Файл: Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) (Защита некоторых видов гражданских прав предпринимателей при банкротстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Несостоятельность (банкротство) в законодательстве Российской Федерации

1.1 История развития института несостоятельности (банкротства) в России

1.2. Современное российское законодательство о несостоятельности (банкротстве): основные черты и тенденции развития

1.3. Соотношение понятий "несостоятельность" и "банкротство"

1.4. Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)

ГЛАВА 2. Защита некоторых видов гражданских прав предпринимателей при банкротстве

2.1 Защита вещных прав предпринимателей

2.2 Защита права залога

ГЛАВА 3. Некоторые проблемы и процессуальные гарантии обеспечения и защиты прав и интересов предпринимателей в конкурсных правоотношениях

3.1 Право предпринимателей на судебную защиту

3.2 Проблема исковой давности в делах о банкротстве

3.3 Судейское усмотрение в делах о банкротстве

3.4 Реализация принципа диспозитивности в делах о несостоятельности (банкротстве)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3.3 Судейское усмотрение в делах о банкротстве

Наличие у суда определенных дискреционных полномочий является необходимым условием справедливого правосудия.

Каким должно быть судейское усмотрение при рассмотрении дел о банкротстве?

Судебно-арбитражная практика свидетельствует о том, что дела о несостоятельности(банкротстве) - наиболее сложная категория дел, рассматриваемая в арбитражных судах, требующая от судей не только высокой юридической квалификации, но и знаний в области финансового анализа.

Кроме того, такого рода дела отличаются широким составом лиц, участвующих в деле, длительными сроками судебного производства, высоким уровнем конфликтности.

Все эти обстоятельства не могут не влиять на положение арбитражного суда в деле о банкротстве и не определять его особенностей.

Особенностями правового положения арбитражного суда в деле о банкротстве является выполнение им не только полномочий по организации судебного процесса, как это имеет место в делах искового производства, но и осуществление не свойственных ему функций по проведению процедур банкротства. Так, арбитражный суд утверждает арбитражных управляющих и отстраняет их от должности, назначает лиц, исполняющих обязанности руководителя должника, рассматривает отчеты арбитражных управляющих о результатах проведения процедур банкротства и получает от них все сведения, касающиеся дела о банкротстве. Осуществляя общее руководство конкурсным процессом,

арбитражный суд одновременно выполняет чисто судебные функции. Он устанавливает признаки банкротства, обоснованность и размер требований кредиторов, рассматривает заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Задачами арбитражного суда при проведении процедур банкротства являются обеспечение правомерности, эффективности и оперативности проведения процедур банкротства, а также решение основных задач арбитражного судопроизводства: защита прав и интересов участников дела о банкротстве, содействие укреплению законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности[19].

Сколько существует право, столько существует и проблема судейского усмотрения. Она не нова и в делах о банкротстве. Еще российские дореволюционные юристы понимали значимость судейского усмотрения в конкурсном процессе. Однако, как представляется, на современном этапе правового регулирования несостоятельности (банкротства) судейскому усмотрению не уделяется должного внимания. Как справедливо замечено, законодательство о банкротстве не содержит достаточного количества норм, допускающих применение судейского усмотрения при решении тех или иных вопросов конкурсного процесса.


Необходимость более широкого судейского усмотрения в делах о банкротстве Г.Ф. Шершеневич обосновывал, в частности, тем, что состязательное начало в конкурсном процессе имеет, несомненно, более узкие границы применения, нежели в исковом процессе[11[. Объяснимо это, в частности, тем, что несостоятельность затрагивает общественный интерес, а потому не может быть предоставлена свободному усмотрению кредиторов.

Настоятельную необходимость судейского усмотрения в делах о банкротстве можно объяснить прежде всего особым характером конкурсных отношений. При банкротстве не может быть не только единого мнения различных участников, но и единого мнения кредиторов, составляющих один или разные классы. Поэтому необходимо понимать, что права кредитора или должника в условиях несостоятельности находятся в системе прав других участников конкурсных отношений и в состоянии конфликта интересов.

Следует полностью согласиться с позицией о том, что каждое дело о банкротстве требует индивидуального подхода к его разрешению, учета огромного количества обстоятельств, влияющих на его исход, что не позволяет законодателю полно и детально урегулировать конкурсные отношения.

Поэтому, действительно, правовое регулирование несостоятельности (банкротства) должно обеспечиваться предоставлением арбитражному суду широких возможностей для применения судейского усмотрения. Но в то же время необходимо понимать, что судейское усмотрение не может являться панацеей и заменить собой работу законодателя по совершенствованию механизма правового регулирования конкурсных отношений. Вопросы относительно компетенции суда, рассматривающего дела о несостоятельности, и путей реализации этой компетенции могут возникнуть там, где закон неясен или имеет пробелы, или его буквальное толкование ведет к несправедливости. В этом случае судья должен решить, может ли он разрешать неясности, заполнять пробелы и конструктивно толковать закон для осуществления намерения законодателя создать эффективную и справедливую систему.

Необходимость в судейском усмотрении при разрешении дел о банкротстве в большей степени обусловлена несовершенством российского законодательства о несостоятельности (банкротстве): его пробелами, неопределенностью правовых норм и их внутренней несогласованностью. Суды вынуждены искать опору для своих решений чаще всего не в прямых нормах закона, а исходя из его начал, а иногда и из правил целесообразности. Последнее недопустимо. "Только из закона, из его прямых постановлений или из его общего духа суд должен черпать нормы для своих приговоров, а отнюдь не из какого-нибудь естественного права или из общих представлений о справедливости, целесообразности и тому подобных, вне закона лежащих инстанций".


Необходимо помнить, что "критическое отношение к действующему праву, необходимое законодателю, должно быть чуждо суду, который не призван изменять право, а только применять его"[44].

3.4 Реализация принципа диспозитивности в делах о несостоятельности (банкротстве)

Диспозитивность как принцип права предоставляет гражданам и юридическим лицам возможность по собственному усмотрению распоряжаться своими материальными или процессуальными правами. Принцип диспозитивности присущ отраслям права, регулирующим частно-правовые отношения. Достаточно полно он проявляет себя и в арбитражно-процессуальном праве.

Профессор В.М. Шерстюк понимает под принципом диспозитивности в арбитражном процессе"закрепленное в нормах арбитражного процессуального права основное положение арбитражного судопроизводства, в соответствии с которым лица, заинтересованные в исходе дела, имеют возможность оказывать влияние на движение арбитражного процесса путем распоряжения предметом спора и свободного осуществления предоставленных им законом процессуальных прав...."[36].

Рассматривая содержание и развитие принципа диспозитивности в арбитражном процессе, ученый также отмечает, что свобода действий "сочетается с обязанностью арбитражного суда осуществлять контроль за распорядительными действиями сторон и других участвующих в деле лиц" и зависит от "публично-правовых институтов, прямо связанных с реализацией сторонами своих прав, составляющих содержание рассматриваемого принципа"[36].

Сказанное в полной мере относится к делам о банкротстве, в которых достаточно определенно выражено публичное начало, а судейское усмотрение является более широким, чем в делах искового производства.

Рассмотрим реализацию в деле о банкротстве отдельных процессуальных прав, составляющих содержание принципа диспозитивности.

Несмотря на различия внешнего порядка, заявление требования в процедурах банкротства по сути сходно с предъявлением иска, поскольку оба института представляют собой средства защиты субъективного права кредитора.

В исковом производстве истцы широко используют положения ст. 49 АПК РФ, согласно которой истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.


К такому процессуальному праву нередко прибегают и кредиторы при установлении размера их требований в процедурах банкротства. Так, например, кредитор, имея судебное решение о взыскании долга, в судебном заседании по установлению его требования увеличил размер требования на сумму присужденной госпошлины.

Не входит ли это в противоречие с нормами Закона о банкротстве 2002 г., предусматривающими порядок установления требований кредиторов?

Представляется, что кредитор не может быть ограничен в осуществлении принадлежащих ему процессуальных прав, предусмотренных ст. 49 АПК РФ, и он вправе, в частности, увеличить размер заявленных требований. Последствия подачи заявления об увеличении размера требования кредитора могут быть различными в зависимости от процедуры банкротства и момента совершения процессуального действия.

В наблюдении и финансовом оздоровлении порядок установления размера требований кредиторов определен ст. 71 Закона о банкротстве 2002 г. В соответствии с указанной нормой права для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Несмотря на то, что кредитор может заявить свои требования сразу же после опубликования сообщения о введении наблюдения, арбитражный суд вправе их рассмотреть только по истечении срока на подачу заинтересованными лицами возражений, которые могут быть заявлены не позднее чем через15 дней со дня истечения срока для предъявления требований, определенного в 30 дней с даты публикации сообщения о введении наблюдения.

Таким образом, вне зависимости от времени предъявления требования оно будет рассмотрено судом за пределами срока на его подачу. Поэтому, если кредитор заявит об увеличении размера требования в судебном заседании, представляется правильным в этом случае руководствоваться положениями п. 7 ст. 71 закона и рассматривать требование кредитора в части его увеличенного размера после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.

Во внешнем управлении и конкурсном производстве требования устанавливаются по правилам ст. 100 Закона о банкротстве 2002 г. В указанных процедурах банкротства кредиторы вправе в любой момент предъявить свои требования к должнику. Однако кредиторы будут претерпевать неблагоприятные последствия в случае задержки заявления своих требований, поскольку требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов (п. 4 ст. 142закона о банкротстве 2002 г.).


Применительно к вопросу о праве кредитора увеличить размер требований после закрытия реестра кредиторов можно высказать мнение, что требование кредитора в части его увеличенного размера, несмотря на то, что первоначальное заявление было подано в установленный срок, подлежит удовлетворению по правилам п. 4 ст. 142 закона о банкротстве.

Предложенные подходы по установлению требований кредиторов в рассмотренных выше случаях могут вызвать определенные возражения. Ведь, в случае, если, например, в наблюдении кредитор заявит об увеличении размера требования после истечения установленного срока, суд должен рассмотреть требование, заявленное в срок, и принять по нему судебный акт; при этом требование кредитора в части его увеличенного размера суд должен будет рассмотреть после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения, и принять по нему отдельный судебный акт. Все это, как видим, создает определенные процессуальные неудобства для суда и участников конкурсного процесса. Но, как представляется, для обеспечения равенства всех кредиторов и справедливого распределения конкурсной массы кредиторы, заявившие об увеличении размера своих требований после истечения сроков на их предъявление, не должны иметь преимуществ перед кредиторами, которые прямо подпадают под действие п. 7 ст. 71 и п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве 2002 г."В настоящее время, - отмечал Г.Ф. Шершеневич, - совершенно ясно, с теоретической точки зрения, что кредитор свободен в предъявлении своих требований конкурсу, что он заинтересован в участии в конкурсном процессе, но он не может быть принуждаем к такому участию....". Но, как далее пишет автор, "кредиторы, заявившие свои требования по истечении срока, могут получить удовлетворение только в том случае, если по удовлетворении остальных, своевременно заявленных требований окажется остаток - случай довольно редкий. Допущение к удовлетворению из остатка опоздавших кредиторов совершенно правильно, потому что остаток принадлежит самому должнику".

Статья 57 закона о банкротстве 2002 г. содержит несколько оснований для прекращения производства по делу, среди которых прямое отношение к исследуемому вопросу имеют отказ всех кредиторов от заявленных требований или требования о признании должника банкротом и заключение мирового соглашения.

Отказ всех кредиторов от заявленных требований или требования о признании должника банкротом не был ранее известен российскому законодательству о банкротстве. Закон о банкротстве1992 г. не содержал положений, допускающих такой отказ. Также он не нашел применения в арбитражной практике того периода. Арбитражный суд должен был рассматривать дело о несостоятельности (банкротстве) организации (предпринимателя) по существу и в том случае, если надень рассмотрения дела должник полностью или частично погасил задолженность кредитору -заявителю и при этом заявитель отказывался от поддержания своих требований о признании должника банкротом.