Файл: Психология управления. Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение.

Проблема стресса особенно остро стала проявляться в ХХ веке. Это связано с тем, что в современном мире, а также и на современном производстве часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложной ситуацией, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (в результате неприятной ситуации которая появилась и была вызвана физиологическим механизмом стресса) и тогда эта «негативная» энергия начинает разрушать самого человека.

В связи с этим изучение упомянутой темы курсовой работы крайне актуально, так как стресс напрямую влияет не только на результативность работы человека, подвергшегося стрессу, но и на психическое здоровье в целом.

В области прикладных исследований психических функциональных состояний в современном мире труда актуальным объектом является анализ стрессовых состояний. Практическое значение таких исследований состоит в профилактике психологического стресса, возможности управления функциональным состоянием работника, укреплении профессионального здоровья, и предполагает выяснение причин стрессового состояния, изучение стрессовых реакций, анализ стресс-факторов, определение условий, позволяющих их контролировать. [19]

Сфера изучения стресса, без сомнений, очень востребована практикой, так как непосредственно связана с успешностью адаптации и реализации человека в трудовой деятельности, сохранностью трудоспособности и психического здоровья. Область исследований стресса в управленческой деятельности занимает одно из ведущих мест.

Управленческая деятельность – принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Управленческая деятельность требует осуществления руководителями множества разнообразных управленческих функций и всегда создает объективные условия для возникновения у личности управленца стрессовых ситуаций и, прежде всего в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. А это в свою очередь предъявляет особые требования к эмоциональной устойчивости и гибкости руководителя, его стрессоустойчивости. [16]

Ввиду особой значимости профилактики стресса среди управленцев данная работа обладает актуальностью, теоретической значимостью в своем исследовании.

Предметом изучения курсовой работы является сам по себе стресс, а именно в управленческой деятельности.

Цель работы — обосновать стресс с научной точки зрения, определить его виды, фазы, причины появления, понять и определить подходящие методы борьбы со стрессом и профилактики его.


Задачи — определить стресс, выделить формы стресса, обозначить виды и фазы, классификации, обозначить влияние стресса на человека, а также выбрать наиболее эффективные методы борьбы со стрессом, его профилактикой и минимизацией в управленческой деятельности.

1. Стресс и Стрессоустойчивость

1.1. Понятия стресса и стрессоустойчивости

Современная жизнь полна стрессов. Стрессы могут поджидать нас повсюду: и на работе, и в семье, и в кругу друзей.

Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс за собой несет деорганизацию деятельности человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно частые и длительные, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость человека - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. [11]

В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать. [8, 14]

Стресс - целесообразная приспособительная реакция, которая обеспечивает адаптацию к разнообразным условиям жизни. Это понятие было введено английским учёным Г. Селье в 1938г.

Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции. [10, 14]


Г. Селье выделил три стадии стресса. 

Первая - реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания [13]

Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress - истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий. [13]

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, сложную. В свою очередь психологический стресс бывает двух видов - информационный и эмоциональный.

Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства [13]


Если говорить о понятии стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим происхожденипе данного понятия. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он указывает, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [1]

На одну из существенных и значимых для изучения сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, которое характеризует отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою трактовку стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [4]

Иными словами, стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления сложной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (результативность) деятельности.

Итак, стресс - это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях интенсивного ритма жизни невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность формировать устойчивость психики человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в дальнейшем.

1.2. Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу

Последствия стресса напрямую зависят от индивидуальных особенностей челове­ка. Некоторые люди могут противостоять разрушительному действию стресса гораздо лучше, чем другие. Чем обусловлена такая особенность?


Существует несколько факто­ров, смягчающих воздействие стресса на наше психическое и физическое здоровье, такие как социальная поддержка, стойкость, оптимизм и Реактивность вегетативной нервной системы (ВНС)

Социальная поддержка раскрывает все виды помощи, предоставляемой человеку людьми, с которыми он связан какими-либо социальными свя­зями.

Оценивая степень социальной поддержки, Гоур установил, что у тех людей, кому оказывалась относительно большая социальная поддержка со стороны друзей и родственников, обнару­жились:

1) менее выраженная эмоциональная реакция на фрустрацию

2) меньше симптомов телесного нездоровья.

Социальная поддержка делится на четыре вида:

• Эмоциональная поддержка — выражение участия и заинтересован­ности, которые показывают нам, что мы людям небезразличны. Примером такого поведения может служить внимательное, участливое выслушива­ние рассказа о проблемах. Возможно, это повышает наше самоуважение.

• Оценочная поддержка — помощь человеку в оценке и осмыслении его проблем. Этот вид поддержки заключается в попытках прояснения сути проблемы и ее значимости.

• Информационная поддержка — совет о том, как справиться с про­блемой. Она может состоять в обсуждении возможных путей решения проблемы или в рассмотрении достоинств различных стратегий ее преодоления.

• Инструментальная поддержка — материальная помощь или по­мощь конкретными действиями. Сюда входит широкий спектр возмож­ных действий, таких, как предоставление временного жилья, одалживание денежных средств, препровождение в центр социальной помощи, помощь в поиске работы и другое.

Следует также отметить, что социальные отношения и социальная поддержка — это не одно и то же. Некоторые друзья или члены семьи могут критиковать, создавать чувство вины, предъявлять излишние требования, провоцировать на ненуж­ные споры, а также многими другими способами мешать справлять­ся со стрессом.

Стойкость — это совокупность определенных личностных черт, а именно, ответственности, стремления к преодолению трудно­стей и внутреннего локуса контроля, которые способствуют высокой со­противляемости к стрессу. Внутренний локус контроля — это черта лич­ности, характеризующая веру людей в то, что все их достижения, успехи и неудачи, явля­ются результатом их собственных действий. Выявлено, что более стойкие люди чаще демонстрируют внутренний локус контроля, тогда как менее стойкие к стрессу склонны ощущать себя марионеткой в руках судьбы.