Файл: Управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности (Понятие и сущность управления товарооборотом и товарными запасами на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Товарооборот в рыночных условиях управления является одним из важнейших аналитических показателей развития, как на уровне предприятия, так и на уровне региона, страны в целом. Основной целью торговых предприятий является максимизация прибыли, а торговля является необходимым и важным условием, без которого реальная цель не может быть достигнута.

Комплексное научное исследование товарооборота должно стать важной составляющей финансово-хозяйственной деятельности современных торговых организаций. В результате в современных рыночных условиях управления вопросы, связанные с управлением товарооборотом и определением перспектив его развития, приобретают особую актуальность и практическую значимость.

Целью написания данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов, анализ профессии СООО «Либретик» и определение способов ее оптимизации.

Следующие задачи способствовали достижению этой цели:

  • выявление сущности товарооборота и анализ его видов;
  • изучение потенциала увеличения товарооборота;
  • определение тенденций развития рынка сбыта;
  • анализ организационно-экономической структуры предприятия;
  • изучение динамики и структуры товарооборота СООО «Либретик» и факторов, влияющих на товарооборот;
  • анализ мер, предпринимаемых для улучшения товарооборота предприятия.

Информационной базой исследования явились законодательные акты и нормативные документы государственных органов Республики Беларусь, статистические данные, материалы периодической печати по исследуемой проблеме, а также работы отечественных и зарубежных авторов, таких как Ануфриев В.Е., Андрианов В., Богатин Ю.В., Бланк И.А., Горбунова М.В., Егоров В.В., Ермолович Л.Л., Крейнина М.Н., Колчина М.Н., Котлер Ф., Кузнецов Ю.В., Куликов А.В.Мухин С.А. и др.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических вопросов, связанных с оборотом коммерческого предприятия.

Практическая значимость работы заключается в использовании теоретических данных на практике при изучении товарооборота «Либретик», а также при определении лучших способов увеличения товарооборота на исследуемом торговом предприятии.

Методология исследования основана на использовании контент-анализа различных источников научной и специализированной литературы, выставочных публикаций и документации, различных опросов, экспертных оценок. В процессе обработки статистической информации использовался ряд специальных методов - сравнение, группировка, графический метод анализа и т. д.


1. Теоретические аспекты управления товарооборотом и товарными запасами на предприятии

1.1. Понятие и сущность управления товарооборотом и товарными запасами на предприятии

Розничный товарооборот - это продажа товаров народного потребления населению независимо от каналов их реализации. Характеризует объем продаж товаров на заключительном этапе их перехода от торговли к личному потреблению путем обмена на денежные доходы населения [10, c. 75].

Основную часть материальных благ, которые используются для личных нужд, население получает через торговлю. Количественные и качественные характеристики товарной массы, которая перемещается из сферы производства в сферу потребления, согласно закону торговли, отражается в показателях товарооборота.

В общем контексте под оборотом понимается продажа товаров народного потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доходы или другие предприятия для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения связаны с обменом денежных средств на товары, отражающие экономическую сущность торговли [22, с.12].

Анализ оборачиваемости и контроль за выполнением разработанных планов выступает не только в качестве инструмента оценки деятельности персонала предприятия, но и для принятия необходимых мер по корректировке товарной стратегии предприятия, его ассортимента, цен, маркетинговая политика, закупочная политика и др [3, c. 27].

Структура отдельных форм и видов розничной торговли регламентируется инструкцией по учету розничной торговли и товарно-материальных запасов.

Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия, связанных с продажей товаров, выявление факторов, положительно и отрицательно влияющих на объем оборота предприятия, достигается в процессе анализа объема и структуры оборота предприятия.


Грамотное управление торговым оборотом в организации позволяет [7, с. 121]: изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритма и сезонности продаж товаров в ретроспективном периоде; изучить структуру товарооборота по формам, видам, способам продажи, ассортиментной структуре; и выявить основные тенденции и закономерности в продаже товаров; проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру торговли [11, c. 28].

Анализ объема и структуры оборота предприятия обеспечивает следующую аналитическую работу (см. Рис.1.1)

Рисунок 1.1 – Последовательность и этапы анализа товарооборота предприятия

Примечание. Источник: [8, с. 124]

Таким образом, товарооборот относится к продаже товаров народного потребления и предоставлению платных торговых услуг населению для удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доходы или другие предприятия - для дальнейшей обработки или продажи [30, c. 96].

Основной целью управления товарооборотом является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия и удовлетворения спроса покупателей.

В соответствии с этой основной целью управление товарооборотом сталкивается со следующими основными проблемами: связывание темпов развития товарооборота с развитием регионального потребительского рынка и изменениями его конъюнктуры; планирование объема продаж товаров, обеспечение предприятия необходимой суммой прибыли; обеспечение в процессе планирования оборота эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала; обеспечение планирования структуры товарооборота в наиболее подходящей структуре спроса обслуживаемых контингентов покупателей; планирование объема и структуры поступления товара и количества товарных запасов, обеспечивающих ритмичную работу торгового предприятия и стабильность ассортимента товара в точках его продажи [2, c. 54].

Таким образом, развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок, его конкурентные позиции на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.

Товарооборот торгового предприятия осуществляется в различных видах и формах.

Розничным товарооборотом розничной торговли и общественного питания независимо от формы собственности является продажа товаров народного потребления населению [15, c. 14].


Экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов на товары, выражают экономическую природу оборота розничной торговли товарооборот характеризует завершение процесса конверсии, товары становятся собственностью потребителей, потребляются потребителем, или образуют фонд, т. е. выпадают из сферы обращения и перестают быть товаром.

1.2. Основные резервы увеличения товарооборота предприятия

Увеличение объема продаж готовой продукции может быть достигнуто за счет увеличения объема товарооборота и уменьшения остатка нереализованной продукции [11, c.25].

Чтобы увеличить товарооборот, необходимо сначала производить проданную продукцию и производить ее достаточно хорошего качества с минимально возможными затратами (чтобы иметь возможность снизить цену без потерь для организации) [5, c. 108]. Поэтому в значительной степени выявление резервов продаж зависит от определения резервов производства (рис. 1.2).

Рисунок 1.1 - Резервы роста объема товарооборота

Примечание. Источник: [19, с.22].

Резервы роста товарооборота можно разделить на 3 группы:

1. Улучшение использования труда. Эта группа включает в себя:

- создание дополнительных рабочих мест;

- устранение потери рабочего времени;

- повышение производительности труда;

- улучшение структуры персонала, повышение квалификации.

2. Совершенствование использования труда (оборудования). Эта группа включает в себя:

- укомплектование новыми рабочими местами оборудованием;

- устранение потерь рабочего времени оборудования;

- повысить производительность оборудования;

- улучшение структуры основных средств.

3. Совершенствование использования предметов труда (материалы, сырье). Эта группа включает в себя:

- снижение материальных норм;

- внедрение прогрессивных видов сырья [11, c. 106].

Для каждого элемента группы выполняется набор расчетов для увеличения объема производства и продаж продукции. Анализ позволяет оценить возможности организации по увеличению производства, а также выявить дисбалансы в использовании ресурсов, которые приводят к снижению финансовых результатов [20, c.15].

Резервы роста объема продаж за счет сокращения нереализованной продукции во многом зависят от грамотной работы службы продаж организации, разработки правильной маркетинговой стратегии, выявления новых групп потребителей или расширения продаж существующим постоянным клиентам.


Таким образом, резервами увеличения товарооборота является рост производства за счет улучшения использования труда, средств и предметов труда, а также уменьшения баланса нереализованной продукции.

1.3. Тенденции развития рынка сбыта, как предпосылки эффективной коммерческой деятельности

В тенденциях развития розничного товарооборота отражаются те социально-экономические процессы, которые происходят в целом в народном хозяйстве.

Основной тенденцией развития розничного товарооборота является наращивание объемов продаж, и в первую очередь - за счет роста цен, рис. 1.3.

Рисунок 1.3 - Динамика роста товарооборота в РБ в 2016-2018 гг.

Примечание. Источник: [28].

В то же время наблюдается тенденция к уменьшению объемов реализации в натуральном измерении, представленная на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4 - Товары с отрицательной динамикой в общей структуре товарооборота в 2016-2018 гг.

Примечание. Источник: [28]

Так, в 2018 году по сравнению с 2016 годом объем продаж в натуральном выражении снизился: мяса и мясопродуктов - на 5,6%, сахара - на 8,9%, животного масла - на 12,8%, часов – на 23,5%, телевизоров - на 25,0%, ряд негативных тенденций негативно влияют на развитие розничной торговли, что приводит к замедлению объемов реализации товаров. Отрицательную роль сыграло повышение цен на товары. Это затронуло как продовольственные, так и непродовольственные товары. Однако научные наблюдения показывают, что структура розничного товарооборота изменится в связи с более высокими темпами роста производства товаров культурно - бытового назначения и хозяйственного использования [25, c. 106].

Основным фактором в стабилизации структуры розничной торговли является развитие рынков отдельных видов товаров.

На основе развития производительных сил и совершенствования производственных отношений, есть тенденция к увеличению доходов работников, а это, в свою очередь, способствует рост продажи товаров на душу населения. По-прежнему существуют различия в продаже товаров городскому и сельскому населению, поскольку значительная доля сельского населения приобретает в городских районах непродовольственные товары. Это свидетельствует о значительных резервах роста розничного товарооборота потребительской кооперации [21, С. 96].