Файл: Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) (Защита некоторых видов гражданских прав предпринимателей при банкротстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Несостоятельность (банкротство) в законодательстве Российской Федерации

1.1 История развития института несостоятельности (банкротства) в России

1.2. Современное российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития

1.3. Соотношение понятий "несостоятельность" и "банкротство"

1.4. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)

ГЛАВА 2. Защита некоторых видов гражданских прав предпринимателей при банкротстве

2.1 Защита вещных прав предпринимателей

2.2 Защита права залога

ГЛАВА 3. Некоторые проблемы и процессуальные гарантии обеспечения и защиты прав и интересов предпринимателей в конкурсных правоотношениях

3.1 Право предпринимателей на судебную защиту

3.2 Проблема исковой давности в делах о банкротстве

3.3 Судейское усмотрение в делах о банкротстве

3.4 Реализация принципа диспозитивности в делах о несостоятельности (банкротстве)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Практика применения Закона о банкротстве 1998 г., не содержавшего норм, предусматривающих отказ от требований о признании должника банкротом, имела отдельные примеры принятия такого отказа арбитражным судом.

Вводя в правовое регулирование несостоятельности (банкротства) такой элемент, как отказ от требований, законодатель тем самым подчеркнул более частный характер дел о банкротстве, чем публичный - дело возбуждается по воле кредиторов и их волей прекращается.

Но допустимо ли такое свободное усмотрение кредиторов или должника в делах о банкротстве?

Одной из особенностей конкурсного процесса является то, что он, как правило, возбуждается по инициативе отдельного лица, а продолжается вне зависимости от его воли. Кредитор-заявитель совершенно не имеет перед другими кредиторами преимуществ ни материального, ни процессуального характера. Кредиторы могут реализовывать свои права в деле о банкротстве единолично. Но наиболее значимые вопросы решаются коллегиальными органами кредиторов (собрание и комитет кредиторов).Это существенно ограничивает свободу усмотрения отдельных кредиторов. Суд при выборе процедур банкротства никак не связан с мнением кредитора-заявителя, а вот дельных случаях и с волей большинства кредиторов. В отличие от искового производства в деле о банкротстве суд не выясняет у кредитора-заявителя его отношения к заявленному требованию: поддерживает ли он свое требование или нет? В этом нет необходимости, так как решение по делу о банкротстве принимается по другому принципу, чаще всего никак не основанному на позиции одного кредитора.

Нельзя не заметить наличие принципиальной разницы между отказом от требования в исковом производстве и в деле о банкротстве. Отказываясь от иска, истец отказывается от материально-правового притязания к ответчику, обоснованность и правомерность которого еще предстояло проверить суду. В деле о банкротстве кредитор отказывается от требования, установленного судом, т.к. в силу ст.16 п. 6 Закона о банкротстве 2002 г. в реестр кредиторов требования включаются, как правило, на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих состав и размер требований.

Приведенные доводы касаются безусловного отказа. Однако на практике за отказом чаще всего кроется какая-либо частная сделка должника с кредитором, предусматривающая, как правило, отсрочку(рассрочку) платежей, новацию обязательства, отступное либо зачет. Отдельные из таких способов изменения и прекращения обязательств прямо запрещены в конкурсном процессе. Свобода усмотрения уполномоченного органа должна отвечать публичным интересам. Требуя признания должника банкротом в связи с неисполнением последним обязанности по уплате налогов исборов, уполномоченный орган выполняет публичную функцию, поэтому его отказ от требования или от заявления о признании должника банкротом не будет отвечать государственным и общественным интересам.


Публичный интерес в исходе дела о банкротстве отсутствующего должника, в случае, когда у налогового органа отсутствует материально-правовое притязание к должнику, заключается в обеспечении стабильности гражданского оборота. Поэтому отказ уполномоченного органа от требования о признании отсутствующего должника банкротом, также не допустим.

Должник вправе подать в арбитражный суд заявление о своем банкротстве в его предвидении при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о невозможности им исполнить денежные обязательства перед кредиторами в установленный срок. В других случаях он это сделать обязан. Обязанность по подаче заявления возникает у должника, в частности, в случае, если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами, а также если обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность. Помимо этого должник обязан обратиться в суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме (ст. 8 и 9).

Как видим, обязанность должника по подаче заявления о своем банкротстве направлена в первую очередь на защиту интересов кредиторов, и поэтому должник не вправе отказаться от такого заявления. Если отказ будет заявлен, суд не должен его принимать на основании ст. 49 п. 5 АПК РФ, поскольку это будет противоречить закону и повлечет нарушение прав третьих лиц.

Несколько иная правовая ситуация возникает, когда должник реализует свое право на подачу заявления о признании себя банкротом. Представляется, что и в таком случае суд, обеспечивая публичный интерес, не должен принять отказ от заявления. Правовые последствия введения процедур банкротства столь существенны, что они не могут быть обратимы вспять без причинения вреда кредиторам и другим участникам конкурсного процесса.

Обращает внимание изложение правовой нормы, предусматривающей отказ от материально-правовых требований к должнику. Юридико-технический прием с использованием разделительного союза "или" позволяет считать правомерным отказ кредиторов только от заявленных требований при поддержании требования о признании должника банкротом, и наоборот. То есть законодатель рассматривает указанные основания для прекращения производства по делу как самодостаточные и независящие друг от друга.


Следуя такой логике, можно считать допустимой ситуацию, при которой кредитор-заявитель может отказаться от материального требования к должнику, но в то же время поддерживать свое заявление о признании должника банкротом, основанное на этом требовании. Г.Ф. Шершеневич указывал: "Предъявление кредитора суду о признании должника несостоятельным представляет одну из форм осуществления принадлежащих ему прав, путем взыскания обращаемое на имущество должника" [103].

Такое отношение к заявлению кредитора о признании должника банкротом, которое отвечает современным понятиям института несостоятельности(банкротства), позволяет прийти к выводу о его (заявления) обусловленности и подчинении собственно материальному интересу кредитора, заключающемуся в удовлетворении его требования. Поэтому отказ кредитора-заявителя от материального притязания к должнику равнозначен

отказу от требования о признании должника банкротом.

Вообще, уместен вопрос о том, с какой целью законодатель включил в закон норму, предусматривающую право на отказ от заявления о признании должника банкротом? В чьих она интересах? Для добросовестного должника своевременно "войти" в процедуры банкротства – всегда благо. Это дает ему возможность либо восстановить свою платежеспособность, либо освободиться от долгов. Интерес всех кредиторов - в справедливом распределении конкурсной массы, что и составляет главную задачу конкурсного процесса.

Не менее спорным является отказ кредитора-заявителя от требования о признании должника банкротом, когда другие кредиторы активно участвуют в конкурсном процессе. Поскольку отказ от требования о признании должника банкротом допустим до принятия судом решения по делу о банкротстве, он (отказ) возможен в трех процедурах банкротства: в наблюдении, в финансовом оздоровлении и во внешнем управлении.

Насколько это будет соответствовать закону, и отвечать интересам кредиторов и должника?

В наблюдении, учитывая его нейтральный характер, если не принимать во внимание наличие в деле публичного интереса, отказ от требования о признании должника банкротом можно допустить. Но даже и в рассматриваемой процедуре банкротства реализация права на отказ представляется достаточно спорной, учитывая, что действующий закон существенно изменил порядок установления требований кредиторов. Теперь арбитражный суд не только проверяет обоснованность требований кредитора-заявителя до введения наблюдения, но и в самой в процедуре устанавливает состав и размер требований других кредиторов. Это значительно углубляет правовые последствия введения наблюдения и придает ему публичный характер. В других же процедурах банкротства, проведение которых подчинено определенным правилам ив положительном результате которых заинтересовано множество лиц, отказ от требования о признании должника банкротом не будет отвечать как интересам кредиторов и должника, так и третьих лиц, обеспечивающих или инициирующих указанные процедуры.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В сфере отношений, возникающих по поводу несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности, активно идет процесс реформирования, что проявилось в принятии трех законов о несостоятельности в период с 1992 по 2002 гг.

Определяя государственную политику в сфере регулирования несостоятельности (банкротства),государство исходит из существующих экономических и политических реалий. В современной Россииинститут банкротства развивался в условиях зарождения рыночной экономики и формирования демократических институтов. Поэтому в значительной мере правовое регулирование конкурсны хотношений определяется этими обстоятельствами. Однако несмотря на эти факторы, которые представляются не столь благоприятными для нормотворчества, можно констатировать, что российскому законодателю удалось за относительно короткий промежуток времени создать достаточно

совершенную и эффективную по международным стандартам национальную систему регулирования процедуры несостоятельности (банкротства). Нельзя не заметить устойчивую положительную тенденцию в регулировании конкурсных отношений. Правовые нормы, образующие институт несостоятельности (банкротства), несомненно, стали более совершенными, способными по большей части обеспечить достаточно эффективное регулирование рассматриваемого вида отношений.

Однако эффективность правого регулирования определяется не только юридико-техническим совершенством правовых норм, образующих какой-либо правовой институт. Действительную оценку содержательной стороны института банкротства можно дать лишь на основании анализа судебной практики, поскольку совершенство правовых норм во всей полноте познается только в процессе правоприменения.

В значительной степени, не говоря об экономических и политических факторах, изменение и совершенствование правового регулирования конкурсных отношений происходило под влиянием судебной практики, нашедшей отражение в ряде постановлений и определений Конституционного Суда РФ, принятых при проверке конституционности некоторых положений федеральных законов, регулирующих вопросы банкротства, а также некоторых постановлений Пленума и информационных писем Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения норм конкурсного права.

Под влиянием судебной практики, а также критических оценок действовавшего ранее законодательства о несостоятельности (банкротстве) со стороны ученых, специалистов в области банкротства, правовое регулирование рассматриваемого вида отношений приобрело новое качество, позволяющее в целом положительно оценивать действующую систему несостоятельности.


Однако, несмотря на это, правовое регулирование отношений в сфере несостоятельности не лишено существенных недостатков, что вызывает справедливую критику. Наиболее критическое мнение о действующих законодательных актах о несостоятельности (банкротстве) состоит в том, что они являются ничем иным, как средством передела собственности и "ухода" от долгов.

В этой крайне негативной оценке законодательства о банкротстве есть немалая доля истины.

Вместе с тем, как представляется, эта критика по большей части не относится собственно к проблеме правового регулирования конкурсных отношений. Это скорее не правовая, а политико-экономическая оценка нормативного акта. По своим целям и задачам, порядку возбуждения дела о банкротстве, ведению процедур банкротства и их реализации современный институт несостоятельности (банкротства)никак нельзя назвать инструментом передела собственности.

Подобная критика была уместна в отношении отдельных положений Федерального закона от 8января 1998 г. №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)",позволяющих кредиторам легко, даже по непроверенным требованиям возбудить конкурсный процесс и

злоупотребить процедурами банкротства. Острота проблемы была снята с принятием Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", нормы которого содержат положения о возможности обращения кредитора в суд только по истечении 30 дней с даты направления предъявления к исполнению исполнительного листа в службу судебных приставов и его копии должнику, что является серьезным правовым барьером для различного рода злоупотреблений.Поэтому сейчас есть все основания считать, что проблема злоупотребления правом кредитора на подачу заявления о признании должника банкротом утратила свою актуальность.

Если же институт банкротства сам по себе не является средством, позволяющим отнять собственность у одного и передать ее другому, а на самом деле, по результату его применения это выглядит именно так, то причины использования столь нужного для государства правового института в корыстных целях состоят в чем-то другом. Пожалуй, в ряду множества факторов, негативно влияющих на применение законодательства о банкротстве, не последнюю роль играет субъективный фактор. Это может быть объяснено тем, что, как нигде, в механизме реализации процедур банкротства задействован не только целый комплекс правовых средств, но и множество субъектов конкурсных отношений.

Поэтому исполнение Закона о банкротстве 2002 г. зависит не только от его юридической состоятельности, но и от добросовестности действий лиц, наделенных полномочиями проводить в жизнь нормы конкурсного права. В делах о банкротстве, где происходит столкновение прав и интересов различных субъектов права, вовлеченных в процедуры банкротства, неправомерные действия кредиторов, должника и арбитражных управляющих не являются редким явлением. Более того, можно сказать, что они обусловлены самой природой конкурсных отношений.