Файл: Нотариат в РФ (Развитие и основы нотариата в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»[36], в соответствии с которым нотариус: создает и использует усиленную квалифицированную электронную подпись для совершения нотариальных действий с электронными документами и передачи сведений в единую информационную систему нотариата; проверяет квалифицированную электронную подпись и подтверждает ее принадлежность заявителю (для установления его личности) при регистрации уведомления о залоге движимого имущества, направленного нотариусу в электронной форме.

В состав законодательства о нотариате входят принимаемые на основании и в соответствии с законами нормативные правовые акты:

1. Президента Российской Федерации, например, Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. №767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов»[37].

2. Правительства Российской Федерации, например: постановление Правительства РФ от 1 июня 2012 г. № 543 «Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей»[38]; постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 350 «Об утверждении предельного размера вознаграждения по договору хранения наследственного имущества и договору доверительного управления наследственным имуществом»[39].

3. Федеральных органов исполнительной власти, например, приказ Минюста РФ от 15 марта 2000 г. № 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации»[40]; приказ Минюста РФ от 27 декабря 2007 г. № 256 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов»[41].

4. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые на основании Конституции Российской Федерации, относящей нотариат к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (ч.1 ст.72), и не противоречащие основам законодательства о нотариате.

Например, с 19 апреля 2006 г. Московской городской Думой был принят Закон города Москвы «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» (действует в ред. Закона г. Москвы от 2 апреля 2008 г. № 15)[42]; 17 декабря 2008 г. Законодательным собранием г. Санкт-Петербурга принят Закон «Об организации и деятельности нотариата в Санкт-Петербурге» (действует в ред. Закона от 16 января 2009 г. № 803-З)[43]. Законы о нотариате имеются также в Нижегородской, Смоленской областях. Нормы законодательства о нотариате и нотариальной деятельности, содержащиеся в других нормативных правовых актах, должны соответствовать основам, поскольку именно они являются главным нормативным актом, регламентирующим деятельность российского нотариата.


В первое десятилетие нотариальное законодательство было достаточно стабильно. С 2003 г. в законодательство стали вноситься изменения, обусловленные развитием российского не бюджетного нотариата, необходимостью повышения качества нотариальной деятельности, усиления контроля за деятельностью нотариусов. Серьезное влияние на содержание законодательства оказывало и продолжает оказывать гражданское законодательство, о чем свидетельствуют изменения последних лет[44].

Отказавшись от принятия нового закона о нотариате , законодателем была избрана модель точечных изменений в законодательстве и связанных с ними нормативных правовых актов. В 2013 г., был принят Закон №379-ФЗ[45], который, по мнению К.А. Корсика[46], стал одним из самых значимых за двадцать лет внебюджетного нотариата. Он расширил ряд предоставленных нотариусам полномочий, и дал иную трактовку самой сути нотариального удостоверения и нотариального акта.

Изменения законодательства о нотариате продолжились и в 2014-2015 гг. Принятие федеральных законов от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ[47] и от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ[48] внесло изменения как в организационную составляющую нотариата (например, нормы о государственной поддержке нотариата, о поддержке нотариальными палатами нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях), так и в функциональную (например, продолжилось расширение перечня нотариальных действий, совершаемых нотариусом).

Вывод о том, что нотариату суждено измениться, очевиден – невозможно игнорировать глобальные изменения экономики и общества. У нотариата есть безусловный положительный потенциал для того, чтобы не просто сохранить свои позиции, но стать одним из центральных институтов гражданского общества, гарантирующего безопасность частных соглашений, мир и спокойствие в семье. Именно нотариат всей историей развития Российского государства и общества предназначен для исполнения правоохранительной, предупредительной роли, обеспечивающей лицам реализацию бесспорных прав и создающей необходимые гарантии защиты права в случае его нарушения.

3.2 Судебный контроль за нотариальными действиями

На настоящем этапе развития общества и права в Российской Федерации наиболее значимое место занимает судебный вид контроля за деятельностью нотариата. Судебный контроль правоведы разделают на два вида, в зависимости от формы: непосредственный (абстрактный и целевой) и опосредованный. Эти два вида имеют существенные различия.


Непосредственный судебный вид контроля имеет место быть в случаях проверки на законность (а именно, соответствия нормам международного права и НПА РФ) действий нотариусов при совершении ими нотариальных действий (отказе в их совершении). Осуществляется данный вид контроля в порядке, установленном ГПК РФ во главе 37.

В то же время, опосредованный (индивидуальные или же инцидентный) вид контроля используется при разрешении конкретных дел, при наличии нотариальных актов, таких как доверенности, завещания и др., не являющихся предметом оспаривания).

Ввиду соответствия с общепризнанными нормами международного права и Конституцией РФ, декларирующей, что каждый имеет право на судебную защиту, правом на оспаривание действий (бездействий) нотариусов имеют как физические, так и юридические лица. Так, право на судебную защиту, гарантированное ст.46 Конституции РФ, подразумевает наличие конкретных правовых гарантий, позволяющих обеспечить справедливое восстановление в правах, посредством правосудия. Следовательно, процедура и правила прямого судебного контроля о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении отражены законодателем в гл. 37 ГПК РФ «Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении»[49]. Таким образом, нотариус, при обращении к нему с целью совершения нотариального действия, обязан получить от последнего предусмотренное законом оформление и форму нотариального акта. Однако, при условии выполнения нотариусом действий, с которыми субъект правоотношений не согласен, то данное лицо имеет право на обжалование нотариального действия, посредством суда. В том числе, в суд имеет право обратиться лицо, которому нотариусом отказано в совершении, запрошенных им, нотариальных действий.

Следует сказать о форме заявления, так в его тексте, кроме сведений о заявителе и других заинтересованных лицах, указываются те же сведения, что и в исковом согласно ст.131 ГПК. К заявлению прилагаются документы, полученные от нотариуса и иная документация (копия заявления, квитанция и т.д.). Если подается заявление на отказ в совершении нотариальных действий, то необходимо, соответственно, предоставить постановление об отказе в совершении нотариального действия, вместе с документами, которые должны были быть удостоверены (засвидетельствованы) нотариусом (по мнению заявителя). Заявление о подается заинтересованным лицом в суд общей юрисдикции по месту нахождения нотариуса в течение 10 дней[50].


На практике до сих пор не определен круг лиц, которые могут подать данного вида заявление. Часто, такие заявления подают лица, с которых нотариус обязал провести взыскания. Однако, в качестве заинтересованных лицам, упоминаемых в ч.1 ГПК РФ, следует понимать тех, кто непосредственно участвовал в совершении нотариального действия. «Остальные граждане и юридические лица, полагающие, что нотариальное

действие или отказ в нем затрагивает их права, должны обращаться с соответствующим иском в суд».

Данная категория дел рассматривается судом через особый порядок (гл. 27 ГПК РФ) гражданского судопроизводства, с учетом норм, предусмотренных ст. 37 ГПК РФ. Особенностью является то, что нотариус и заявитель обязаны присутствовать в процессе.

Если присутствует спор о праве, порожденным деянием нотариуса, суд такое действие не отменяет и оставляет без изменения. Далее дело рассматривается в исковом порядке. Особый порядок не предусматривает рассмотрение споров об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство ввиду пропуска срока на его принятие, заявления должников, оспаривающих исполнительные надписи нотариусов на документах, устанавливающих задолженности и включенных в Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке.

Следует отметить тот факт, что в судебной практике РФ нередки споры о признании не имеющими юридической силы нотариально удостоверенных договоров, завещаний и др. Судебный контроль за сферой нотариата оказывает положительный стимулирующий эффект на нотариусов, с целью, при совершении нотариальных действий, точно соблюдать законодательство РФ[51].

Субъективные права лиц (субъектов нотариальных действий) оказывают влияние на совершение нотариальных действий, ввиду этого дела по заявлениям о совершении (отказе) нотариальных действий имеют некоторые особенности. Согласно ст. 49 Основ законодательства РФ о нотариате, заинтересованные лица могут подать жалобы на действия (бездействия) нотариусов и приравненных к ним лиц. Однако, эта норма де-факто устарела, ввиду принятия в 2002 г. ГПК РФ, который предусматривает подачу заявлений о рассмотрении дел данной категории.

Хотя законодательно и закреплена подача рассматриваемой категории заявлений, в правовой литературе, существуют споры о том, в каком именно производстве должны рассматриваться такие дела. На практике существует спор о том, правильно ли отнесение рассматриваемой категории дел к особому производству, некоторые авторы утверждают о необходимости отнесения дел об оспаривании действий (бездействий) нотариуса к категории дел, возникающих из публичных правоотношений.


В рамках особого производства в гражданском процессе за заинтересованным лицом сохраняется право доказывать свои юридические факты, служащие основанием осуществления его субъективных прав. В производстве по заявлениям о совершении нотариальных действий (бездействий) также присутствует, не урегулированный сторонами, юридический спор[52]. Зачастую отказ в совершении нотариального действия нельзя назвать спором ввиду очевидности.

Итак, несомненно, нотариат является важной и неотъемлемой частью современного государства, он, выполняя широкий перечень функций, призван защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц. Однако, на данном этапе развития права, в регулировании института нотариата, и судопроизводства по делам о совершении нотариальных действий или об отказе в их совершении, существуют некоторые неразрешенные проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нотариат в Российской Федерации представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, обеспечивающих защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий, предусмотренных законодательными актами в установленном законом порядке.

Правовой помощи, которая предоставляется нотариусом, присущи признаки, не характерные для других видов правовой помощи. Во-первых, эта помощь всегда правовая и она всегда затрагивает урегулированные законами права и обязанности лица, связанного с осуществлением конкретного юридического действия. Во-вторых, деятельность нотариусов по оказанию правовой помощи регламентируются Основами законодательства

о нотариате. В-третьих, правовая помощь, оказываемая нотариусами, направленная на реализацию не только конституционных прав, но и норм гражданского права и других отраслей права.

Подводя итог деятельности нотариата в России, его основной сферы деятельности и функций, как правоохранительного института, то он заключается в следующем:

1. Охрана и защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также государства. Следует отметить, что в юридической литературе дискуссия о том, связана ли деятельность нотариальных органов с охраной или с защитой прав и законных интересов граждан, набрала достаточно большого размаха. Разграничение этих взаимосвязанных понятий, лежит в плоскости момента наступления нарушения этих прав и интересов. Можно полностью поддержать позицию в отношении того, что охрана – это потенциальная возможность защиты прав и интересов граждан, когда фактически посягательство на них еще не произошло, тогда как защита может рассматриваться как конкретное действие, которое возникает с началом правонарушения.