

18589,1

19780,0

20621,0

21900,3

12. Сальдированный финансовый результат организаций ², млн. руб.

2942,6

899,7

264,6

2252,7

-3000,0

6567,2

15189,1

13695,3

13. Среднемесячная заработная плата одного работника организаций , руб.

25020,7

27840,2

31580,2

35754,4

38300,3

40328,1

43194,3

45077,3

14.Среднесписочная численность работников организаций

120,1

114,7

113,4

104,5

99,2

96,7

91,7

87,5

15.Занятость населения города Архангельска

-общее число безработных, чел.

4210

3028

2527

2876

2996

3790

3906

3479

- число официально зарегистрированных безработных , чел.

1505

1096

1041

1078

1259

1754

1571

1464

-число трудоустроенных за год ,чел.

2752

1908

1365

1292

1176

1316

1676

1460

-уровень безработицы (на конец года), %

0,7

0,5

0,5

0,5

0,6

0,8

0,8

0,8

16.Состояние системы здравоохранения

- число больничных учреждений, ᅟед.

20

19

19

19

19

19

18

18

- ᅟчисло врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, ед.

54

54

53

52

49

41

48

73

- ᅟчисленность ᅟврачей, чел.

3844

3601

3369

3307

3290

29495

29905

31035

- численность среднего медицинского персонала, чел.

6033

5510

5955

5873

5757

57755

56225

56825

- число больничных коек

4937

4577

4833

4787

4609

4550

4333

4287

17.Состояние ᅟобразовательной ᅟсферы

число дошкольных учреждений, всего

77

78

78

66

57

58

58

59

численность детей, охваченных дошкольным образованием,всего, тыс.чел.

16,0

16,3

17,0

17,9

18,1

19

19,1

19,2

число образовательных школ, всего

66

64

63

62

60

60

60

59

-численность учащихся в образовательных школах, всего, тыс.чел.

33,0

34,3

33,7

34,7

35,4

36,3

37,3

38,2

18.

Правонарушения

Всего зарегистрировано преступлений

9017

8648

8295

7891

7098

7432

6766

6818

Уровень раскрываемости , %

43,1

42,2

47,6

46,5

52,6

54,3

52,2


Бюджет муниципального образования «Город Архангельск» (городской бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования «Город Архангельск». Доходная часть городского бюджета муниципального формируется за счет следующих доходных источников:

- налоговые доходы,

- неналоговые доходы,

- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Традиционно в последние годы основными источниками собственных доходов городского бюджета являются:

- налог на доходы физических лиц, составляющий основную долю налоговых и неналоговых доходов городского бюджета;

- налоги на имущество;

- налоги на совокупный доход.

Расходная часть городского бюджета формируется исходя из необходимости гарантированного обеспечения действующих расходных обязательств и принятия новых расходных обязательств в соответствии с планируемыми результатами и приоритетами развития города.

Структура расходов городского бюджета выглядит следующим образом:

- расходы на содержание отраслей социально-культурной сферы, составляющие наибольший объем расходов городского бюджета;

- расходы на функционирование городского хозяйства, носящие приоритетный характер;

- расходы на правоохранительную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

- расходы, направленные на решение общегосударственных вопросов.

Исполнение городского бюджета осуществляется в условиях планового дефицита городского бюджета, основными источниками финансирования которого служат:

- заемные средства;

- остатки средств городского бюджета;

- иные источники финансирования дефицита городского бюджета.

4.1. Сравнительный анализ с МО Северодвинск

Для анализа финансово-экономического управления МО Архангельск, проведем сравнение бюджета на 2018г. с бюджетом МО Северодвинск. Аналитические данные представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Сравнительная характеристика бюджета г. Архангельска и г. Северодвинска в 2018г

Статьи

Архангельск

Северодвинск

Млн.руб.

%

Млн.руб.

%

ДОХОДЫ

8 207,7

100,0

5588,7

100,0

Налоговые доходы всего

3910,8

47,6

2896,6

51,8

Налог на доходы физических лиц

3101,4

37,8

2481,1

44,4

Акцизы

14,6

0,2

11,3

0,2

Налоги на совокупный доход

472,0

5,8

414,2

7,4

Налоги на имущество

237,0

2,9

213,2

3,8

Прочие налоговые доходы

85,8

1,0

202,3

3,6

Неналоговые доходы всего

623,4

7,6

416,2

7,4

Доходы от сдачи в аренду земельных участков

160,3

2,0

108,5

1,9

Доходы от сдачи в аренду имущества

163,5

2,0

101,7

1,8

Доходы от продажи имущества и земельных участков

116,1

1,4

73,2

1,3

Прочие неналоговые доходы

183,5

2,2

132,8

2,4

Межбюджетные трансферы

3673,5

44,8

2275,9

40,7

Субсидии

402,1

4,9

112,3

2,0

Субвенции

3261,1

39,7

2162,1

38,7

Иные межбюджетные трансферы

10,3

0,1

1,5

0

РАСХОДЫ

8340,9

100,0

5607,3

100,0

Социально-культурные

5641,0

67,6

3982,4

71,0

Образование

4692,0

56,3

3369,5

60,1

Культура

928,2

3,9

262,4

4,7

Социальная политика

591,6

7,1

233,8

4,2

Физическая культура и спорт

29,2

0,4

116,7

2,1

Городское хозяйство

1382,0

16,6

1032,0

18,4

Национальная экономика

839,0

10,1

571,9

10,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

543,0

6,5

458,3

8,2

Охрана окружающей среды

0

0

1,8

0

Прочие расходы

1316,0

15,8

592,9

10,6

Общемуниципальные и иные расходы

941,0

11,3

719,8

12,8

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

33,0

0,4

58,0

1,0

Обслуживание муниципального долга

342,0

4,1

115,1

2,1

ДЕФИЦИТ

133,2

18,6

ПРОФИЦИТ


Исходя из данных, полученных в Таблице 2, мы видим, что основной показатель бюджета (дефицит\профицит) дефицит, в Северодвинске значительно превышает показатель Архангельска. А на 2019 год в Северодвинске запланирован уже профицит бюджета. Далее рассмотрим, какие показатели привели к такой разнице.

В сравнении с меньшим общим показателем дохода в Северодвинске, уровень налоговых доходов там значительно выше, нежели в Архангельске, хотя уровень межбюджетных трансферов наоборот, ниже.

Из вышеизложенных данных, можно сделать вывод о том, что бюджет Архангельска недополучает налоговые доходы. К данному вопросу следует обратиться администрации муниципального образования.

Далее мы видим, что уровень прочих расходов в Архангельске также велик, нежели в Северодвинске. В этом случае администрации МО Архангельск стоит рассмотреть варианты сокращения прочих расходов с целью сокращения дефицита бюджета на будущий год.

В целом, финансово-экономическое управление Архангельска и Северодвинска привело оба муниципальных образования к дефициту бюджета, что говорит о недостаточном уровне управления.

5. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В МО «Архангельск»

В ходе исследования посредством опроса населения, было выявлено, что основной проблемой или слабостью социальной сферы города Архангельска является малое количество реализации социальных проектов и программ.

В качестве приоритетных социальных проектов г. Архангельска предлагаем создавать и реализовывать проекты, выполняющие сразу же несколько задач социальной сферы, например, создавая многофункциональные центры, обеспечивающие потребности различных групп населения. Инструментом реализации социальных проектов в городе должен стать механизм муниципально -частного партнерства (МЧП).

Основными направлениями использования государственно-частного партнерства в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Архангельской области на период до 2030 года, являются транспортные инфраструктурные проекты, проекты в жилищно-коммунальной сфере, социальные инфраструктурные проекты (в сфере здравоохранения, образования, культуры и т.д.), проекты инженерной инфраструктуры, инновационные и экологические проекты. Центральное место среди отраслей социальной сферы занимают образование и здравоохранение[18].


На настоящий момент на федеральном, региональном и местном уровне не созданы предпосылки для развития низкорисковых и относительно дешёвых проектов, которые наиболее востребованы в здравоохранении и образовании (например, при строительстве больниц и школ). В то же время для сферы образования возможно применение МЧП как для создания инфраструктуры, так и для финансового и инвестиционного обеспечения, переподготовки кадров и отбора, хозяйственной и научной деятельности. Успешность публичных инвестиционных проектов в социальной сфере напрямую зависит от качества управления ими, а именно, от того, насколько эффективно осуществляется взаимодействие между органами публичной власти по их разработке и реализации. Необдуманные и недостаточно взвешенные инвестиционные решения могут не только привести к неэффективному использованию бюджетных средств, но и подорвать доверие к публичной власти и повредить потенциальному росту инвестиций в отрасли социальной сферы.

Как отмечал Губернатор Архангельской области Игорь Орлов: - «В условиях ограниченности бюджетных средств стоит задача максимально использовать потенциал бизнеса для реализации социальных задач. Преимуществом МЧП является привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора, что открывает новые возможности для инновационных решений при оказании услуг, сокращаются сроки строительства, повышается контроль качества работ и целевого использования выделенных средств»[18].

В сферах образования, здравоохранения, культуры и спорта Архангельска наиболее перспективными направлениями МЧП являются проекты, связанные с объектами недвижимости. Могут получить развитие проекты реставрации и реконструкция памятников архитектуры, музеев-усадеб и т.д., строительство и эксплуатация культурно-досуговых учреждений в Северодвинске.

В структуре имущества высока доля объектов культуры, приватизация которых запрещена или нецелесообразна, но для эффективного развития данных объектов, требуется, как привлечение частных инвестиций, так и новые бизнес-идеи.

Пилотные практики проектов МЧП, существующие в городах Российской Федерации, показывают, что такой подход возможен. Социальная сфера сегодня становится одним из главных факторов инвестиционной привлекательности территории, поэтому все чаще мы видим примеры, когда проекты МЧП могут выходить на самоокупаемость, а социальная сфера и бизнес способны взаимодействовать на равных.


Применение механизмов МЧП в отношении объектов социальной сферы города пока не получило значительного распространения в Северодвинске. На сегодняшний день существуют единичные примеры, которые можно охарактеризовать, как лучшие практики в первую очередь в строительстве корпусов больниц, школ, детских садов, строительстве спортзалов, благоустройстве памятников, парков, скверов и иных общественных пространств, а также в отношении реставрации объектов культурного наследия.

Закон о МЧП применим к объектам в социальной сфере, поскольку они входят в перечень, подтвержденный федеральным законом, и являются одними из ключевых инфраструктурных объектов, которые могут быть созданы или реконструированы на принципах МЧП. Помочь реализации социальных проектов он может тем, что бюджетные учреждения, которые являются операторами инфраструктуры в социальной сфере, могут участвовать на стороне публичного партнера - государства, чего не было, например, в законе о концессиях. Это большое подспорье для проектов МЧП, реализуемых в социальной сфере города. Также могут помочь и залоговые механизмы, поскольку социальный объект, по нашим оценкам, достаточно ликвидный объект, если он грамотно используется и эксплуатируется. Передача их в залог создаст дополнительные преимущества для финансирующих организаций, готовых вложиться в эти проекты [15].

Социальная сфера города Архангельска является малодоходной для местного бюджета и часто становится убыточной. Сегодня заметно изменение отношения к социальной сфере, стремление превратить ее в доходную отрасль современной муниципальной экономики, использовать экономический потенциал накопленного и вновь создаваемого богатства, активно включить его в экономический оборот.

Проведенное исследование показало, что, несмотря на негативное восприятие населением деятельности местной власти в МО «Город Архангельск», перспективы управления в городе есть. По нашему мнению, сосредоточены, прежде всего, в повышении контроля за функционированием местной власти, развитием уровня взаимодействия органов власти, населения и бизнеса. Совместная работа будет способствовать всестороннему развитию территории, формированию более эффективной социально-экономической политики, позволит устранить факторы, сдерживающие рост показателей во многих важных секторах экономики, а в конечном итоге приведет к достижению главной цели местного самоуправления – повышению качества жизни населения.