Файл: 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 336

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А). Производительные силы – это система вещественных факторов:

  1. средств производства, включающих орудия и средства труда (имеются в виду техника, технологии, инфраструктура производства…);

  2. человеческий личностный фактор (имеется в виду человек, наделенный навыками и знаниями).

Они соединяются вместе и воздействуют на 3. предмет труда (имеется в виду природный ресурс, земля…).

Сегодня отмечают, что производительной силой общества стала наука. Без нее не может быть современного производства. Наука (теории) и практика неразрывно взаимосвязаны.

В процессе функционирования производительных сил осуществляется обмен веществ между обществом и природой. Формируются социально-экологические отношения.
Б). Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства по поводу вещей: орудий труда, предмета труда, средств труда. То есть они характеризуют способ соединения средств производства с работником (владеет они ими, не владеет…).

Производственные отношения бывают:

1. отношения собственности на средства производства (например, на акционерном предприятии у кого-то 30% акций, у кого-то - 70%),

2. отношения распределения (продукция распределится в отношении 30:70),

3. отношения обмена (произведенная продукция через рыночные механизмы будет обменена на другие продукты и услуги и опять же в отношении 30:70),

4. потребление (тоже будет осуществлено в соответствии с размерами собственности). Таким образом, отношения собственности являются определяющими. Правда, социальное, демократическое государство через налоги и др. механизмы управления может перераспределять часть общественного богатства, обеспечивая необходимую степень развития разных социальных групп.

Производственные отношения воплощаются в определенных экономических интересах людей (у людей, социальных групп с разной долей, формой собственности будут разные интересы и т.д.). История – это борьба интересов. Экономические интересы – движущая сила истории.

Производственные отношения объективны, т.е. зависят не от сознания, а от производительных сил. Уровень развития производительных сил создает условия для человеческой деятельности. Так, уровень развития производительных сил в первобытном обществе создавал коллективистский характер производственных отношений и соответствующие (коллективистские) распределение, обмен и потребление

Именно способом производства определяются исторические типы общества. Маркс назвал их общественно-экономическими формациями. История насчитывает 5 общественно-экономических формаций: 1.первобытная, 2. рабовладельческая, 3. феодальная, 4.капиталистическая и 5. коммунистическая – это как прогноз будущего общества (Маркс исходил из законов диалектики: общая первобытная собственность отрицается переходом к противоположной, частной собственности в ее различных вариантах – рабовладельческом, феодальном, капиталистическом. Второе отрицание происходит как синтез всех лучших форм собственности, достигнутых на предыдущих стадиях развития. Это переход на новый виток спирали, к общественной собственности на средства производства. У нас общественная собственность была понята как государственная. Однако нельзя отождествлять государство и общество. Понятие общества шире понятия государства. Государство – это лишь управленческое ядро общества. Смысл общественной собственности, видимо в том, что каждый член общества должен обладать той или иной долей общественного богатства, в производстве которого он участвует, не должен быть отчужден от собственности. Должны быть и государственная, и индивидуально-частные, и акционерные, и кооперативные и др. формы собственности).

Понятие общественно-экономической формации раскрывается через категории «базис» и «надстройка».

Базис – это экономический строй общества, система производственных отношений (в них главные – отношения собственности).

Надстройка – это общественное сознание, идеологические отношения, которые закрепляются в общественных организациях (политических, правовых и др.). Т.е. это явления духовной жизни и связанные с ними учреждения. (Сфера образования и воспитания также относится к надстроечным явлениям).

Базис и надстройка неразрывно взаимосвязаны. Например, базис капиталистического общества характеризуется капиталистической частной собственностью и соответствующей надстройкой, т.е. либеральной или консервативной идеологией, которые, хотя и отличаются, обосновывают необходимость свободных конкурентных рыночных отношений, основанных на частной собственности на средства производства.

Следует также иметь в виду, что, хотя базис и надстройка всегда соответствуют друг другу, однако их связь не так уж однозначна: надстройка, связанная с осознанием общественного бытия, может опережать развитие базиса, предлагать новые пути развития, а может отставать и тормозить развитие общества в целом.



(Базис и надстройка не самостоятельные явления, а характеристики общества).

43. СОЦИАЛЬНАЯ (ВНЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ) СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Общество это сложная, объемная, многоуровневая, открытая органическая система, основанная на коллективной деятельности людей.

Системные параметры, характеризующие общество как социальную систему:

-Иерархичность,

-Саморегуляция,

-Открытость,

-Информационность,

-Самодетерминированность,

-Самоорганизация.
Общество есть выделившаяся из природы и надстроенная над нею искусственная реальность («вторая природа»). Генетически общество «происходит» из природы и не может игнорировать законы, но, однажды выделившись из нее, развивается затем на собственной основе и согласно собственной логике.

В ходе деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми. При этом отношения, будучи порождением деятельности, выступают ее необходимой общественной формой. Вообще любое взаимодействие людей неизбежно принимает общественный характер. Общественные отношения можно определить как формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между социальными группами, а также внутри них. Эти отношения — и материальные, и духовные.

И деятельность, и взаимодействие, и общественные отношения направлены на создание необходимых условий и средств функционирования общества, воспроизведения и развития составляющих его людей как родовых существ.

Представляя собой систему, общество обладает,

во-первых, сложной и иерархической структурой, поскольку включает различные элементы и уровни;

во-вторых, интегративным системообразующим качеством — отношениями деятельных людей;

в-третьих, свойством самоуправляемости, которое отличает только высокоорганизованные системы.

Социальная сфера общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. К таким общностям (взятым по разным основаниям и измерениям) можно отнести народы, нации, классы, сословия, страты, касты, социально-демографические и профессиональные группы, трудовые коллективы, неформальные образования и т.д. В этой сфере осуществляется взаимодействие по поводу условий жизни, быта, производства; проблем здравоохранения, образования, социальных защиты и обеспечения; соблюдения социальной справедливости; регулирования всего комплекса этнических, национальных, социально-классовых и групповых отношений.


Социализация есть процесс интегрирования, «встраивания» субъекта в общество в соответствии с принятыми в нем правилами. В ходе социализации индивид подключается к социальному опыту — символико-семиотическому, коммуникативному, культурному.
Большую роль в функционировании социальной сферы жизни общества играет такое явление как социальная справедливость. Она выступает важным моментом соизмерения возможностей индивидов и общества. Термин «справедливость» первоначально означал правильность и равность при разделе основных средств жизни. Однако люди от рождения не равны по своим способностям — и это не их вина или заслуга. Поэтому социальная справедливость выступает как мера равенства и неравенства в жизненном положении различных социальных общностей и индивидов.

Справедливость подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием.

Справедливость всегда имеет исторический характер, коренится в условиях жизни людей (классов). И в разные эпохи критерии распределения благ были разные:

-по статусу рождения (аристократ, свободный плебей, раб);

-по положению (чиновник, простолюдин);

-по имуществу (собственник, пролетарий);

-по труду;

- по едокам (в крестьянской общине в России).

Аристотель в «Этике» разделял 2 вида справедливости: 1. Распределяющую и 2. Уравнивающую.

В настоящее время в общественном сознании сложились три основных критерия социальной справедливости:

1. уравнительный,

2. рыночный (распределение доходов по факторам производства),

3. и трудовой.

Они в разных странах, в разные периоды по-разному сочетаются. Дело в том, что экономическая эффективность - это способ действий, обеспечивающий получение в результате осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата. В принципе она противоречит социальной справедливости в таких сферах, как перераспределение ресурсов в пользу малоимущих, поддержание всеобщей занятости, решение экологических проблем и др. Противоречие
между экономической эффективностью и социальной справедливостью - это отражение противоречия между производством и потреблением. Поэтому, особенно в кризисные периоды, велика роль государства в распределении и перераспределении благ (важна и сама степень вмешательства государства в эти процессы?). Власть может сглаживать противоречия жизни, может действовать в интересах отдельных социальных групп…

Социальная справедливость реализуется главным образом через перераспределение доходов между различными группами населения, что ограничивает стихийное действие механизмов рыночной экономики.

Исторически известные формы перераспределения многообразны: через систему родства, религиозные обязанности и приношения, дань, грабеж, дарения, налоги, награды, жалования, зарплату и др.

ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ БЫЛ КОНСЕНСУС В ОБЩЕСТВЕ ПО ПОВОДУ ПРИНЦИПОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ БЛАГ. НО СЕГОДНЯ НЕТ ПОЛНОГО КОНСЕНСУСА В ЭТОМ ОТНОШЕНИИ.

Согласно Конституции РБ является социальным государством, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Мы оцениваем то, как государство добывает и распределяет доходы общества, решает проблемы соотношения труда и заработной платы, насколько высока экономическая эффективность производства и социальная защищенность населения, с точки зрения нашего понимания социальной справедливости. И тут мнения могут расходиться у разных групп и людей.

Наша переходная экономика - это желание сочетать социалистическую социальную систему с эффективностью капиталистической рыночной экономики.

Справедливость отражает качество социально-экономических, политических, нравственных и иных отношений в любом обществе. Она показывает достигнутую ступень экономического прогресса, дающую возможность определенным социальным группам пользоваться плодами культуры для своего развития.

Справедливость не может быть преподнесена обществу кем-то свыше. Оно само несет