Файл: Управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности (Понятие и сущность управления товарооборотом и товарными запасами на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Положительной тенденцией в развитии розничной торговли является рост доли или оборота общественного питания. Следует отметить, что наблюдается некоторая стабилизация доли оборота общественного питания в общем розничном обороте (10-12%).

Изменения, которые сейчас происходят в развитии розничной торговли, создают благоприятную среду для производителя и неблагоприятную для потребителя [11, c. 103]. В период кризиса экономики отношения между реализацией продовольственных и непродовольственных товаров в сторону увеличения в первую очередь, структура как продовольственных, так и непродовольственных товаров меняется в сторону удовлетворения основных потребностей; доля товаров, которые всегда можно продать и перепродать другим потребителям, то есть остаться вместо денег, на рост розничной торговли в первую очередь влияет рост цен.

В целом можно выделить две основные закономерности развития розничной торговли: постоянное увеличение объемов торговли и постоянное обновление структуры торговли. Другие паттерны в большей или меньшей степени сводятся к этим базовым паттернам

При обновлении структуры товарооборота необходимо подчеркнуть постоянное сближение моделей потребления городского и сельского населения.

По данным Белстата, белорусские экспортеры по большей части "завязаны" на развивающихся рынках, что свидетельствует о падении конкурентоспособности белорусских товаров на рынках развитых стран.

Россия остается основным рынком сбыта белорусской продукции. Хотя в 2018 году доля России в общем объеме белорусского экспорта снизилась до 31,55% (с 34,69% в 2011 году), позиция России как основного рынка белорусской продукции остается незыблемой.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси и Министерства сельского хозяйства России на совместном заседании коллегий согласовали объемы взаимных поставок сахара, молочной и мясной продукции на 2015 год.

Так, в 2015 году из Беларуси в Россию планируется доставить 3,6 млн тонн молока и молочной продукции, 210 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, 200 тыс. тонн сахара.

Прогнозные объемы на 2015 год соответствуют объему ожидаемых поставок в текущем году.

Из России в Беларусь, в свою очередь, планируется поставить в следующем году 40 тыс. тонн молока и молочной продукции, 1,5 тыс. тонн мяса и мясопродуктов и 0,1 тыс. тонн сахара.

В целом, взаимная торговля сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в рамках Союзного государства продолжает расти. По итогам 9 месяцев 2018 года, товарооборот между двумя странами увеличился на 40% по сравнению с 2017.


Все больше белорусской продукции реализуется на развивающихся рынках. Но при этом доля самых денежных покупателей — стран Европы и Северной Америки – падает. В 2016 году позиции Китая значительно снизились.

В 2010-2017 годах доля Венесуэлы в общем объеме белорусского экспорта увеличилась в 36 раз, Ливана – в 24,5 раза, Колумбии – в 21 раз, Судана – в 11 раз, Туркменистана – в 4,9 раза, Индии – в 4 раза, Азербайджана – в 3,35 раза, Кыргызстана — в 3,1 раза , Таджикистана – в 2,3 раза, Бразилии – в 2 раза.

Но в то же время произошло заметное снижение доли экономически развитых стран.

Самое большое падение произошло в 2017 году на рынке США доля США в общем объеме белорусского экспорта снизилась с 2,26% в 2011 году до 0,19% в 2011 году. США выпали из топ-20 крупнейших экспортных рынков для Беларуси. То же самое произошло с Францией и Швецией, двумя крупнейшими экономиками Европы. Доля Швеции сократилась в 5,4 раза, Франции в 3,2 раза, Хорватии в 3 раза, Канаде и Китае в 2,5 раза, Дании в 2,3 раза, Австралии в 2,2 раза, Великобритании и Ирландии, Болгарии и Гонконге в 2 раза.

В результате написания первой теоретической главы этого тезиса можно сделать некоторые выводы.

Розничная торговля-это продажа товаров торговыми организациями населению за наличный расчет, а также мелким оптом за наличные или по безналичному расчету юридическим лицам, т. е. различным организациям.

Объем розничной торговли является важнейшим количественным показателем торговой организации.

Резервами увеличения объемов торговли являются: рост производства (собственного производства в магазине), снижение затрат на оборот по пути перемещения товаров от производителя к потребителю, внедрение инновационных технологий в торговый процесс, снижение материальных затрат на продвижение товаров, внедрение дополнительных услуг населению.

К сожалению, сегодня экономика Республики Беларусь переживает очередную девальвацию. Кризис в России негативно отразился на деятельности Беларуси. Доллар неустойчив, предприятия работают с перебоями, количество экспортируемых товаров сократилось почти в два раза. Соответственно, снизилась покупательская способность населения, что негативно сказалось как на розничной, так и на оптовой торговле.

По мнению экспертов, эта тенденция свидетельствует не столько о диверсификации, сколько о снижении конкурентоспособности белорусских товаров на развитых рынках. При этом главная цель — снизить зависимость от России — пока не достигнута.


2. Анализ управления товарооборотом в СООО «Либретик»

2.1. Организационно-экономическая характеристика СООО «Либретик»

Супермаркет "Соседи" является одним из крупнейших магазинов, специализирующихся на продаже широкого ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления.

Первый супермаркет сети "Соседи" был открыт 12 ноября 2001 года в торговом центре "Веснянка", расположенном по адресу проспект Победителей, 89. Площадь магазина 1025 кв. Ассортимент более 16 000 наименований.

Для удобства покупателей в супермаркете открыты: пункт обмена валют, банкомат, аптека, цветочный павильон, изготовление ключей, фотопечать, продажа и прокат видео- и аудиопродукции, газеты и журналы, оптика. Метод обслуживания клиентов комбинированный: самообслуживание и традиционное (через счетчик).

Режим работы магазина с 8:00 до 2:00.

ООО «Либретик» является частным коммерческим предприятием, образованным 4 учредителями, гражданами Республики Беларусь, учредители имеют равные доли в уставном капитале по 25% каждая, ООО зарегистрировано в установленном законом порядке.

ООО «Либретик» является юридическим лицом по законодательству Республики Беларусь. Компания имеет собственный баланс, банковский счет, печати со своим названием, угловые штампы со своим названием и другие детали [22].

Среднесписочная численность работников ОАО «Либретик» в 2018 году составляет более 2500 человек.

Среднесписочная численность работников супермаркета «Соседи», ооо «Либретик» (г. Минск, пр-т Победителей, 89) в 2018 году составила 100 человек.

Средняя посещаемость магазина составляет 5200 человек в день. Потребительские предпочтения: товары повседневного спроса - молочные продукты, хлебобулочные изделия, мясо и птица, алкогольные напитки и пиво, консервы, овощи.

Количество выпускаемой продукции составляет 200-500 кг в сутки, а ассортимент состоит в основном из кусочных хлебобулочных изделий, кондитерских изделий, слоеного теста, выпекаемых из замороженных тестовых полуфабрикатов.

Основными конкурентами на рынке являются магазины «Рублевский», «Евроопт», «Бегемот», «Радзивиловский».


Универсам осуществляет свою деятельность на основании специального разрешения (лицензии), выданного городским исполнительным комитетом (см. Приложение A).

СООО Либретт выполняет следующие виды деятельности:

1. Розничная торговля товарами преимущественно национального потребления по ассортиментному списку;

2. Розничная торговля продуктами собственного производства;

3. Закупка сельхозпродукции у колхозов и совхозов, продажа сельхозпродукции по розничным ценам.

Площадь торгового предприятия составляет 2700 кв. М, из которых 980 - торговая площадь.

Деятельность любой организации целесообразна, и важность целей может значительно различаться на разных этапах ее развития, но в подавляющем большинстве случаев экономические цели преобладают. Расчеты показателей финансово-хозяйственной деятельности СООО «Либретик» будут производиться на основе данных бухгалтерского учета за 2016-2018 годы (таблица 2.1)

Таблица 2.1 - Динамика показателей эффективности использования основных средств предприятия

Показатель

2016

2017

2018

Абсолютное отклонение

Темп роста,%

2017/

2016

2018/

2017

2017/

2016

2018/

2017

Выручка от продажи товаров, тыс.руб.

1392938

1560145

1387854

167207

-172291

112,0

88,9

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб.

166470

202309

227926

35839

25617

121,5

112,7

Фондоотдача, руб

8,4

7,7

6,1

-0,7

-1,6

91,7

79,2

Фондоемкость, руб.

0,12

0,13

0,16

0,1

0,3

108,3

123,1

Среднесписочная численность, чел

2646

2602

2342

-44

-260

98,3

88,5

Фондовооруженность тыс..руб./чел.

62,9

77,8

97,3

14,9

19,5

123,7

125,1

Примечание: источник – собственная разработка на основании данных предприятия.

Из таблицы 2.1 следует, что некоторые показатели эффективности использования основных средств имеют тенденцию к снижению: фондоотдача уменьшилась на 20,8 % в 2018 году, при этом среднесписочная численность сократилась на 11,5 %, выручка от продажи снизалась на 11%. В силу того, что сократилась среднесписочная численность работников на 260 человек, а среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась на 25617 тыс.руб. (на 12,7 %) уровень фондовооруженности вырос на 25,1 %. Снижение уровня фондоотдачи и увеличение фондоемкости свидетельствуют о снижении эффективности использования основных производственных фондов.


Фондоотдача показывает, что на 1 рубль вложенных основных средств в 2017 году приходилось 7,7 руб. выручки, а в 2018 году - 6,1 руб.

Проанализируем показатели рентабельности с помощью таблицы 2.2.

Таблица 2.2 - Оценка показателей прибыли и рентабельности предприятия, тыс.руб.

Показатель

2016

2017

2018

Абсолютное отклонение

Темп роста,%

2017/

2016

2018/

2017

2017/

2016

2018/

2017

Выручка от реализации с НДС

1392938

1560145

1387854

167207

-172291

112

88,9

Прибыль от продаж,

 218679

195298

173360

-23381

-21938

89,3

88,8

Прибыль до налогообложения

175481

145533

93478

-29948

-52055

82,9

64,2

Чистая прибыль

124171

101476

65869

-22695

-35607

81,7

64,9

Себестоимость производимой продукции,

1116857

1070723

918685

-46134

-152038

95,9

85,8

Среднегодовая стоимость ОС

166470

202309

227926

35839

25617

121,5

112,7

Средний остаток ОбС

166470

202309

227926

35839

25617

121,5

112,7

Рентабельность продаж, %

15,7

12,52

12,49

-3,18

-0,03

-

-

Рентабельность продукции, %

19,6

18,2

18,9

-1,4

0,7

-

-

Общая рентабельность

37,07

23,72

11,23

-13,35

-12,49

-

-

Примечание: источник – собственная разработка на основании данных предприятия.

Из таблицы следует, что рентабельность продукции выросла в 2018 году по сравнению с предыдущим на 0,7 п.п. и составила 18,9 %, т.е. предприятие получило 0,18 рубля прибыли с одного рубля затрат. Рентабельность продаж, снизилась на 0,03 п.п. и составила в отчетном году 12,49 %, т.е. предприятие получило 0,1249 рубля прибыли с одного рубля продаж. Общая рентабельность значительно снижается в 2018 году на 12,5 п.п. по отношению к 2017 году и составляет 11,23 % (для сравнения 23,72 % - в 2016 году). Несмотря на снижение прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли в рассматриваемом периоде, необходимо отметить, что деятельность предприятия СООО «Либретик» является прибыльной. Снижение показателей за указанный период вызвано кризисными явлениями в мировой экономике и это получило соответствующее отражение на работе предприятия.