Файл: Практикум Моделирование систем в среде AnyLogic 8.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 401

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

1. Событийное моделирование

1.1. Моделирование колебательного процесса

1.2. Контрольные задания

1.3. Модель «Жизнь»

1.4. Контрольное задание «Фигуры»

1.5. Анимация поведения агента

Контрольные вопросы

2. Реагирующие системы

2.1. Модель светофора для управления движением

2.2. Модель пешеходного перехода

2.3. Контрольное задание “Переход, управляемый пешеходом”

2.4. Контрольное задание “Модель кодового замка”

2.5 Модель трех разрядного счетчика

2.6. Контрольное задание «Запуск события при получении контрольного значения»

Контрольные вопросы

3. Моделирование элементов цифровых систем управления

3.1. Семи сегментный дисплей.

3.2. Модели элементарных логических операций

3.3. Полный сумматор

Контрольные вопросы

4. Системная динамика

4.1. Модель реализации продукта по Бассу

4.2. Контрольное задание «Учет повторных покупок»

4.3. Контрольное задание «Модель распространения эпидемии»

4.4. Взаимодействие активных классов

4.5. Контрольное задание «Визуализация модели динамики численности населения»

Контрольные вопросы

5. Агентное моделирование

5.1. Популяция агентов

5.2. Поведение агентов

5.3. Учет влияния общения между потребителями

Контрольные вопросы

6. Задания для самостоятельной работы

Приложение

Основные сведения о языке программирования Java

Классы Java

Типы данных Java

Присваивание значений в выражениях В общем виде оператор присваивания имеет вид:v=результат_выражения;v – переменная определенного типа.При выполнении присваивания нужно учитывать правила приведения типов. Если тип переменной в левой части и тип результата выражения совместны, то происходит автоматическое преобразование типов. Такое преобразование возможно, если выполнено два условия:два типа совместимы;тип, к которому выполняется приведение, обладает большей разрядностью, чем исходный. При выполнении этих условий говорят расширяющем преобразовании. Например, к типу int (разрядность 32) возможно преобразование типа byte (8 разрядов).В языке Java определены следующие правила расширения:если операнды в выражении относятся к типам byte и short то они автоматически расширяются до типа int перед проведением вычислений; если один операнд имеет тип long, тип целого выражения расширяется до long; если один операнд – типа float, то тип всего вы­ражения расширяется до float;если тип любого из операндов – double, то тип результата – также double.Результат деления целых чисел дает вещественное значение.При преобразовании переменных несовместимых типов используется явное приведение типов:v=(type) результат_выражения;Где: type тип переменной в левой части оператора присваивания.Преобразование такого типа бывает:Сужающим – когда выполняется приведение от типа с большей разрядностью к типу с меньшей разрядностью.Усеченным – когда вещественный тип преобразуется к целому при этом дробная часть числа отбрасывается. Операции Java Основные арифметические операции сведены в таблицу 2.Таблица 2 Арифметические операции Операция Назначение + Сложение - Вычитание * Умножение / Деление % Получение остатка от деления ++ Инкремент += Присваивание со сложением -= Присваивание с вычитанием *= Присваивание с умножением /= Присваивание с делением %= Присваивание с модулем(остаток от деления) -- Декремент Кроме арифметических операций в языке Java определены битовые – поразрядные операции. Они применимы к переменным типа long, int, byte, char, short (см. таблицу 3).Таблица 3. Поразрядные операции Операция Назначение Отрицание & Конъюнкция (И) | Дизъюнкция (ИЛИ) ^ Исключающее ИЛИ >> Правый сдвиг >>> Сдвиг в право с заполнением старшего бита нулем << Левый сдвиг &= Присваивание И |= Присваивание ИЛИ ^= Присваивание с исключающим ИЛИ >>= Присваивание с правым сдвигом >>>= Присваивание со сдвигом вправо, старший бит заполняется нулем <<= Присваивание со сдвигом влево При составлении условий используются логические операции из таблицы 4.Таблица 4Операции отношения Операция Назначение == Сравнение != Не равно > Больше < Меньше >= Больше, либо равно <= Меньше, либо равно Результат логической операции – значение типа boolean. Результаты выполнения логических операций можно использовать в логических выражениях. Такие выражения составляют с помощью булевых операций таблицы 5.Таблица 5Булевы операции Операция Назначение ! Отрицание && Логическая операция И || Логическая операция ИЛИ ^ Логическая операция исключающее ИЛИ 1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

Приоритет в выражениях Операции в выражениях выполняются в соответствии с определенным приоритетом таблицы 6.Таблица 6 Приоритеты Приоритет Операции 1 ++,--,,! 2 *,/,% 3 +,- 4 >>,>>>,<< 5 >,>=,<,<= 6 ==,!= 7 & 8 ^ 9 | 10 && 11 || Для изменения приоритета в выражениях используются круглые скобки. Управляющие операторы Условный оператор.if (условие) {//Операторы при условии = true}else {//Операторы при условии = false}условие – логическое выражение. Допускается не использовать ветку else «иначе». Многозвенный оператор ветвления.if(условие){}else if (условие1) {}else if (условие2) {}else {}Операторы if выполняются последовательно сверху вниз. Как только одно из условий становится равным true, то выполняется оператор, связанный с этим if, а остальные проверки условий пропускаются. Если ни одно из условий не даст значение true, то будет выполнен последний оператор else. Заключительная часть else действует как условие по умолчанию, если все другие условные проверки не успешны. Оператор селектор.switch (условие) {case значение_1:{//операторыbreak}case значение_2:{//операторыbreak}…Default:{//операторы}}Здесь условие – селектор переменная или выражение, которое должно возвращать значение типа byte, int, short, char. Выполняется та часть блока case, где значение совпадет с селектором, оператор break, завершает работу оператора switch. Если совпадений нет, то выполняются операторы блока default. Этот блок может отсутствовать.Оператор цикла while:while (условие) {//операторы}Выполняется до тех пор, пока условие равно true.Оператор цикла do while.do {//операторы}while (условие);Такой цикл выполняется всегда один раз.Цикл типа for.for (exp1;exp2;exp3){//операторы}Используется для выполнения тела цикла определенное число раз.Где:exp1 – начальное значение счетчика цикла;exp2 – условие выхода из циклы;exp3 – выражение для изменения счетчика цикла.Для управления работой циклов используются операторы: break и continue.Первый оператор позволяет прервать работу цикла. Для передачи управления на заданный оператор используется формат оператора с меткой break метка_оператора; Метка оператора должна заканчиваться двоеточием. Второй оператор служит для перехода к следующему шагу – итерации цикла. Все операторы лежащие «ниже» его в теле цикла пропускаются. В циклах while и do while выполнение оператора приводит к передаче управления условию, а в цикле for выражению, которое изменяет счетчик цикла. Оператор может быть использован с меткой. Метка должна помечать оператор цикла, которому передается управление. Такая форма используется при создании вложенных циклов.Оператор break используется также для завершения работы оператора ветвления с передачей управления на определенный помеченный оператор.Оператор return. Оператор используется для принудительного завершения работы метода класса. Если метод возвращает значение, то оператор должен содержать аргумент, тип которого совпадает с типом возвращаемого значения: return аргумент; В языке Java нет оператора goto.1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

Массивы и их задание

Обработка строк

Класс Math. Математические функции

Обработка исключительных ситуаций

Цвет и его кодирование

Элементы управления и фигуры презентации

Текстовое поле

Элемент слайдер

Командная кнопка

Элемент «Текст»

Элемент «Прямоугольник»

Ординарные события AnyLogic

Динамические события AnyLogic

Список литературы

Контрольные вопросы


  1. Что представляет собой агент модели?

  2. Какими основными свойствами обладает агент модели?

  3. Как можно задать поведение агентов?

  4. Что подразумевается под средой агентной модели?

  5. Как выполняется сбор статистических показателей для агента модели?

  6. Что такое сеть агентов и каковы ее особенности?

  7. Дайте описание агентной модели покупки товаров потребителями.

  8. Как учесть повторные покупки потребителями товара?

  9. Какие статистические показатели определяются в модели покупки товаров.

  10. Объясните разницу между графиками покупок из-за повторной покупки товаров клиентами.

6. Задания для самостоятельной работы


Задание №1. Дана функция

Аргумент функции a принадлежит диапазону . Аргумент b равен 2. Построить дискретно-событийную модель для исследования функции. Аргумент a изменяется с шагом равным 0,1.

Для исследования влияния параметра b разместите в модель элемент слайдер. Данный элемент должен позволять менять значение параметра b в процессе моделирования от 2 до 10.

Единицы модельного времени секунды, период моделирования равен 30 секундам. Результаты моделирования показаны на рисунке 6.1.



Рис.6.1. модель при b=2


Задание №2. Постройте модель в виде конечного автомата для вычисления по входному множеству значений ={A,B,C} выходного множества ={D,E1,E2}.

Преобразование входных значений в выходные осуществляется по формулам:



Контрольные значения:

Вариант а:

={10,9,11} {-102,990,5.03457E-45}

Вариант б:

={10,2,1} {95,8,9.7468}

Вид модели показан на рисунке 6.2.



Рис.6.2. Модель конечного автомата. Контрольный набор а

Значения входного множества вводятся в текстовых полях, значения выходного множества также выводятся в текстовых полях. Ввод данных в автомат начинается после нажатия кнопки «Пуск». Если введены данные не числовые, то выводится сообщения об ошибке и данные запрашиваются снова.


Задание №3. Постройте модель логического устройства реализующего логическую операцию «Исключающее ИЛИ» (XOR) структурная схема устройства показана на рисунке 6.3.



Рис.6.3. Схема логической операции XOR

Таблица истинности операции приводится в таблице 6.1.

Таблица 6.1.

Операция XOR

A

B

C

0

0

0

1

0

1

0

1

1

1

1

0


Задание №4. Постройте модель двоичного полусумматора. Модель представляет собой агента интерфейс которого показан на рисунке 6.4.


Рис. 6.4. Агент двоичный полусумматор.

На рисунке X1 и X2 двоичные сигналы, Y – сигнал результат суммирования, C – сигнал переполнения операции суммирования.

Агент выполняет суммирование двоичных сигналов на основе логической схемы структурная схема которой показа на рисунке 6.5.



Рис. 6.5. Схема двоичного полусумматора

Двоичный полусумматор должен работать как логическое устройство в соответствии с таблицей истинности 6.2.

Таблица 6.2

Таблица истинности сумматора

X1

X2

Y

C

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

1

0

1

1

0

1


Задание №5. Постройте модель жизни популяции, используя модель системной динамики. Модель популяции описывается уравнениями:





Здесь birthRate- коэффициент роста популяции на одного индивидуума, deathRate- коэффициент гибели, stabilityFactor – коэффициент замедления роста.

Интенсивность рождения определяется значением births, а смертность в популяции значением deaths. Значение StabRate – определяет устойчивое значение популяции.

Модель популяции создайте в виде агента, создайте значок. Разработайте интерфейс агента в виде двух переменных: StabRate и outPopulation. Переменная outPopulation возвращает текущую численность популяции.



Рис.6.6. Модель жизни популяции

Разместите агента в поле корневого класса модели и постройте временной график изменения численности популяции при следующих исходных данных:

birthRate=0,02

deathRate=0,01

stabilityFactor=0.000001

Начальное значение популяции равно 100 особей. Вид работающей модели жизни популяции показан на рисунке 6.6.

Единицы модельного времени – дни, период моделирования 1000 дней. Модель должна выполняться в режиме виртуального времени.


Приложение




Основные сведения о языке программирования Java

Классы Java


Язык программирования Java является полностью объектно-ориентированным. Поэтому программный код должен быть записан внутри определенного класса. В общем виде структура любого класса Java имеет следующий вид:

доступ сlass MyClass{

доступ тип имя_атрибута1;

доступ тип имя_атрибута2;



доступ тип_результата имя_метода1(аргументы){};

доступ тип_результата имя_метода2(аргументы){};



}

В качестве Доступа выбирается один из трех: public(глобальный), private(закрытый), protected(защищенный). Тип и Тип_результата – любой из допустимых типов Java. В языке Java доступ может не указываться, в этом случает элементы класса и класс считаются глобальными в рамках данной программы или пакета т.е не могут экспортироваться в другой пакет.

Атрибуты класса является его элементами и могут рассматриваться как переменные.

Методы класса используются для выполнения действий над его атрибутами. В общем случае метод обладает следующей структурой

доступ тип_результата имя_метода(аргументы){

//локальные переменные и операторы

};

Аргументы могут отсутствовать. В общем виде это список формальных параметров метода. Каждый параметр задается в виде

t p где t – тип параметра допустимый по синтаксису Java, а p имя параметра. Если метод не возвращает никаких результатов, то в качестве типа результата указывается значение void. Если метод возвращает результат, то он должен содержать оператор return v где v – возвращаемое значение. Его тип должен соответствовать типу результата метода.

Для использования класса нужно получить его экземпляр – объект. Получение экземпляра выполняется с помощь оператора new:

MyClass objMy=new MyClass();

Допускается выполнять получение экземпляра в два этапа.

MyClass objMy;

objMy=new MyClass();

Получив объект можно обращаться к его методом и атрибутам, если доступ позволяет это сделать. Для этого используется оператор разъименования objMy.m() либо objMy.a=значение.

Если метод класса не содержит формальных параметров, то все равно следует при вызове метода указать пустые скобки.

Примеры классов.

Пример №1. Класс с параметризованным методом


class ExeClass1{

double x;

public void m(double y){

x=y*y;

}

}

//Получение объекта

ExeClass1 objExe=new ExeClass1();

objExe.m(3.14);

double z=objExe.x;

Пример номер №2. Класс с не параметризованным методом

class ExeClass2{

public double y;

public double m(){

double x;

x=y*y;

return x;

}

}

//Получение объекта

ExeClass2 objExe=new ExeClass2();

objExe.y=3.14;

double z=objExe.m();

В составе класса может быть специальный метод – конструктор. Конструктор не может возвращать результат, но может принимать фактические значения. Ключевое слово void для конструктора не используется. Конструктор автоматически вызывается при получении экземпляра класса – объекта. Если конструктора нет, то используется конструктор по умолчанию. В примере №2 это ExeClass2(). Допускается создавать несколько конструктов различающихся набором формальных параметров.

Пример №3. Использование конструктора.

class ExeClass3{

private double y;

//Конструктор

ExeClass3(double a){

y=a;

}

public double m(){

double x;

x=y*y;

return x;

}

}

//Получение объекта

ExeClass3 objExe=new ExeClass3(3.14);

double z=objExe.m();

При написании кода класса может использоваться комментарий. Однострочный комментарий имеет вид:

//Текст комментария

Многострочный комментарий:

/*

Это комментарий

Из нескольких строк

*/

Типы данных Java


В языке используются типы данных, приведенные в таблице 1.

Таблица 1.

Типы данных

Тип

Разрядность

Особенности

long

64

Целый тип

-9,223,372,036,854,775,808 до 9,223,372,036,854,775,807

int

32

Целый тип

от -2,147,483,648 до 2,147,483,647

short

16

Целый тип с диапазоном кодирования:

+32768 до –32767

byte

8

Целый тип с диапазоном кодирования

-128 до +127

double

64

Вещественный тип с диапазоном кодирования:

+1.7е±308 до -1.7е±308

float

32

Вещественный тип с диапазоном кодирования:

+3.4е±38 до -3.4е±38

char

16

Код символа в международной кодировке Unicode.

boolean




Логические тип данных для хранения одного из двух значений true или false