Файл: Психология управления. Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Стресс и Стрессоустойчивость
1.1. Понятия стресса и стрессоустойчивости
1.2. Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу
2.1. Причины появления стресса, стрессоры
3. Профессиональный стресс. Источники и виды производственного стресса
3.1. Причины профессионального стресса управленческого профиля
3.2. Контроль над производственным стрессом в управленческой деятельности
Содержание:
Введение.
Проблема стресса особенно остро стала проявляться в ХХ веке. Это связано с тем, что в современном мире, а также и на современном производстве часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложной ситуацией, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (в результате неприятной ситуации которая появилась и была вызвана физиологическим механизмом стресса) и тогда эта «негативная» энергия начинает разрушать самого человека.
В связи с этим изучение упомянутой темы курсовой работы крайне актуально, так как стресс напрямую влияет не только на результативность работы человека, подвергшегося стрессу, но и на психическое здоровье в целом.
В области прикладных исследований психических функциональных состояний в современном мире труда актуальным объектом является анализ стрессовых состояний. Практическое значение таких исследований состоит в профилактике психологического стресса, возможности управления функциональным состоянием работника, укреплении профессионального здоровья, и предполагает выяснение причин стрессового состояния, изучение стрессовых реакций, анализ стресс-факторов, определение условий, позволяющих их контролировать. [19]
Сфера изучения стресса, без сомнений, очень востребована практикой, так как непосредственно связана с успешностью адаптации и реализации человека в трудовой деятельности, сохранностью трудоспособности и психического здоровья. Область исследований стресса в управленческой деятельности занимает одно из ведущих мест.
Управленческая деятельность – принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Управленческая деятельность требует осуществления руководителями множества разнообразных управленческих функций и всегда создает объективные условия для возникновения у личности управленца стрессовых ситуаций и, прежде всего в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. А это в свою очередь предъявляет особые требования к эмоциональной устойчивости и гибкости руководителя, его стрессоустойчивости. [16]
Ввиду особой значимости профилактики стресса среди управленцев данная работа обладает актуальностью, теоретической значимостью в своем исследовании.
Предметом изучения курсовой работы является сам по себе стресс, а именно в управленческой деятельности.
Цель работы — обосновать стресс с научной точки зрения, определить его виды, фазы, причины появления, понять и определить подходящие методы борьбы со стрессом и профилактики его.
Задачи — определить стресс, выделить формы стресса, обозначить виды и фазы, классификации, обозначить влияние стресса на человека, а также выбрать наиболее эффективные методы борьбы со стрессом, его профилактикой и минимизацией в управленческой деятельности.
1. Стресс и Стрессоустойчивость
1.1. Понятия стресса и стрессоустойчивости
Современная жизнь полна стрессов. Стрессы могут поджидать нас повсюду: и на работе, и в семье, и в кругу друзей.
Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс за собой несет деорганизацию деятельности человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно частые и длительные, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость человека - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. [11]
В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать. [8, 14]
Стресс - целесообразная приспособительная реакция, которая обеспечивает адаптацию к разнообразным условиям жизни. Это понятие было введено английским учёным Г. Селье в 1938г.
Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции. [10, 14]
Г. Селье выделил три стадии стресса.
Первая - реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания [13]
Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress - истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий. [13]
В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, сложную. В свою очередь психологический стресс бывает двух видов - информационный и эмоциональный.
Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.
Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства [13]
Если говорить о понятии стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим происхожденипе данного понятия. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он указывает, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [1]
На одну из существенных и значимых для изучения сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, которое характеризует отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою трактовку стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [4]
Иными словами, стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления сложной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.
Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (результативность) деятельности.
Итак, стресс - это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях интенсивного ритма жизни невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность формировать устойчивость психики человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в дальнейшем.
1.2. Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу
Последствия стресса напрямую зависят от индивидуальных особенностей человека. Некоторые люди могут противостоять разрушительному действию стресса гораздо лучше, чем другие. Чем обусловлена такая особенность?
Существует несколько факторов, смягчающих воздействие стресса на наше психическое и физическое здоровье, такие как социальная поддержка, стойкость, оптимизм и Реактивность вегетативной нервной системы (ВНС)
Социальная поддержка раскрывает все виды помощи, предоставляемой человеку людьми, с которыми он связан какими-либо социальными связями.
Оценивая степень социальной поддержки, Гоур установил, что у тех людей, кому оказывалась относительно большая социальная поддержка со стороны друзей и родственников, обнаружились:
1) менее выраженная эмоциональная реакция на фрустрацию
2) меньше симптомов телесного нездоровья.
Социальная поддержка делится на четыре вида:
• Эмоциональная поддержка — выражение участия и заинтересованности, которые показывают нам, что мы людям небезразличны. Примером такого поведения может служить внимательное, участливое выслушивание рассказа о проблемах. Возможно, это повышает наше самоуважение.
• Оценочная поддержка — помощь человеку в оценке и осмыслении его проблем. Этот вид поддержки заключается в попытках прояснения сути проблемы и ее значимости.
• Информационная поддержка — совет о том, как справиться с проблемой. Она может состоять в обсуждении возможных путей решения проблемы или в рассмотрении достоинств различных стратегий ее преодоления.
• Инструментальная поддержка — материальная помощь или помощь конкретными действиями. Сюда входит широкий спектр возможных действий, таких, как предоставление временного жилья, одалживание денежных средств, препровождение в центр социальной помощи, помощь в поиске работы и другое.
Следует также отметить, что социальные отношения и социальная поддержка — это не одно и то же. Некоторые друзья или члены семьи могут критиковать, создавать чувство вины, предъявлять излишние требования, провоцировать на ненужные споры, а также многими другими способами мешать справляться со стрессом.
Стойкость — это совокупность определенных личностных черт, а именно, ответственности, стремления к преодолению трудностей и внутреннего локуса контроля, которые способствуют высокой сопротивляемости к стрессу. Внутренний локус контроля — это черта личности, характеризующая веру людей в то, что все их достижения, успехи и неудачи, являются результатом их собственных действий. Выявлено, что более стойкие люди чаще демонстрируют внутренний локус контроля, тогда как менее стойкие к стрессу склонны ощущать себя марионеткой в руках судьбы.