Файл: Психология управления. Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды профессионального стресса

Н. В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса:

  • информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределен­ностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров;
  • эмоциональный стресс возникает при реальной или предпола­гаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отно­шения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные уста­новки и ценности работника, связанные с его профессией;
  • коммуникативный стресс связан с реальными проблемами де­лового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности неспособности контролировать себя, неумении тактично отказать в чем-либо, незнании средств защиты от манипулятивного воз­действия и т. п.
  • особый интерес представляет профессиональный стресс дости­жения. Главная проблема здесь — несоответствие уровня ожида­ний реальным возможностям человека;
  • также интересен стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки связан с двумя моментами: 1) слишком сильная внутренняя установка только на успех 2) запреты или карательные санкции в случае ошибки. Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности челове­ка. Человек постепенно начинает отказываться от всего нового и рискованного. В итоге постепенно человек начинает вообще «бо­яться жить»;
  • достаточно распространенным является профессиональный стресс конкуренции. Часто в окружающих (в коллегах) человек ви­дит своих «конкурентов». «Человек, отдающий себя конкурентной гонке», начинает жить «не своей жизнью»: он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают только «нужные» люди, а на друзей не хватает ни времени, ни сил, ря­дом с ним часто находится топ-модель, внешность которой соот­ветствует европейским стандартам, а не любимая женщина…» (Н. В. Самоукина). Проблема таких людей в том, что они имеют только одну цель — карьеру, успех в конку­ренции. «Ловушка конкуренции» выражается в том, что мно­гие не отдают себе отчета, ради чего вообще эта конкуренция, что их ждет там, на «вершине» (часто это разочарование, зависть и одиночество);
  • отдельно выделяется профессиональный стресс успеха. Как ни странно, интенсивный стресс работник может испытывать и тог­да, когда достигает крупного успеха. Нередко после крупного достижения насту­пает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось;
  • особую тему представляет проблема зарабатывания денег и сопутствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что очень часто крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не радость, а еще большие проблемы (вред). Формула «Все зло от больших денег» действительно срабатывает, но если они прихо­дят неожиданно и, главное, незаслуженно. Люди, привыкшие к большим деньгам, постепенно привыкают и к тому, что «все продается и покупается», но это основа личностной деградации. Проблемы для богатого на­чинаются тогда, когда оказывается, что не все можно купить за деньги (например, нельзя купить любовь, если это действительно настоящая любовь). И тогда богатый человек, опасаясь неудач с такими «по­купками», сам стремится оградить себя от настоящих чувств и подлинных человеческих отношений, что еще больше усугубляет его личностную деградацию. [15]

3.1. Причины профессионального стресса управленческого профиля

Существует много классификаций профессионального стресса, отличающихся как степенью его детализации, так и концептуальны­ми подходами. Например, Н. В Самоукина выделяет информацион­ный, эмоциональный и коммуникативный стресс. Первая разновид­ность стресса, по ее мнению, возникает в условиях жесткого лимита времени, вторая разновидность — при реальной или предполагаемой опасности, а третья связана с проблемами делового общения [21]. Данная классификация представляется нам не очень удачной, так как в названии первого и третьего вида стрессов обозначены причины их возникновения, в то время как название второго вида стресса обозначает форму его проявления. На самом деле, любой производственный стресс является эмоциональным независимо от того, вызван ли он недостатком информации или коммуникативной компетенции. В то же время Н. В. Самоукина достаточно подробно описала в своей кни­ге многие частные причины производственных стрессов:

  • профессиональный стресс достижения;
  • стресс конкуренции;
  • стресс, вызванный страхом совершить ошибку;
  • стресс от несовпадения темпов общения работников.

Западные специалисты в области профессионального стресса выделяют шесть главных источников стресса работников управленческого профиля:

1) режим трудовой деятельности (плохие условия труда, слишком интенсивный режим деятельности, нехватка времени);

2) роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий, ролевая неопределенность);

3) коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными или коллегами, трудности делегирования полномочий);

4) трудности построения деловой карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная не успешность, слишком медленный или слишком быстрый карьерный рост, страх перед увольнением);

5) факторы, связанные с организационной культурой и психологическим климатом (несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре предприятия, ограничение индивидуальной свободы, интриги);

6) внеорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни из-за сверхнормативных нагрузок на работе; неумение разделить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения; семейные конфликты, связанные с притязанием обоих супругов на карьерное продвижение). [24]


3.2. Контроль над производственным стрессом в управленческой деятельности

Природа управленческой деятельности обу­словливает наличие у нее ряда основных психологических осо­бенностей. Управленческая деятельность специфична по своему предмету, которым являются люди, личности. Руководитель имеет дело одновременно со многими субъектами, между которыми складываются социально-психологические отношения. Ее основная сущность состоит в организации деятельности других людей.

Поэтому труд руководителя, с одной стороны, направлен на обеспечение технологического процесса, а с другой – на организацию межличностных взаимодействий своих подчиненных. Это требует от руководителя реализации качественно разных способов и форм поведения.

В связи с этим возрастает и общий уровень сложности управленческой деятельности. Руководитель одновременно является членом организации (группы) и стоит над ней – в силу своего иерархически более высокого положения.

Управленческая деятельность – принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные психологические особенности управленческой деятельности можно свести к следующим:

  • Большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;
  • Неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;
  • Ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;
  • Значительная роль коммуникативной функции;
  • Высокая психическая напряжённость, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.

Управленческая деятельность требует осуществления руководителями множества разнообразных управленческих работ. Таким образом, число стрессоров в управленческой деятельности очень велико, по своему содержанию они специфичны. К основным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести следующие факторы:

  • Фактор информационной нагрузки. Руководителю приходится иметь дело с огромным массивом информации. По содержанию эта информация, как правило, очень разнородна, изменчива, противоречива, обладает разной степенью достоверности. Вся она, однако, должна быть адекватно воспринята, осмыслена и реализована в деятельности. Объем информации, требования к. ее переработке входят в противоречия с психическими возможностями субъекта. В связи с этим высокая когнитивная нагрузка, обусловленная большим объемом информации, выступает как мощный негативный фактор, приводящий к повышенной напряженности, к стрессу.
  • Фактор информационной неопределенности. С одной стороны, информации чрезмерно много, но с другой — нужной и наиболее важной для данной конкретной ситуации информации часто недостает. В результате руководитель ставится в положение, когда он либо вынужден искать недостающую информацию (что само по себе порождает напряженность), либо действовать в условиях неопределенности, т.е. риска. Последнее является сильным стрессогенным фактором.
  • Фактор ответственности — решающий и основной для деятельности руководителя. Для управленческой деятельности мера ответственности наиболее высока, а ее содержание также специфично. Это не только «ответственность за результат и не только «ответственность за себя», но и «ответственность за других». В соответствии с принципом «личной ответственности» руководитель в конечном итоге аккумулирует в своей деятельности всю меру ответственности за результаты функционирования организации.
  • Фактор дефицита времени. Хроническая нехватка времени — один из наиболее типичных признаков управленческой деятельности. Он обусловлен как обилием задач и функций, которые необходимо решать и выполнять, так и жесткими временными рамками, в которые обычно поставлен руководитель. В психологических исследованиях установлено, что дефицит времени может выступать даже более сильным фактором напряженности деятельности, чем сложность решаемых в ее ходе задач.
  • Факторы межличностных конфликтов. Постоянным спутником управления выступают возникающие в его ходе межличностные конфликты. Порожденные этим негативные межличностные отношения являются одним из наиболее сильных источников появления стрессовых состояний.
  • Факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов. Необходимость выполнения одним и тем же человеком двух и более функциональных ролей одновременно. Несовпадение требований, предъявляемых различными ролями, ведет к развитию состояния, которое обозначается понятием ролевого конфликта. Так, субъект выступает в роли руководителя в отношении управляемой им группы (организации), что налагает на него одну систему обязанностей, одну стратегию поведения. Но он одновременно является подчиненным по отношению к вышестоящим инстанциям и должен выполнять предписываемые ими роли. «Требования сверху» и «интересы снизу» сталкиваются в поведении руководителя, а их частый антагонизм является постоянным и мощным стрессором управленческой деятельности.
  • Фактор полифокусности управленческой деятельности. Необходимость одновременного решения многих задач, выполнения многих функций и обязанностей. Руководитель самой своей позицией ставится в условия, когда он должен «удерживать в поле зрения» множество проблем, «разрываться между делами».
  • Факторы внешней среды. Внешняя среда организаций является источником многочисленных стрессоров, которые по силе своего влияния могут превосходить внутриорганизационные, деятельностные факторы. Во-первых, факторы конкуренции, связанные с «борьбой за существование» в условиях нестабильной социальной и профессиональной среды. Во-вторых, факторы влияния криминальной среды на деятельность организаций. В-третьих, факторы нестабильности и практически невозможная прогнозируемость на перспективу.

В целом следует подчеркнуть, что система стрессовых факторов столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее компонент при определенных условиях может становиться стресс-фактором.

Сильное и, как правило, негативное влияние стресса на управленческую деятельность поставило задачу разработки средств борьбы с ним [7]. Они обозначаются понятием средств управления стрессом и его профилактики. В психологии управления существует много различных вариантов перечней такого рода средств; они постоянно приводятся в литературе. Можно отметить один — наиболее типичный из таких вариантов:

  • рационализировать свой рабочий день;
  • планировать работу по своим возможностям;
  • чередовать тактики выполнения работы;
  • разгружать себя, делегируя полномочия;
  • никогда не брать работу на дом;
  • не затягивать рабочий день ни для себя, ни для других;
  • всегда быть готовым к неожиданностям;
  • бросить курить;
  • уделять внимание спорту и физкультуре;
  • находить новые увлечения;
  • ходить на работу пешком;
  • чаще покидать свой кабинет;
  • делать паузы в работе;
  • активно отдыхать в выходные дни;
  • научиться чувствовать приближение стрессовых ситуаций.

Эти профилактические мероприятия в целом повышают устойчивость личности к стрессу, но, конечно, не гарантируют успешность выхода из каждой конкретной ситуации.

Профилактика профессионального стресса

Способы профилактики:

Рассмотрим наиболее распространенные способы работы с профессиональным стрессом в российских организациях.

Информирование работников.

Сообщение персоналу о признаках профессионального стресса и факторах риска - один из способов его профилактики. Например, в корпоративной газете или на информационном стенде можно создать раздел «Здоровье», в котором регулярно печатать статьи об этом явлении и способах борьбы с ним. А для работников «группы риска» можно проводить информационные лекции и семинары. «Кто предупрежден, тот вооружен» - чем раньше и больше работник узнает, тем вероятнее он сможет избежать или снизить выраженность стрессового состояния.

Тренинги для персонала.

Программа специального тренинга для персонала разрабатывается с учетом результатов диагностики. Но, как правило, центральной темой его становится не столько умение избегать стрессовых ситуаций, сколько способность находить наиболее оптимальные выходы из них.


Довольно часто составляющей таких тренингов становится обучение тайм-менеджменту - управлению временем - как своим, так и подчиненных. Его правильное распределение помогает избежать стресса, связанного с излишней или недостаточной загруженностью.

Еще одна важная часть специализированных тренингов должна быть посвящена стрессовым ситуациям, возникающим в ходе групповой деятельности. «Мозговой штурм», совещания, переговоры - все это неизбежно связано с нервным напряжением, хотя и представляет собой крайне важную и очень эффективную часть работы в компании.

Тренинги для руководителей.

Тренинги для управленцев проводятся индивидуально, т.к. выкроить время для групповых занятий - серьезная проблема. Персональные же обычно проходят в кабинете руководителя 1-2 раза в неделю (по 15-20 минут), а их программа разрабатывается с учетом как эффективных, так и малоэффективных компонентов поведения руководителя. Все усилия направляются на минимизацию использования неуспешных стратегий, особенно в сложных бизнес-ситуациях.

Индивидуальные тренинги (коучинг) для владельцев компаний и топ-менеджеров проводят, как правило, приглашенные специалисты.

Корректировка микроклимата в коллективе.

Во многих случаях профессиональный стресс связан с неблагоприятным внутренним климатом в компании, что может быть проблемой как отдельных структурных подразделений, так и всего предприятия.

4.1. Методы борьбы со стрессом

В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс - даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются. Вне зависимости от того, серьезна ли опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее - готовность противостоять.

Релаксация

Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г.Селье) :

- импульс

- стресс

- адаптация.