Файл: Основы налоговой системы и состав федеральных налогов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В системе финансовых отношений государства немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов, различных уровней и возможностей воздействия на отдельные ее сферы играют налоги.

Налоги - обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты. Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов, величина налоговых ставок устанавливается обычно в законодательном порядке. По уровням взимания налоги делятся на федеральные, республиканские и местные.

Именно понятию федеральных налогов посвящена данная работа.

К их числу относятся одни из основных доходообразующих налогов: примером могут служить налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизы.

Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.

Значимость темы курсовой работы определяется тем, что федеральные налоги и сборы играют важнейшую роль при формировании государственного бюджета.

Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Единый социальный налог. Таможенная пошлина. Государственная пошлина. Другие федеральные налоги и сборы (водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на операции с ценными бумагами)».

Объектом курсового исследования являются федеральные налоги и сборы.

Предметом курсового исследования это теоретические и практические аспекты содержания и применения федеральных налогов и сборов.

В соответствии с этим целью курсовой работы является рассмотрение и исследование, как с теоретической, так и с практической стороны аспектов применения федеральных налогов и сборов в системе налогообложения в Российской Федерации.

Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:

В первой главе планируется рассмотреть теоретическое содержание федеральных налогов и сборов в РФ. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:

- рассмотреть состав федеральных налогов и их роль в экономике;


- рассмотреть классификацию федеральных налогов и сборов;

- изучить планирование и контроль поступления в бюджет федеральных налогов и сборов.

Во второй главе планируется дать подробный анализ каждому из федеральных налогов и сборов. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:

- рассмотреть расчет порядок расчета единого социального налога;

- рассмотреть особенности таможенной и государственной пошлины;

- рассмотреть анализ других федеральных налогов и сборов;

- сделать соответствующие выводы по результатам исследований.

Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Налоги и налогообложение», а также при написании выпускной квалификационной работы.

При написании курсовой работы были использованы нормативные акты Российской Федерации, в том числе главный налоговый документ страны – Налоговый Кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. Он дает широкое объяснение многим аспектам, которые были рассмотрены в данной работе. Также теоретическую базу написания данной курсовой работы составили книги, изданные в период 2011-2014 годов, такими известными издательствами, как Проспект, Юнити, Юнити-Дана, Юрайт. Это свидетельствует об актуальности тезисов, которые были проанализированы в данной работе.

Проблеме видов налогов и его классификации посвящено множество работ. Это работы Евстигнеева, Молчанова, Колчина, Заяц и т.д. Немаловажную роль в написании данной работы сыграли научные статьи из периодической литературы «Консультант», «Административное и муниципальное право», «Финансовое право и управление». Авторами тема исследования рассматривается полно и с новой точки зрения.

Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Теоретическое содержание федеральных налогов и сборов в РФ», «Анализ федеральных налогов и сборов в РФ»), заключения, библиографии, приложений.

Глава 1. Содержание федеральных налогов и сборов в РФ


Основы налоговой системы и состав федеральных налогов

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов; 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; 5)формы и методы налогового контроля; 6)ответственность за совершение налоговых правонарушений; 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц[1].

Действие Налогового Кодекса РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются[2]:


организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым Кодексом РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов; организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами; налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными налогами признаются налоги, которые обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований[3].

Федеральные налоги и сборы устанавливаются строго в соответствии с налоговым законодательством – а, именно, с Налоговым Кодексом РФ.

Исходя из формы государственно-территориального устройства, выделяются три уровня федеральных налогов, которые формируют соответствующие уровни бюджетов: федеральный уровень, региональные и местные уровни бюджетов[4].

Федеральные законы могут устанавливаться или отменяться лишь в соответствии с поправками, изменениями и дополнениями, которые приводятся в Налоговом Кодексе РФ – главном документе страны. Другой способ установления федеральных законов – это введение специального режима налогообложения на той или иной территории[5].

При этом, такой статус этих налогов вовсе не означает, что он будет полностью зачислен в федеральный бюджет, допускаются зачисления его части в бюджете регионального и местного уровней.

Налоговая система в РФ организована таким образом, что отражает бюджетную систему страны. Именно поэтому налоги в России принято делить на федеральные, региональные и местные. Федеральными называют налоги и сборы, обязательные к уплате по всей территории нашей страны. Их перечень устанавливается 13 статьей Налогового Кодекса и может быть изменен только путем внесения в нее соответствующих изменений.
Статус федеральных налогов совершенно не означает, что они должны быть зачислены в федеральный бюджет полностью. Законодатели устанавливают нормативы отчислений каждого налога в федеральный бюджет и в нижестоящие бюджеты. Целиком поступают в федеральный бюджет только лишь суммы налога на добавленную стоимость.


Рассмотрим основной перечень федеральных региональных налогов.

1) налог на прибыль юридических лиц.

2) акцизы на категории товаров, которые определены отдельным образом.

3) водный налог.

4) налог на добычу полезных ископаемых[6].

Значение федеральных региональных налогов состоит в том, что они выполняют регулирующую функцию государства и содействуют тому, что региональные бюджеты пополняются[7].

Далее рассмотрим виды местных федеральных налогов. Их отличие от региональных федеральных налогов состоит в том, что они зачисляются в местные бюджеты полностью. Местные федеральные налоги должны обеспечивать достаточное пополнение местного бюджета для того, что благосостояние той или иной территории росло. Самым известным и значимым местным федеральным налогом является налог на доходы физических лиц или НДФЛ.

Федеральными признаются налоги и сборы, все элементы ко­торых устанавливаются НК РФ. Эти налоги обязательны к упла­те на всей территории Российской Федерации[8].

К федеральным налогам и сборам НК РФ (ст. 13) относит:

-НДС;

-акцизы;

-налог на прибыль организаций;

-налог на доходы физических лиц;

-государственную пошлину;

-налог на добычу полезных ископаемых;

-сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов[9];

-водный налог.

Доходы налогового характера составляют около 90% поступлений в бюджет государства РФ. А доход именно от федеральных налогов и сборов в государственный бюджет РФ составляет около 95% от общего количества налоговых поступлений.

Из федеральных налогов и сборов на долю пяти налогов приходится около 90% налоговых поступлений в бюджетную систему страны:

- НДС-24%, налог на прибыль организаций-21%,

-ЕСН (до 2010 г.)-19%, налог на добычу полезных ископаемых-15%,

-налог на доходы физических лиц -11%[10].

В последние годы наблюдается тенденция увеличения доли тех федеральных налогов, которыми облагаются товары, ввозимые на территорию России и которые управляются таможенными органами.

Выше было отмечено, что федеральные налоги могут перетекать в федеральный и региональный бюджет государства. Рассмотрим, каким образом данное распределение происходит.

1) в законе о введении конкретного налога, сбора предусмат­ривается распределение суммы налога между бюджетами различ­ного уровня;