Файл: Особенности управления муниципальным образованием г. Архангельск (Разработка предложений по решению проблем и повышению эффективности управления в МО"Архангельск").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение 

Актуальность темы исследования определяется тем, что местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации и форму осуществления своей власти народом, которая обеспечивает под свою ответственность и самостоятельное решение жителями через органы местного самоуправления или непосредственно различных вопросов, имеющих местное значение, исходя из интересов населения с учетом местных, исторических и других традиций.

В Российской Федерации развитие и становление местного самоуправления обеспечивалось изменениями правового регулирования вопросов местного значения. Эффективность организации сферы управления в муниципальных образованиях имеет принципиальное значение для преодоления многочисленных и трудноразрешимых социальных вопросов как в ближайшее время, так и для повышения качества жизни в отдаленной перспективе. Проблемы в рассматриваемой области в настоящее время становятся одним из основных препятствий в нормальной социально-экономической жизни муниципальных образований.

Объект работы – МО «г. Архангельск».

Предмет исследования – управление МО «г. Архангельск».

Цель курсовой работы – определение особенностей управления МО «г. Архангельск» и разработка предложений по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели требуется решить такие задачи:

-Теоретический анализ управления МО «г. Архангельск»;

- определить общие сведения МО «г. Архангельск»;

- рассмотреть органы местного самоуправления МО «г. Архангельск»;

- проанализировать формы участия населения в осуществлении местного самоуправления;

- рассмотреть население МО «г. Архангельск»;

- исследовать социальную сферу МО «г. Архангельск»;

- проанализировать финансы муниципального образования.

-предложения по решению проблем и повышению эффективности управления в МО «г.Архангельск»

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ


1.1 Муниципальное образование, как объект управления

Рыночные реформы в Российской Федерации поставили в полный рост проблему упадка большинства муниципалитетов России. Особо острая ситуация с экономикой и социальной сферой поселений в сельской местности, которая нега­тивно сказалась на возникновении феномена сельской бедности [8].

Муниципальное образование – это сложная социально-экономическая система, которая характеризуется системными процессами и организационной устроенностью жизнедеятельности граждан. Являясь сложной социальной системой, муниципальное образование устроено из нескольких подсистем, при этом ключевые подсистемы являются сферами жизни общества (рисунок 1).

Сферы общественной жизни подразделяют, как правило, на экономическую, политическую, социальную и духовную.

Рисунок 1 - Сферы общественной жизни [2]

Являясь крупными, устойчивыми относительно самостоятельными подсистемами человеческой деятельности сферы общественной жизни сферы включают в себя:

- конкретные формы человеческой деятельности (к примеру: образование, политика, религия);

- общественные институты (к примеру: школа, семья, церковь, политическая партия);

- взаимоотношения людей (к примеру: товарно-денежные отношения, форум для работников сферы здравоохранения).

Специфическая структура, выражающая связи между многочисленными сторонами общественной жизни образует так называемый сферный подход в анализе общества – с помощью которого общество может целостно анализировать социальные процессы, фиксируя функции взаимодействующих сфер, которые обеспечивают единообразие элементов данной структуры.

Таким образом, ключевой генеральной целью воспроизводства является общественное развитие территории. Такое развитие возможно за счет реализации мер по повышению благосостояния граждан, изменения в сторону улучшения набора потребностей, повышения эффективности и уровня жизнедеятельности граждан и домохозяйств. Системное представление управления муниципальным образованием можно охарактеризовать в виде управления всей совокупностью отраслей и взаимосвязей (здравоохранение, образование и др.), так, чтобы их деятельность была направлена исключительно на развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни граждан территории.


1.2 Особенности государственного и муниципального управления локальной территорией

Конституция Российской Федерации  закрепила организационную независимость местного самоуправления от органов государственной власти, тем самым определяя их структурную и организационную самостоятельность, но не функциональную. Сотрудничество органов государственной власти и органов местного самоуправления обычно определяют как совокупность методов организационно-правовых форм, обращенных на совместное решение общегосударственных и задач местного значения.

На протяжении последних лет в нашей стране ведется постоянный поиск оптимальных форм управления муниципальным образованием и деятельности (наделением полномочий) муниципальных органов в такой управленческой деятельности. Актуальность этого вопроса обусловлена главным образом недостатками, существующими в настоящее время в этой области [9].

В период, обозначенный XX-XXI вв. во многих странах, включая Российскую Федерацию, ознаменовался крупномасштабными реформами, сконцентрированными на преобразование систем государственного управления [11]. В России отмечается две крупномасштабные реформы местного самоуправления. Первая, проводимая на базе Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляет Конституцией Российской Федерации организационную и функциональную независимость местного самоуправления.

Вторая реформа, правовой основой которой является Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3], органам местного самоуправления делегируются полномочиями на решение вопросов местного значения. Причем в некоторых случаях сами муниципальные образования оказались существенно ограничены в возможности влиять на построение местного самоуправления, которые существовали прежде.

Между органами государственной власти и местным самоуправлением могут возникать, а на практике оно так и происходит, различные противоречия, которые могут быть вызваны, например, несовершенством законодательства, бюрократическими процедурами, из-за попыток со стороны отдельных чиновников и государственных структур игнорировать, не учитывать особенности местного сообщества, его традиции, обычаи и менталитет [8].

Нормативно-правовая база управления муниципальным образованием на современном этапе развития нашей страны представлена многочисленными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ.


Функционирование органов местного самоуправления протекает в непрерывном взаимодействии с государственными органами в разных формах, к примеру, правовое, аналитическое и информационное обеспечение социальной сферы, совместное решение поставленных задач и других. Взаимодействие и сотрудничество органов государственной власти и органов местного самоуправления основывается не только на подчинении, но также и на взаимной заинтересованности в слиянии ресурсов в целях повышения качества жизни населения страны. Именно успехи в сфере взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления  являются показателем продуктивной и многогранной деятельности государства.

Для гармонизации взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в части управления муниципальным образованием, необходимо чтобы выполнялись следующие требования:

  • целенаправленность во взаимодействии;
  • организующая направленность взаимодействия;
  • единство социальных и экономических целей  органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • необходимо чтобы своевременно органам местного самоуправления передавались субвенции на исполнение переданных государственных полномочий;
  • процедуру предоставления отчетов (об использовании им на осуществление переданных государственных полномочий материальных ресурсов и финансовых средств) необходимо упростить;
  • оказываться методическая помощь органам местного самоуправления;
  • должен соблюдаться баланс интересов органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • соразмерность административного контроля над деятельностью органов местного самоуправления;
  • учитываться компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • соблюдение принципа законности;
  • власть должна быть децентрализована;
  • должна соблюдаться гласность [6].

Нормативно закрепленное понятие государственного управления установлено ФЗ от 28 июня 2014 года N172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2], и оно основано на широком подходе: государственное управление – это деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Фундаментом механизма управления системой органов власти является национальное законодательство. Обеспечительным фактором процесса государственного управления является совокупность различного рода социальных учреждений и институтов [2].


Успешность управления муниципальным образованием в значительной мере зависит от эффективности взаимодействия локального сообщества с муниципальной властью. Прежде всего, здесь необходимо выделить роль обратной связи между муниципальной властью и местными сообществами. Органы МСУ получают информацию от гражданского общества о тех или иных социальных проблемах территории, и на ее основе реализуют стратегию развития муниципалитета, а также решают проблемы населения территории.

Таким образом, успешность системы местного самоуправления предполагает конструктивный диалог и ориентацию на совместное решение социальных проблем локальных территорий. Такое взаимодействие должно базироваться на заинтересованности с обеих сторон, готовности делиться полезной информацией. Эффективность взаимодействия власти и сообщества предполагает, что граждане не должны являться «объектом» управления, ожидающим помощи со стороны муниципальных органов власти, но равноправными субъектами такого взаимодействия. Субъектам, реализующим эффективное государственное и муниципальное управление, в том числе и органам исполнительной власти, присвоен конституционный статус, в котором по умолчанию предусмотрена воз­можность применения к органам государственного и муниципального управления мер конституционно-правовой от­ветственности.

2. Краткая характеристика муниципального образования

2.1 Общие сведения

Архангельск основан в 1584 году по Указу Ивана Грозного. С начала XVII века и до сегодняшних дней город является одним из самых крупных морских портов на Севере России.

Архангельск - административный центр Архангельской области. Расположен он в устье реки Северная Двина при впадении ее в Белое море. Территория муниципального образования «Город Архангельск» составляет 29442 га. Городские набережные протянулись вдоль речных рукавов на 35 км.

Город Архангельск является административным, промышленным, торговым, культурным и образовательным центром Архангельской области, одним из самых крупных морских портов на севере России. Он расположен (64°33' с.ш., 40°32' в.д.) в 50 км от Белого моря на правом берегу устьевого участка Северной Двины и на островах ее дельты. Протяженность города вдоль берегов Северной Двины составляет около 40 км.[1]