Файл: Нотариат в РФ (Развитие и основы нотариата в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. На любом историческом этапе перед обществом возникает задача охраны и защиты личных и имущественных прав лиц, которые в силу определенных причин не могут самостоятельно осуществлять свои субъективные права и выполнять юридические обязанности.

Во-первых, нотариус занимает особое место в ряде других юридических профессий, что обусловлено спецификой присущих ему признаков. Нотариус работает в сфере доказывания, занимаясь обеспечением квалифицированных доказательств в сфере гражданского (в широком смысле) оборота. Следовательно, при обращении лица к нотариусу за реализацией своих субъективных гражданских прав можно с высокой степенью точности установить принадлежность его к частному праву.

Во-вторых, государством устанавливается особый доступ к нотариальной профессии, связанный с повышенными квалификационными требованиями к нотариусу и уровню его подготовленности к выполнению возложенных на него задач.

В-третьих, нотариус выполняет публично-правовые функции от имени государства, что приводит к особенности его правового статуса. В этом контексте важно отметить, что законодатель не дает четкого определения правовой природы частного нотариата.

Цель данного работы заключается в том, чтобы системно показать правовую сущность и природу нотариата, закономерности его организации и деятельности, показать место и роль института нотариата в современном обществе и государстве, а также проанализировать содержание совершения основных нотариальных действий.

Для решения поставленной цели, в работе решались следующие задачи:

  • исследовалось становление нотариата в России;
  • изучалось значение нотариата;
  • характеризовалась сущность нотариата;
  • характеризовались функции нотариата;
  • анализировались нормативные акты, регламентирующие деятельность нотариата в России;
  • анализировались особенности судебного контроля за нотариальными органами.

Объектом исследования работы является непосредственно нотариат в РФ как комплексный организационный и правовой институт государства и гражданского общества.

Предметом исследования работы, являются история развития и становления, а также правовые нормы и механизмы регулирующие общественные отношения в сфере установления и обеспечения основ функционирования нотариата, специфика норм отраслевых правовых актов Российской Федерации.


При написании работы использовались Основы законодательства о нотариате, учебная и научная литература по предмету исследования прикладного и научно-практического содержания, периодические издания, электронные источники Федеральной нотариальной палаты, где рассматриваются вопросы организации и деятельности нотариата в Российской Федерации. Различными авторами уделено большое внимание практической составляющей нотариальной деятельности, среди них можно отметить таких ученых, как: Андреева Ю.А., Беляев И.Д., Власов Ю.Н., Калинин В.В., Грудцына Л.Ю., Зенин И.А., Качкова А., Клячин Е.Н., Лесницкая Л.Ф., Мизинцев Е.Н., Москаленко И.В., Репин Н.В., Тарбагаев Е.Б., Фельцан А.Е., Черемных Г.Г., Юдельсон К.С., Ярков В.В. и др.

1. Развитие и основы нотариата в РФ

1.1 Становление нотариата в России

Появление российского нотариата, связано с развитием товарного оборота и возникшей в связи с этим потребностью в содействии при заключении договоров, в юридическом признании и закреплении приобретаемых прав, в защите собственности. Потребность в нотариате как в институте, призванном защищать частную собственность и обеспечивать бесспорность имущественных и других прав участников сделок, увеличивалась по мере раз вития торгового оборота.

Среди ученых, занятых исследованием нотариата нет единого мнения относительно его возникновения в России. Так, О. Сычев отмечает, что «до настоящего времени среди исследователей истории российского нотариата нет единого мнения о времени его возникновения[1].

Однако, такой подход игнорирует многие российские правовые традиции и институты, выполнявшие функции нотариусов, существовавшие еще во времена Древней Руси. В каждом государстве существование нотариата проходит два основных этапа – доинституциональный и институциональный. На первом доинституциональном этапе нотариат не существует как отдельный оформившийся институт со своим специфическим зако­нодательством, правовым статусом, сформировавшимся профессиональным сообществом и т.д. На этом этапе функции нотариуса часто выполняют должностные лица государства или церкви. Институциональный этап характеризуется тем, что нотариат оформляется как отдельный правовой институт, выполняющий специальные функции, обладает законодательно закрепленным правовым статусом и органи­зуется в профессиональную корпорацию. Россия в этом плане не яв­ляется исключением.


Нотариат в доинституациональной форме существовал на терри­тории нашей страны еще на Руси времен первых князей и был тесно связан с двумя важными сферами общественных отношений: наследо­ванием и торговлей. В те времена семейные и наследственные правоотношения отно­сились к сфере церковного регулирования. Согласно уставам князей Владимира, Ярослава и других производством этих дел в рамках церкви являлись особые лица, которые именовались владычными тысяцки­ми и наместниками и состояли при соответствующих епископах. Де­лопроизводством, хранением документов и книг ведали священники, дьяконы, намофилаксы и хартофилаксы, которые также состояли при епископе и осуществляли свою деятельность на подведомственной ему территории. Как видно из названий, все эти церковные лица ведали одновременно самыми разными вопросами, только часть из которых можно отнести собственно к нотариальным. Это является отражени­ем специфики доинституционального этапа существования института нотариата. В то время регулирование деятельности этих первых форм нотариата осуществлялось в первую очередь посредством церковных уставов[2].

Торговое законодательство активнее всего развивалось в тех обла­стях, где шли потоки международной торговли – в Новгороде и Пскове. Так, первые нотариальные печати использовали именно в Новгород­ской республике, начиная с XII в., где посадники и тысяцкие имели свои печати, которые прикладывали к договорам, жалованным и другим грамотам, что свидетельствовало об удостоверительном характере но­тариальной деятельности[3].

В дальнейшем специфические удостоверительные функции пер­вых нотариальных органов в сфере торговли развивались применитель­но к отдельным торговым операциям – наиболее распространенным и требующим наибольшей юридической защиты. К таким операциям, прежде всего, относилась купля-продажа лошадей. Еще в Судебнике 1497 г. мы обнаруживаем особую категорию лиц – «пятенщики». Они специализировались на удостоверении сделок купли-продажи лошадей, а название свое получали от того, что ставили на купленную лошадь пятно и затем записывали в книгу особые приметы купленной лошади, а также данные о продавце и покупателе.

Так, Судебник 1550 г. регламентирует обязанность покупателя клеймить ло­шадь и заносить ее в соответствующую книгу и устанавливает уплату штрафа в случае нарушения. В случае подачи иска нарушитель этого правила обязан был не только вернуть лошадь, но и заплатить сумму иска. Также данный правовой акт более подробно регламентирует дея­тельность пятенщиков, указывая, в частности, что они состоят на служ­бе государя в Москве и Московском уезде, а в других городах и воло­стях на службе у наместников и волостителей. Пятенщики брали деньги как с продавца, так и с покупателям, а данные о сделке фиксировались и хранились у государственных чиновников – дьяков и целовальников[4].


Первые попытки институционализации нотариальной деятельности начались в России в форме возникновения особого сословия площадных подьячих. Они обладали рядом признаков, которые свойственны большинству традиционных форм нотариата, в том числе римским табеллионам.

1. Кандидаты подавали царю специальное прошение – челобитную, а характеристику на кандидата давали выборные старосты. После этого царь своим указом назначал одного из кандидатов «на площадь».

2. Удостоверяли сделки. Так, по Соборному уложению 1649 г.[5] стороны были обязаны совершать сделки только через площадных подьячих;

3. Находились под контролем государственных органов. Так, выборные старосты имели право осуществлять надзор за площадными подьячими, чтобы «воровски не писали подставных, заочных крепостей, чтобы в том пошлина не пропадала». Также юридическую силу документу придавал факт государственного удостоверения – записи акта в книгу приказа и приложение государственной печати.

4. Состояли в профессиональной корпорации площадных подьячих.

Дальнейший исторический виток в развитии нотариата был связан с правлением Петра I и сближением России с Европой. В это время Россия, стремясь наверстать технологическое, экономическое и культурное отставание от наиболее развитых стран, стала копировать и внедрять у себя передовые правовые институты, действовавшие в продвинутых европейских государствах. Одним из этих институтов был нотариат.

В начале своего правления Петр I предпринял попытку национализации и систематизации деятельности нотариата путем передачи полномочий по удостоверению соглашений от площадных подьячих на Ивановской площади в Москве в соответствующие Приказы.

С 1 января 1700 г. совершение всех крепостей между лицами городского сословия в г. Москве было передано во владение московской ратуше, а торговых крепостей – Московской большой таможне. Однако этот порядок оказался неудобным, и уже через год, 30 января 1701 г., «было велено писать крепости по прежнему указу в палатке Ивановской площади»[6], а надзор за деятельностью подьячих был поручен Оружейной палате. Таким образом, попытка полного огосударствления нотариата оказалась неудачной, и власть вернулась к предыдущей частно-государственной модели, усилив элемент государственного контроля.

Сам термин «нотариус» впервые встречается в отечественном законодательстве в 1729 г. – в Вексельном уставе[7], где говорилось, что неподписанный вексель может быть опротестован публичным нотариусом. Публичные нотариусы находились в ведении органов городского управления. Кандидаты отбирались на основании конкурса из числа чиновников и учетом их послужного списка, отзывов начальства, неопороченности по службе и личных качеств. Из отобранных кандидатов купеческое сообщество выбирало нотариуса, который утверждался военным генерал-губернатором. После назначения по службе нотариус был обязан дать присягу, и только после этого он допускался к отправлению должности[8].


Сложившееся в российском праве положение, касающееся нотариата, к середине XIX в. можно было назвать хаотическим. Существовала терминологическая неопределенность и путаница, в частности термины «нотариус» и «маклер» часто употреблялись как равнозначные. Отсутствие детального правового регулирования организации и деятельности института нотариата приводило к разного рода нарушениям, которые способствовали дискредитации института нотариата и осложняли государственный контроль за его деятельностью. Сами представители государства ясно осознавали масштаб проблем в этой области[9].

Одним из самых важных для формирования российского нотариата событий дореволюционной эпохи стала судебная реформа 1864 г. В апреле 1866 г. было принято Временное положение о нотариальной части, которое вошло в состав судебных уставов. Данное Положение регулировало вопросы назначения на должность нотариуса, требования к кандидату, полномочия и ответственность, а также сам порядок совершения нотариальных действий.

В данном Положении были упразднены все предыдущие учреждения крепостных дел, различных маклеров (кроме биржевых) и публичных нотариусов. Положение вводило две категории нотариусов – младших и старших.

При отсутствии в населенном пункте нотариуса правом совершения нотариальных действий наделялись мировые судьи, городские судьи, а в уездных городах, включенных в состав земских участков, – уездные члены окружного суда. Полномочиями по определению количества нотариусов наделялось Министерство юстиции России по согласованию с министерствами финансов и внутренних дел[10].

Нотариат становился исключительно государственным институтом, а нотариусы работали при судебных органах и под их контролем. Однако правовой статус нотариуса все равно не исключал определенной двойственности. Так, нотариусы считались находящимися на государственной службе, однако не имели права производства в чины и получения пенсии, их труд также не оплачивался со стороны государства, вместо этого они получали плату с лиц, обратившихся за совершением нотариального действия. Исключение здесь делалось только для нотариусов, которые назначались в те местности, где не находилось желающих исполнять обязанности добровольно. Часть суммы, взимаемой нотариусом с клиентов, являлся гербовым сбором и взимался в пользу казны, другая часть поступала в собственность нотариуса. Размер гербового сбора был зафиксирован законодательно, а размер оплаты работы нотариуса определялся сторонами по соглашению.