Файл: 45. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 342
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ответственность за утверждение справедливости, решая задачи экономического роста, социального, политического и духовного прогресса.
Общественный прогресс сопряжен с прогрессом справедливости. В качестве критерия прогресса здесь можно рассматривать расширение поля возможностей человека самому творить свою судьбу.
Теоретическая разработка проблем справедливости на современном этапе развития имеет большое значение и для гармонизации социальных отношений и для формирование нового ВИДЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ.
Энергоемкие, затратные инструменталистские технологии привели человечество в экологический тупик.
Стратегией, гарантирующей экологическую, социальную и политическую безопасность общества, является концепция устойчивого развития как альтернатива дальнейшему безудержному росту производства, бесконтрольному природопользованию, безмерной антропологической экспансии.
с 80-х гг. Новое общество начинают называть обществом риска, страха, опасности. Пишут о росте массовой безработицы, об усилении социального неравенства, «новой бедности» и т.д.
Причинами ослабления «государства всеобщего благоденствия» (как именовали себя капиталистичекские страны) послужили:
- чрезмерные военные расходы,
- растущие затраты на экологию
- разразившийся в 1973 г. Мировой энергетический кризис,
- конкуренция дешевых товаров из Японии,
- просчеты в финансово-экономической политике.
Это позволило капиталу навязать обществу новый договор, в котором позиции профсоюзов и лиц наемного труда были существенно ослаблены.
В экономическом плане неолиберальная модернизация капитализма принесла положительные результаты, а в социальном – нет.
Современное государство называют скромно: «государство реальных возможностей» (Enabling State). Цель - заставить человека искать работу или соглашаться на любую. Но конечно, главные функции государства сохранились: защита общественной безопасности, национальных интересов, некоторые регулирующие функции в экономике, некоторые функции социальной защиты. Теперь государство оказывает выборочную помощь наиболее обездоленным, адресный ее характер.
Рыночные тенденции распространяются и на сферу культуры.
Образование.
В 60-е гг. образование приобретает взрывной характер, становится достаточно доступным. Образование обеспечивает социальную мобильность.
Но и здесь ситуация противоречивая. Практически прекратился количественный рост системы образования. Диплом уже не дает прежних социальных гарантий. Образование теряет свою способность обеспечивать социальную мобильность, сокращать социальное неравенство, поскольку в 80-е и 90-е человеку с дипломом нередко предлагали или навязывали работу с низкой квалификацией.
Чтобы избежать безработицы, студенты стремятся растянуть обучение, получить дополнительное образование или повысить квалификацию. Противоречие: дипломы все меньше значат, но все больше необходимы для получения немногих желанных рабочих мест. Вступают в силу критерии дообразовательной (феодальной) эпохи: сословная принадлежность, пол, мировоззрение, разного рода связи и т.д.
Идет постарение населения, что ложится грузом на систему социальной защиты. Негативные тенденции проявились в сфере пенсионного обеспечения, медицинском страховании, пособиях по безработице, детских пособиях. Произошло изменение структуры источников финансирования, распределения и перераспределения национального богатства. Падает доля предпринимательских взносов в общественные фонды. Увеличивается доля взносов наемных работников. Эта ситуация ведет к росту социального протеста. Но, с другой стороны, У.Бек отмечает, что она вынуждает людей к большей терпимости. В условиях индивидуализации и атомизации социального пространства человек оказывается один на один со своими проблемами. В условиях глобализации протестующим людям все труднее определить противостоящие им силы зла: поскольку эти силы становятся все более анонимными и виртуальными, их нелегко идентифицировать.
Итак, ускоряется процесс отхода от идеалов и ценностей эпохи Просвещения, эпохи разума. Прогресс человеческого разума больше не определяет прогресс человечества. Современный разум служит неолиберальной экономике, в которой главными являются прибыль, эффективность, гибкость, понимаемые в узкотехническом плане, в отрыве от широких социальных и человеческих ценностей, таких, как справедливость, солидарность, социальный мир.
Идут попытки разработать концепции, в которых рынок и коллективное регулирование, экономический рост и развитие, эффективность и защищенность взаимно дополняют друг друга. Например, концепция неосоциал-демократической системы занятости и социальной защиты выступает за тесную связь экономической теории с этикой. Данная модель предусматривает сохранение регулирующей роли государства, как координатора усилий всех участников социальной и экономической жизни – наемных работников, профсоюзов, предпринимателей. Она исходит из широкого понимания прав и потребностей человека.
40. Социальная структура. Типы социальных структур
Основные типы социальных структур
1. Социально-классовая
Классовый подход.
Понятие класса возникло еще у французских философов конца 18 века – Тьера, Тьерри, Гизо и др. В сер.19 в. обострились противоречия между буржуазией и пролетариатом. Маркс делает вывод о ведущей роли в развитии общества классовых противоречий и начинает развивать классовый подход.
Классовый подход в основу деления общества на группы кладет один критерий – отношения собственности на средства производства, т.е. классы – это экономические группы общества.
В рабовладельческом строе системообразующими классами были рабовладельцы и рабы. В феодальном обществе – это феодалы и крепостные крестьяне. При капитализме – это буржуазия и пролетариат. Но всегда присутствовали и другие – неосновные группы.
Итак, классы – это большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства (раб, рабовладелец), по их отношению к средствам производства (владеет - не владеет), по их роли в общественной организации труда (управляет - не управляет), по способам получения и размерам доли общественного богатства (прибыль – зарплата – рента).
Появление классов был связано с разделение труда и появлением частной собственности. Т.е. классы появились в рабовладельческом обществе.
В настоящее время классовая структура оказалась размытой (по сравнению со временами Маркса). Рабочие могут быть мелкими владельцами акций предприятий; выросла сфера услуг; большую роль стал играть финансовый, а не промышленный капитал. Велика роль и интеллектуальной элиты общества, интеллигенции, которую у нас называли прослойкой. Вместе с тем, традиционное определение классов сохраняет свое методологическое значение. И сейчас имеет смысл выделять рабочий класс, буржуазию, крестьянство.
Мы уже говорили, что выделяют также средний, низший и высший классы. Повторим: Фактором, удерживающим общество в состоянии динамического равновесия, является средний класс. (Это понятие использовали Зиммель, М.Вебер и др.). Средний класс – это и не бедные, и не богатые. Это люди, как правило, с достаточным доходом и определенным образованием. Средний класс является носителем некоего социально-культурного стандарта. Его представители являются основными потребителями товаров и услуг и придают обществу устойчивость.
Человека, который утратил свой прежний социальный статус и не может выполнять роль, соответствующую новому статусу, называют маргинальной личностью (он между стратами).
2. Социально-этническая
Выделяют этнические группы. К ним относятся исторически сменяющие друг друга род, племя, народность, нация.
Этнические группы. Род – группа, основанная на кровных связях. Они вели совместное хозяйство, был один язык и т.д. Племя – объединяло родственные роды. Эти группы были характерны первобытнообщинному строю с общей собственностью.
С появление рабовладения как классового строя, появляются народности. Кровнородственные связи заменяются территориальной общностью. Племенные языки заменяются единым языком, при сохранении диалектов.
Нации складываются с переходом к капитализму.
Нация – это этническая общность, характеризуемая общностью территории; общностью экономических связей (нации складываются с переходом к капитализу – возникают сельскохозяйственное и промышленное производство, общий рынок, валюта, транспортные коммуникации, средства связи, налоги и т.д., т.е. единый хозяйственный механизм, ежедневно заставлявший людей взаимодействовать из поколения в поколение); общность литературного языка (это важно для общения; при этом диалекты могли сохраняться); общность психологического склада, духовной культуры, традиций.
Сравним нацию с классом. Индивид может не идентифицировать себя с классом, к которому он объективно принадлежит, что не влияет на его классовое положение. А вот национальная общность невозможна без сознательного соотнесения, причисления индивидов к данной нации. Н.Бердяев писал: «Наиболее правы те, которые определяют нацию как единство исторической судьбы. Сознание этого единства и есть национальное сознание». А советский этнограф Бромлей писал, что нация есть дело культурного выбора.
Итак, в характеристиках этнических групп все большее значение начинают играть социально-экономические и духовно-политические черты.
По данным переписи населения в Республике Беларусь проживают представители 123 национальностей.
3. социально-демографическая
Не бывает общества без людей. Народонаселение – это непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.
Рост народонаселения может оказывать позитивное или негативное влияние на темпы экономического развития, оборонную мощь страны, возможность освоения новых земель и сфер деятельности. В то же время рост народонаселения сам определяется уровнем развития производства и уровнем жизни народа, характером общественного строя, демографической политикой государства, существующими в сфере детопроизводства традициями, морально-психологическим климатом общества, степенью урбанизации, развитием здравоохранения, образования, занятостью, развитием социальной работы и др. социальными факторами. Ну и, конечно, детопроизводство подчиняется действию природных сил (детородный возраст, здоровье…)
Общественный прогресс сопряжен с прогрессом справедливости. В качестве критерия прогресса здесь можно рассматривать расширение поля возможностей человека самому творить свою судьбу.
Теоретическая разработка проблем справедливости на современном этапе развития имеет большое значение и для гармонизации социальных отношений и для формирование нового ВИДЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ.
Энергоемкие, затратные инструменталистские технологии привели человечество в экологический тупик.
Стратегией, гарантирующей экологическую, социальную и политическую безопасность общества, является концепция устойчивого развития как альтернатива дальнейшему безудержному росту производства, бесконтрольному природопользованию, безмерной антропологической экспансии.
с 80-х гг. Новое общество начинают называть обществом риска, страха, опасности. Пишут о росте массовой безработицы, об усилении социального неравенства, «новой бедности» и т.д.
Причинами ослабления «государства всеобщего благоденствия» (как именовали себя капиталистичекские страны) послужили:
- чрезмерные военные расходы,
- растущие затраты на экологию
- разразившийся в 1973 г. Мировой энергетический кризис,
- конкуренция дешевых товаров из Японии,
- просчеты в финансово-экономической политике.
Это позволило капиталу навязать обществу новый договор, в котором позиции профсоюзов и лиц наемного труда были существенно ослаблены.
В экономическом плане неолиберальная модернизация капитализма принесла положительные результаты, а в социальном – нет.
Современное государство называют скромно: «государство реальных возможностей» (Enabling State). Цель - заставить человека искать работу или соглашаться на любую. Но конечно, главные функции государства сохранились: защита общественной безопасности, национальных интересов, некоторые регулирующие функции в экономике, некоторые функции социальной защиты. Теперь государство оказывает выборочную помощь наиболее обездоленным, адресный ее характер.
Рыночные тенденции распространяются и на сферу культуры.
Образование.
В 60-е гг. образование приобретает взрывной характер, становится достаточно доступным. Образование обеспечивает социальную мобильность.
Но и здесь ситуация противоречивая. Практически прекратился количественный рост системы образования. Диплом уже не дает прежних социальных гарантий. Образование теряет свою способность обеспечивать социальную мобильность, сокращать социальное неравенство, поскольку в 80-е и 90-е человеку с дипломом нередко предлагали или навязывали работу с низкой квалификацией.
Чтобы избежать безработицы, студенты стремятся растянуть обучение, получить дополнительное образование или повысить квалификацию. Противоречие: дипломы все меньше значат, но все больше необходимы для получения немногих желанных рабочих мест. Вступают в силу критерии дообразовательной (феодальной) эпохи: сословная принадлежность, пол, мировоззрение, разного рода связи и т.д.
Идет постарение населения, что ложится грузом на систему социальной защиты. Негативные тенденции проявились в сфере пенсионного обеспечения, медицинском страховании, пособиях по безработице, детских пособиях. Произошло изменение структуры источников финансирования, распределения и перераспределения национального богатства. Падает доля предпринимательских взносов в общественные фонды. Увеличивается доля взносов наемных работников. Эта ситуация ведет к росту социального протеста. Но, с другой стороны, У.Бек отмечает, что она вынуждает людей к большей терпимости. В условиях индивидуализации и атомизации социального пространства человек оказывается один на один со своими проблемами. В условиях глобализации протестующим людям все труднее определить противостоящие им силы зла: поскольку эти силы становятся все более анонимными и виртуальными, их нелегко идентифицировать.
Итак, ускоряется процесс отхода от идеалов и ценностей эпохи Просвещения, эпохи разума. Прогресс человеческого разума больше не определяет прогресс человечества. Современный разум служит неолиберальной экономике, в которой главными являются прибыль, эффективность, гибкость, понимаемые в узкотехническом плане, в отрыве от широких социальных и человеческих ценностей, таких, как справедливость, солидарность, социальный мир.
Идут попытки разработать концепции, в которых рынок и коллективное регулирование, экономический рост и развитие, эффективность и защищенность взаимно дополняют друг друга. Например, концепция неосоциал-демократической системы занятости и социальной защиты выступает за тесную связь экономической теории с этикой. Данная модель предусматривает сохранение регулирующей роли государства, как координатора усилий всех участников социальной и экономической жизни – наемных работников, профсоюзов, предпринимателей. Она исходит из широкого понимания прав и потребностей человека.
40. Социальная структура. Типы социальных структур
Основные типы социальных структур
1. Социально-классовая
Классовый подход.
Понятие класса возникло еще у французских философов конца 18 века – Тьера, Тьерри, Гизо и др. В сер.19 в. обострились противоречия между буржуазией и пролетариатом. Маркс делает вывод о ведущей роли в развитии общества классовых противоречий и начинает развивать классовый подход.
Классовый подход в основу деления общества на группы кладет один критерий – отношения собственности на средства производства, т.е. классы – это экономические группы общества.
В рабовладельческом строе системообразующими классами были рабовладельцы и рабы. В феодальном обществе – это феодалы и крепостные крестьяне. При капитализме – это буржуазия и пролетариат. Но всегда присутствовали и другие – неосновные группы.
Итак, классы – это большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства (раб, рабовладелец), по их отношению к средствам производства (владеет - не владеет), по их роли в общественной организации труда (управляет - не управляет), по способам получения и размерам доли общественного богатства (прибыль – зарплата – рента).
Появление классов был связано с разделение труда и появлением частной собственности. Т.е. классы появились в рабовладельческом обществе.
В настоящее время классовая структура оказалась размытой (по сравнению со временами Маркса). Рабочие могут быть мелкими владельцами акций предприятий; выросла сфера услуг; большую роль стал играть финансовый, а не промышленный капитал. Велика роль и интеллектуальной элиты общества, интеллигенции, которую у нас называли прослойкой. Вместе с тем, традиционное определение классов сохраняет свое методологическое значение. И сейчас имеет смысл выделять рабочий класс, буржуазию, крестьянство.
Мы уже говорили, что выделяют также средний, низший и высший классы. Повторим: Фактором, удерживающим общество в состоянии динамического равновесия, является средний класс. (Это понятие использовали Зиммель, М.Вебер и др.). Средний класс – это и не бедные, и не богатые. Это люди, как правило, с достаточным доходом и определенным образованием. Средний класс является носителем некоего социально-культурного стандарта. Его представители являются основными потребителями товаров и услуг и придают обществу устойчивость.
Человека, который утратил свой прежний социальный статус и не может выполнять роль, соответствующую новому статусу, называют маргинальной личностью (он между стратами).
2. Социально-этническая
Выделяют этнические группы. К ним относятся исторически сменяющие друг друга род, племя, народность, нация.
Этнические группы. Род – группа, основанная на кровных связях. Они вели совместное хозяйство, был один язык и т.д. Племя – объединяло родственные роды. Эти группы были характерны первобытнообщинному строю с общей собственностью.
С появление рабовладения как классового строя, появляются народности. Кровнородственные связи заменяются территориальной общностью. Племенные языки заменяются единым языком, при сохранении диалектов.
Нации складываются с переходом к капитализму.
Нация – это этническая общность, характеризуемая общностью территории; общностью экономических связей (нации складываются с переходом к капитализу – возникают сельскохозяйственное и промышленное производство, общий рынок, валюта, транспортные коммуникации, средства связи, налоги и т.д., т.е. единый хозяйственный механизм, ежедневно заставлявший людей взаимодействовать из поколения в поколение); общность литературного языка (это важно для общения; при этом диалекты могли сохраняться); общность психологического склада, духовной культуры, традиций.
Сравним нацию с классом. Индивид может не идентифицировать себя с классом, к которому он объективно принадлежит, что не влияет на его классовое положение. А вот национальная общность невозможна без сознательного соотнесения, причисления индивидов к данной нации. Н.Бердяев писал: «Наиболее правы те, которые определяют нацию как единство исторической судьбы. Сознание этого единства и есть национальное сознание». А советский этнограф Бромлей писал, что нация есть дело культурного выбора.
Итак, в характеристиках этнических групп все большее значение начинают играть социально-экономические и духовно-политические черты.
По данным переписи населения в Республике Беларусь проживают представители 123 национальностей.
3. социально-демографическая
Не бывает общества без людей. Народонаселение – это непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.
Рост народонаселения может оказывать позитивное или негативное влияние на темпы экономического развития, оборонную мощь страны, возможность освоения новых земель и сфер деятельности. В то же время рост народонаселения сам определяется уровнем развития производства и уровнем жизни народа, характером общественного строя, демографической политикой государства, существующими в сфере детопроизводства традициями, морально-психологическим климатом общества, степенью урбанизации, развитием здравоохранения, образования, занятостью, развитием социальной работы и др. социальными факторами. Ну и, конечно, детопроизводство подчиняется действию природных сил (детородный возраст, здоровье…)