Файл: Основы налоговой системы и состав федеральных налогов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) в законе о введении конкретного налога предусматривается распределение ставки налога между бюджетами различного уровня;

3) в ежегодно принимаемом законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливается процент распределе­ния суммы налога между бюджетами различного уровня.

Таким образом, в завершении раздела можно прийти к следующему выводу:

- федеральные налоги имеют удельный вес в 95 % от общего количества налоговых доходов, которые поступаются в государственный бюджет, поэтому значение федеральных налогов для государства определяющее.

- федеральные налоги могут быть региональными и местными. Данное перераспределение части федеральных налогов и сборов в иные бюджеты обуславливается необходимостью создания благоприятных финансовых условий для роста благосостояния региона, повышения его уровня развития в отношении всего государства.

Классификация федеральных налогов и сборов

Любой налог, вне зависимости от значения и содержания, имеет свое функциональное значение, то есть его взимают для осуществления определенного действия[11].

Это свойство налога требует проведения четкой классификации налогов и сборов, которая позволит выявить основные свойства налогов и сборов, а также его основные отличительные особенности. Классификация налогов и сборов начала формироваться еще с древних времен, с того самого момента, когда стали возникать первые налоги и сборы в древних государствах.

Классификация налогов необходима для выявления роли каж­дого из них в системе[12]:

1) доходов бюджета;

2) отраслевого хозяйствования.

В специальной финансовой литературе приводится классифи­кация налогов по различным признакам, среди которых преобла­дают организационно-правовые факторы: метод установления ставки налога, способ налогообложения, порядок закрепления за соответствующим бюджетом и др[13].

Так как Россия – это федерация и ее государственное устройство – это федеративное устройство, то разделение налогов на три ветви соответствует трем уровням власти.

В соответствии с этим налоги и сборы классифицируются на федеральные, региональные и местные.

Признак распределения между бюджетами позволяет классифицировать налоги и сборы на закрепленные налоги и регулирующие налоги. Следует отметить, что закрепленные налоги позволяют пополнить различные уровни бюджета. Например, НДС перечисляется в федеральный бюджет, а вот НДФЛ позволяет перечислить средства в региональные бюджеты, то есть в бюджеты субъектов федерации.


А вот регулирующие налоги уже должны распределяться в строго уровневой системе бюджета. Налог на прибыль распределяется и в федеральный бюджет, и в региональный бюджет.

По субъектам налоги классифицируются на налоги с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций), налоги с физических лиц (например, НДФЛ) и комбинированные. Комбинированные налоги платят и организации и физические лица (например, НДС, акцизы, госпошлина).

По характеру использования налоги подразделялись на общие и целевые[14]. Общие налоги можно использовать на финансирование любых бюджетных расходов. После отмены ЕСН все налоги являются общими. Условно акцизы на ГСМ можно отнести к целевым, так как в последующем они из бюджета передаются в дорожные фонды. Целевые налоги используются лишь на определенные цели.

По международной методологии налоги делят на 4 группы – налоги на доходы, капитал, на потребление и социальные.

По способу изъятия налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, косвенные налоги взимаются в виде надбавок к цене товаров либо в процентах к объему реализации.

Отличие прямых налогов от косвенных существенное. Ведь прямые налоги направлены на строго установленный объект налогообложения, который уплачивается определенным субъектом налогообложения. Например, федеральный налог на прибыль. В данном случае строго определяется объект налогообложения - это прибыль, и субъект налогообложения – это юридическое лицо, получившее данную прибыль. И именно данный субъект налогообложения должен уплатить данный налог и никто другой.

А вот с косвенным федеральным налогом НДС совсем другая ситуация. Формально, его уплачивает юридическое лицо, которое реализует товары и услуги. Но, оно включает его в стоимость товара, поэтому фактическим плательщиком НДС – является обычный потребитель[15].

Таким образом, в завершении раздела можно прийти к следующим выводам:

- классификация налогов и сборов стала возникать еще с древних времен, когда впервые появилось государство и налоги его устройства.

- налоги классифицируются по различным признакам.

- федеральные налоги также могут классифицироваться в зависимости от распределения и фактического субъекта его уплаты. Также особое место в классификации имеет деление федеральных налогов по характеру использования и по способу изъятия.


Органы осуществляющие контроль за поступлением единого социального налога

С введением главы 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации отношения плательщиков взносов с государственными социальными внебюджетными фондами изменились существенным образом. Так, контроль за правильностью исчисления и уплаты взносов в составе единого социального налога в эти фонды осуществляют налоговые органы, а не фонды. Вместе с тем в налоговые органы, а не в фонды подаются расчеты по авансовым платежам и декларации по ЕСН. Однако плательщиков по-прежнему связывает с фондами ряд обязанностей по уплате взносов и представлению отчетности.

Расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу), а также налоговые декларации по ЕСН плательщики обязаны представлять только в налоговые органы (ст. 243 и 244 НК РФ).

Кроме того, согласно п. 5 ст. 243 НК РФ плательщики ЕСН - работодатели представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования (Федеральный Закон от 01.04.96 № 27-ФЗ "Об индивидуальном учете в системе государственного пенсионного страхования"). До утверждения новых форм указанные сведения подаются по формам, утвержденным постановлением Минтруда России № 35 и ПФ РФ № 44 от 03.07.97 "О формах документов индивидуального учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению".

Также согласно п. 6 ст. 243 НК РФ ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, плательщики ЕСН - работодатели обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме 4-ФСС РФ, утвержденной постановлением ФСС РФ от 30.11.2000 № 113 "Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)", о суммах:

- начисленного ЕСН в Фонд социального страхования Российской Федерации;

- расходов, произведенных налогоплательщиками за счет средств государственного социального страхования (выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей и др.; Инструкция о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденную постановлением ФСС РФ от 09.02.2001 № 11)[16];


- уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что второй экземпляр раздела I формы 4 ФСС РФ также представляется в налоговый орган по месту регистрации.

Согласно ст. 9 Федерального Закона от 05.08.2000 № 118 ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе ЕСН, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании не включаются в состав ЕСН и уплачиваются в ФСС РФ в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.98 № 125 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" , Федеральным Законом от 12.02.2001 № 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год" (ст. 11 Федерального закона № 118-ФЗ) При этом 8 п. 2 ст. 18 Федерального закона № 125-ФЗ обязанность контролировать правильность начисления и полноту и своевременность перечисления страховых взносов возложена на ФСС РФ[17].

Кроме того, ст. 2 Федерального закона от 25.02.99 N 37-ФЗ “О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"” установлен дополнительный тариф страховых взносов в ПФ РФ для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в размере 14% от выплат, начисленных в их пользу по всем основаниям, независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера на выполнение работ и оказание услуг. Указанные страховые взносы уплачиваются независимо от взимания ЕСН, при этом контроль за правильностью их исчисления и уплаты осуществляет ПФ РФ[18].

Несмотря на то, что в фондах была достигнута высокая собираемость платежей, все они накопили огромную недоимку. Обязанность по ее взысканию перешла к налоговым органам на местах. Однако проблему с задолженностью по ранее начисленным платежам в государственные внебюджетные фонды за короткий промежуток времени решить силами только налоговых органов невозможно.


ЕСН сегодня еще не является по-настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями. Осложняет расчеты по ЕСН право работодателей самостоятельно осуществлять расходы за счет средств ФСС РФ. Более правильно, было бы установить порядок, при котором все плательщики уплачивают полностью в ФСС РФ всю начисленную сумму взноса и потом уже в самом фонде получают возмещение своих расходов. Это будет способствовать своевременному и полному контролю за расходованием средств фонда.

Законодатели могли бы также объединить взносы в федеральный и территориальный фонды ОМС в один платеж, который начислялся бы по единой ставке и распределялся между ними органами федерального казначейства. Или установить единый платеж, который бы зачислялся в территориальный фонд, а затем по установленному нормативу отчислений от его доходов средства списывались бы на счет федерального фонда. Это упростит исчисление налога и отчетность, сократит количество платежных поручений, а заодно позволит сократить объем учетной работы и количество лицевых счетов в налоговых органах[19].

Существенные недостатки имеют регрессивная шкала налоговых ставок ЕСН и условия ее применения. Условия применения регрессивных ставок чересчур жесткие, и число организаций, которые могут их использовать, очень ограниченно. ЕСН - это налог с юридических лиц, однако налогоплательщик обязан по каждому физическому лицу вести лицевой счет всех выплат, да еще и сумму начисленного налога. Было бы проще применять регрессивную шкалу ставок не по отношению к начисленным доходам отдельных работников, а в целом по организации.

Глава 2. Анализ федеральных налогов и сборов в РФ

Порядок исчисления единого социального налога

Любой вид налога, выплачиваемый человеком, обычно воспринимается как обязательная и неприятная необходимость, избежать которой нет никакой возможности. Но вот парадокс, существуют и такие виды налогов, при оплате которых существует возможность воспользоваться своими деньгами несколько позже. К ним можно отнести и социальный единый налог, действовавший повсеместно в РФ до 2010 года[20].