Файл: Основы налоговой системы и состав федеральных налогов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако в государственных органах России уже задумываются над тем, чтобы вновь ввести в действие единый социальный налог. Единый социальный налог предусматривал различные налоговые выплаты, которые аккумулировались в специальных фондах государственного социального значения. В случае необходимости государство берет за счет данных средств на себя заботу и опеку над гражданами[21].

В число этих фондов, которые собирали деньги от граждан для их же собственных нужд входили:

-пенсионный;

-государственный страховой;

-фонды медицинского страхования, как федерального, так и регионального уровня[22].

Налогоплательщиками данной вида налога признаются все, кто работают вне зависимости, работодатель это или наемный работник.

И лишь в отношении единого социального налога проводится деление граждан на две большие категории:

Первая категория налогоплательщиков включает в себя:

-лица, проводящие выплаты физическим лицам[23];

-индивидуальные предприниматели (ИП);

-различные организации;

-физические лица, которые не являются ИП.

Ко второй категории относятся лица, которые осуществляют свою деятельность в виде частной практики.

Если говорить о первой категории налогоплательщиков, то для них объектом налогообложения являются любые выплаты, а также другие виды вознаграждений, которые выплачиваются физическим лицам по различным видам договоров.

Если говорить о второй категории лиц, то для них объектом налогообложения является весь доход, полученный от осуществления профессиональной деятельности. Однако данный доход в целях налогообложения уменьшается на сумму вычетов, предусмотренных законодательством.

Рассмотрим порядок расчета единого социального налога в 2016 году[24].

Ставка ЕСН в 2016 году никак не поменяется по сравнению с прошлогодней, так что его плательщикам не придется заново менять принцип расчета. Посчитать сумму выплаты ЕСН совершенно не сложно, поскольку ставки известны и, тем более, не претерпели изменений.

Единый социальный налог подразумевает перечисление в следующие социальные фонды:

- перечисления в пенсионный фонд составляют 23%.

- перечисления в фонд страхования составляют 3%.

- перечисления в фонды медицинского страхования составляют 5,1%.

Особенность исчисления единого социального налога можно выделить именно для индивидуального предпринимателя. Индивидуальное предприятие должно уплачивать взносы в два фонда: пенсионный фонд и фонд медицинского страхования. А вот в фонд обязательного страхования индивидуальное предприятие должно уплачивать в добровольном порядке, то есть по желанию. Сам по себе расчет выплат в 2016 году ИП напрямую зависит от минимального размера оплаты труда (МРОТ), который на 1 января стал равен 6 204 рубля.


Это значит, что выплаты ИП[25]:

-выплаты индивидуального предприятия в пенсионный фонд 12 месяцев * 26% * 6204 рублей = 19 356,48 рублей;

-фонд медицинского страхования 12 месяцев * 5,1% * 6204 рублей = 3 796,85 рублей.

Если доход индивидуального предпринимателя превышает 300000 рублей, то к выплатам еще добавляется еще 1% от суммы, которая превышает указанный лимит в 300000 рублей.

Размер выплат в российский пенсионный фонд в 2016 году будет иметь свои ограничения, так что ИП, заработавший достаточно много, не сможет перечислить в ПФР не более определенной законодательством суммы. В текущем году максимальная величина перечислений в пенсионный фонд составляет 154 851,84 рубля.

Следует отметить, что единый социальный налог отменили еще в 2010 году. Однако по факту он действует и по сей день, однако он заменен термином «страховые выплаты». В связи с этим страховые фонды были не ликвидированы, а их работа полностью синхронизирована с налоговыми органами. Предполагается также возможность увеличения нагрузки на высокие заработки некоторой части ИП, доходы которых превышают 800 000 рублей в год. Но пока это только досужие разговоры и никакой конкретной информации по этому поводу из официальных источников не поступало[26].

Опытные бухгалтера и экономисты до сих пор используют под понятием страховые выплаты понятие единого социального налога, чтобы не путать эти два понятия.

Налоговая проверка может посетить предприятие, если у нее возникли вопросы в части выплаты единого социального налога. Однако данные основания налоговой проверки тоже ограничены. Они составляют следующие значения[27]:

- наличие аргументированных документальных подтверждений того, что предприятие нарушило порядок выплаты единого социального налога.

- если отсутствует возможность проверки[28].

- в случае если проверка проводится по организациям, имеющим несколько отделений по стране, «дочерние структуры» и т. п.;

- неоплаты страховых взносов в оговоренный законом срок (10 суток) после предъявления результатов проверки;

- непредставление документов для проведения проверки или их недостоверность.

Таким образом, в заключении данного раздела можно прийти к следующему выводу.

- единый социальный налог представляет собой налог, который взимается для того, чтобы в будущем при необходимости можно было бы оказывать помощь самим гражданам.


- единый социальный налог включает в себя перечисления финансовых средств в пенсионный фонд, страховой фонд, фонд медицинского страхования, федерального и регионального уровня.

- изменения в отношении ставки, сроков проверок, субъектов и объектов единого социального налога должны корректироваться в конце финансового года, чтобы новый год начать по всем налоговым правилам.

Особенности исчисления таможенной и государственной пошлины

Любое действие, требующее юридического подтверждения законности, в каждой стране мира выполняется только после уплаты особого вида налога, который называется государственная пошлина.

 Государственная пошлина имеет глубокие исторические корни. Еще в древности, в период средних веков в государстве действовало правило взимания за проезд по территории, дорожным строениям и мостам, расположенным на территории отдельных государств, принадлежащих различным городам, областям или феодальным поместьям. Такие сборы назывались пошлинами. Уплата государственной пошлины требовалась при подаче исков в судебные инстанции или для подтверждения законности владения землями или иным имуществом.

На сегодняшний день государственная пошлина претерпела значительные изменения. Государственная пошлина на сегодняшний день регулируется Налоговым Кодексом РФ. Государственная пошлина – это сбор денежных средств с физических лиц, юридических организаций, частных предпринимателей или организаций без образования юридического лица при их обращении в различные органы, уполномоченные выполнять юридические действия.

Органы, которые уполномочены выполнять юридические действия, являются следующими:

- должностные лица местного самоуправления[29].

- организации самоуправления на местах.

- государственные организации.

Иными словами, в состав данных организаций являются суды, Загсы, милиция, частные нотариусы и прочие[30].

Рассмотрим ситуации, в каких случаях взимается государственная пошлина. Государственная пошлина в РФ взимается в следующих случаях: 

При необходимости обращения в судебные инстанции общей юрисдикции.

При обращении с просьбой о рассмотрении дела мировым судьей.


При подаче иска в конституционный суд.

При оформлении любых нотариальных документов.

При регистрации акта гражданского состояния.

При получении права на гражданство или снятия гражданства.

При выезде из страны или въезде в нее.

При оформлении документов и регистрации юридического лица.

Для вступления в юридическую силу доверенностей, завещаний, договоров[31].

 Государственная пошлина имеет такой же обязательный характер, как и любые другие налоги и сборы в РФ. Порядок государственной пошлины такой же аналогичный, как и порядок остальных налогов и сборов. Единственной особенностью государственной пошлины является его целевой характер.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

- были проанализированы основные положения по государственной пошлине

- государственная пошлина обладает аналогичными свойствами других налогов и сборов в РФ, однако одной отличительной особенностью является целевой характер перечислений собранных средств[32].

- государственная пошлина – это сбор денежных средств с лиц, которые обращаются в государственные органы с просьбой выполнить определенные юридические действия.

- государственная пошлина изменялась с течением времени еще со времен средневековья. Сегодняшнее ее положение регулируется положениями Налогового Кодекса России.

 Таможенные пошлины - это обязательные платежи или взносы, которые взимаются таможенными органами в случае ввоза товара на таможенную территорию или же вывозе с нее. Они являются неотъемлемым условием подобного вывоза или ввоза. Все эти ставки определяет Правительство РФ, причем они могут регулярно меняться. Они одинаковы для всех и едины, то есть не подлежат изменению в зависимости от того, какое лицо перевозит товары через границу[33].

Рассмотрим основные функции таможенной пошлины. Известно, что существует всего три вида таможенной пошлины[34].

1) Фискальная функция таможенной пошлины. Благодаря данной функции происходит пополнение доходной части государственного бюджета. Речь идет не только об экспортных, но и об импортных государственных пошлинах.

2) Защитная или протекционистская функция таможенной пошлины. Данная функция таможенной пошлины должна защищать государство от иностранной конкуренции, которая на сегодняшний день является нежелательной.

3) Балансировочная функция таможенной пошлины. Она вводится для того, чтобы предотвратить нежелательный экспорт товаров, на которые внутренние цены по разным причинам ниже мировых. Данная функция присуща только экспортным пошлинам.


По объекту взимания различают транзитные, ввозные и вывозные таможенные пошлины.

По методу исчисления различают специфические, адвалорные и комбинированные таможенные пошлины.

Есть разделение таможенных пошлин на сезонные, временные и генеральные по времени действия. А также по характеру происхождения они бывают автономные и конвенциальные; по последствиям и величине: ограничительные и запретительные; по способу исчисления: эффективные и номинальные.  Есть в классификации и особые виды таможенных пошлин.

Таким образом, можно прийти к следующему выводу:

- таможенная пошлина является эффективным инструментом государственного регулирования. Благодаря таможенной пошлине пополняется доходная часть бюджета, государство защищается от нежелательного экспорта, а также регулирует поступление в страну нежелательной конкуренции со стороны иностранных агентов.

- таможенная пошлина служит эффективным инструментом для того, чтобы изъять разницу между данными ценами в доход государства.  

2.3 Анализ других федеральных налогов и сборов

Одним из федеральных налогов является также водный налог[35]. Его регулирование происходит в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. Те пользователи воды, которые используют воду на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование – плательщиками водного налога не являются. При условии, что документ получен после 1 января 2007 года.

Водным налогом облагаются следующие виды водного использования:

- забор воды из водных объектов.

- использование акватории водных объектов. Исключение в данном случае является сплав древесины на плотах по воде.

- использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

Объекты, которые не облагаются водным налогом[36]:

- забор воды из подземных объектов воды, которая в своем составе полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальные воды;

- забор воды для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

- забор воды для санитарных, экологических и судоходных попусков; забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков и т. д.