Файл: Нотариат в РФ (Развитие и основы нотариата в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уже в то время существовал прообраз современной системы обязательного страхования профессиональной ответственности нотариуса. Так, нотариус при занятии должности обязан был внести залог в окружной суд. Размер залога составлял 10000 руб. для Москвы и Санкт-Петербурга, 6000 руб. для губернских городов, 4000 руб. для уездных городов и 2000 руб. для прочих городов и уездов. Впоследствии нотариус был обязан делать регулярные взносы к этому залогу. В случае причинения действиями нотариуса убытков они покрывались в первую очередь из этого залога, однако в случае недостаточности размера залога для покрытия убытка нотариус отвечал всем своим имуществом[11].

Нотариусы назначались и увольнялись старшим председателем судебной палаты по представлению председателя окружного суда. При вступлении в должность нотариус приносил присягу в публичном заседании окружного суда. Увольнение с должности нотариуса происходило по решению суда, за исключением случаев, когда нотариус прекращал свою профессиональную деятельность по собственному желанию.

Список основных действий, которые в то время совершал нотариус, такие: «выдавал выписки из актовых книг и копии актов, свидетельствовал всякого рода акты, протесты, копии, подлинности подписей, время предъявления ему документов, нахождения лица в живых, передавал заявления одного лица другому, оформлял доверенности, заемные обязательства, договоры и протесты, мировые и третейский записи и прошения, принимал на хранение документы и составлял проекты раздела наследства».

Временное положение о нотариальной части 1866 г.[12] было важным шагом на пути развития нотариального законодательства. Однако оно не решало всех задач. Само по себе название этого документа свидетельствует о его временном характере, необходимости дальнейшего реформирования и систематизации института нотариата.

И, как видно, Министерство юстиции предпринимало неоднократные попытки реформирования нотариальной части. Так, еще в 1871 г. оно предложило председателям окружных судов собрать у местных нотариусов замечания по существующей в стране нотариальной практике и высказать свои предложения. Однако эта мера не привела к результату. Только в 1904 г., комиссия, созданная при министерстве с целью выработки предварительного проекта новой редакции Положения, предложила объяснительную записку к проекту. Однако это предложение так и не было реализовано законодательно вследствие ухудшения политической и экономической ситуации в стране. В результате Положение так и не было реформировано и вместе со всем старым законодательством прекратило свое существование после октябрьской революции 1917 г.


Придя к власти в 1917 г., большевики поспешили уничтожить практически всю существовавшую до этого систему государственной власти, в том числе и судебной, к которой относился институт нотариата. Так, Декрет от суде №1 от 24 ноября 1917 г. упразднил судебные органы, институт судебных следователей, прокурорского надзора, частной адвокатуры. Как видно из содержания Декрета, он не дает конкретных указаний в отношении института нотариата, однако на практике нотариусы практически полностью прекратили свою деятельность, а функции совершения нотариальных действий были возложены на отделы местных Советов[13].

В связи с этим новое советское государство пытается найти способы использования старых правовых институтов в новом социалистическом контексте государства и права. И именно в это время происходит возрождение института нотариата в форме государственного нотариата.

На IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции были опубликованы «Тезисы о нотариате», в которых подчеркивалось, что в Советском государстве нотариат является государственном учреждением, а все элементы гражданско-правовых отношений между нотариусами и клиентами по вознаграждению за услуги, свойственные капиталистическим странам, не должны иметь место[14].

Согласно новому законодательству нотариат в СССР превратился в систему государственных органов, на которые было возложено оформление и свидетельствование актов, а также государственное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение. На нотариальные органы возлагалось засвидетельствование договоров и сделок, совершение протестов векселей, удостоверение бесспорных обстоятельств и регистрация арестов, налагаемых на муниципализированные строения и право застройки. Также законодательно были сформулированы главные задачи нотариата – укрепление социалистической законности, охрана социалистической собственности и личной собственности граждан, защита личных и имущественных прав граждан, а также прав и законных интересов государственных учреждений, предприятий и общественных организаций.

В 1973 г., был принят Закон СССР «О государственном нотариате в СССР»[15], который был посвящен регулированию таких важных сфер, как задачи и организация нотариата, принципы его деятельности, общие правила совершения нотариальных действий и применение законодательства о нотариате к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Этот закон был разработан на основе обобщения опыта законодательной деятельности государственных органов Советского Союза и республик, многолетней практической деятельности нотариальных органов, потребностей развивающих общественных отношений.


Данный закон признавал нотариуса должностным лицом государства. При этом закон не требовал для назначения на должность нотариуса наличия высшего юридического образования, необходим был определенный опыт работы. Так, в приказе министра юстиции СССР от 10 октября 1985 г. № 18[16] отмечалось, что 20% нотариусов не имеют высшего юридического образования. Органы нотариата являлись единой системой, руководство которой было возложено на органы исполнительной власти и органы юстиции. В частности, назначение нотариуса на должность осуществлялось именно органами юстиции. Обжалование нотариальных действий или отказа в их совершении происходило в судебном порядке; жалобы на государственных нотариусов, не связанные с совершением ими нотариальных действий, должны были подаваться в органы юстиции.

За совершение нотариальных действий взималась государственная пошлина, размер которой был установлен действующим законодательством. Сам нотариус, как и любой другой государственный служащий, получал за свою работу заработную плату от государства[17].

Как видно, из истории работы нотариата, главными сферами деятельности нотариусов было наследственное право и сфера торговли, где нотариус был занят удостоверением сделок. Вследствие отсутствия частной собственности на землю, жилье, основные средства производства роль нотариуса в советском экономическом обороте была невелика. В связи с этим большая часть деятельности нотариусов сводилась к удостоверению верности копий документов, доверенностей и оформлению документов о наследстве. Подобная ситуация привела к тому, что профессия нотариуса перестала быть престижной среди юристов, нотариусы стали терять квалификацию, и если бы экономическая модель функционирования государства не изменилась, то, возможно, нотариат просто растворился бы в системе органов юстиции, потеряв самостоятельность. Однако этого не произошло в связи с крахом СССР и переходом страны на капиталистические рельсы развития.

1.2 Значение нотариата

В Российской Федерации, посредством совершенствования законодательства, Российский нотариат потерпел ряд существенных изменений. Еще недавно, до перехода к рыночной экономике нотариат был неприметной структурой, но на сегодняшний день он имеет существенное значение в жизни общества. Нотариус играет роль гаранта защиты прав и


интересов граждан и их собственности.

На сегодняшний день набирает большую популярность институт частной собственности, и нотариат, совершая нотариальные действия от имени РФ, основываясь на законодательстве, охраняют конституционные права граждан в области защиты имущественных прав.

Нормативная база РФ, с целью реализации конституционных прав граждан и иных лиц наделило физических и юридических лиц правом на обращение в суд с заявлениями об обжаловании действий нотариуса, или о незаконном отказе в совершении нотариальных действий. Соответственно, на основании этого заявления суд может вынести решение о признании действий нотариуса незаконными и отменить их (обязать совершить те или иные действия, в совершении которых заявителю было отказано в нарушение норм законодательства) [18].

Как показывает практика, судебный вид контроля за деятельностью нотариата преимущественно показывает свою эффективность в рамках защиты граждан и юридических лиц. Однако, практика указывает на то, что рассмотрение судами подобных категорий дел иногда вызывает затруднения. Допущение ошибок и вынесение противоречивых решений по аналогичным делам преимущественно объясняются разночтениями в материальном и процессуальном законодательстве о нотариате, а изредка даже устаревшими нормами, не отвечающими современным реалиям.

Так же, ввиду динамичности законодательства, существует проблема с недостаточным научным исследованием ряда проблем, касаемо исследуемой категории дел.

Несмотря на обширную разработанность темы, множество трудов по ней написанных, все еще имеется проблема о территориальной подсудности рассмотрений заявлений исследуемой категории дел. Следует отметить о наличии проблемы разночтения в подходе к определению круга лиц, наделенных правом обращения в суд в порядке особого производства.

Конкретная организационная форма определяется учеными как тип нотариата. Тип нотариата определяет характеристики и принципы, на которых он выстроен, а также его взаимодействия с различными органами.

Так, весомое значение имеют такие факторы, как[19]:

  • правовой статус нотариуса (частный или государственный);
  • порядок формирования нотариальных округов и общее количество нотариусов на конкретной территории;
  • особенности получение статуса нотариуса;
  • порядок, затрагивающий финансирование нотариальной деятельности;
  • существующие формы контроля нотариальной деятельности;
  • юридическая ответственность нотариуса.

Тип нотариуса зависит и от особенностей нотариальных актов и их значимостью. Тип нотариата – форма организации нотариальной деятельности, обладающая признаками, рассмотренными выше.

Сделки – самый обширный класс гражданско-правовых актов, в заверении которых принимает непосредственное участие нотариус. Хоть и современное гражданское законодательство преимущественно не предусматривает обязательной письменной нотариальной формы договоров, все же многие лица, преследуя различные цели, стремятся заключать договоры именно в такой форме. Ведь, удостоверительная подпись нотариуса закрепляет действительность сделки и соблюдения всех ее условий[20].

В настоящее время нотариат активно начинает сотрудничать с государственными органами, например, Росреестром, путем использования информационных технологий. Причиной этого послужило обеспечение нотариусов средствами электронной подписи и подключением к системе СМЭВ (Система межведомственного электронного взаимодействия). Плюсы использования системы неоспоримы, так, например, нотариусы соотносятся в реальном времени не только с государственными органами, но и с коммерческими банками, осуществляемый через электронный ключ, позволяет нотариусу получить информацию о вкладах, оставленных наследодателями. Из этого можно сделать вывод, что ввиду позитивных моментов использования информационных технологий необходимо продолжать совершенствовать систему электронного соотношения с различными органами, в том числе коммерческими организациями, важно, чтобы ГК РФ урегулировал и обеспечил деятельность нотариуса в корпоративной деятельности.

Например, можно предложить внести норму, регулирующую самостоятельную подачу документов нотариусом в Единый государственный

реестр регистрации прав, после удостоверения сделок, затрагивающих недвижимость. Предложенные изменения будут выступать гарантией повышения уровня правовой достоверности полученных документов по сделкам, а также снижения количества процедур, которые должен проделать гражданин, для регистрации прав на имущество.

2. Общие положения нотариата

2.1 Сущность нотариата

Нотариат призван обеспечить защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, путем совершения нотариусами нотариальных действий, право на совершение которых дано им законом РФ. Таким образом, можно сказать, что законодательство РФ заложило основы Нотариата, как органа правозащитного. Так же, если рассматривать законодательство субъектов РФ, то можно сказать, что в некоторых из них (например, законодательство г. Москвы) Нотариату присваивается статус института гражданского общества.