Файл: Правовое регулирование валютного рынка: общая характеристика (Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По специальным правилам осуществляются валютные операции с ценными бумагами[27].

По общему правилу валютные операции между резидентами запрещены, за исключением законодательно разрешенных случаев: между резидентами разрешены валютные операции с внешними ценными бумагами, осуществляемые на организованных торгах, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также без участия в организованных торгах, но с осуществлением расчетов в валюте Российской Федерации (также с обязательным учетом прав в российском депозитарии). Также разрешены операции, связанные с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей, и операции, связанные с исполнением и (или) прекращением договоров, являющихся производным финансовым инструментом, при условии, что одной из сторон по такому договору является уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

Операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без валютных ограничений.

Купля-продажа чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, осуществляется по правилам, установленным для наличной иностранной валюты, — исключительно через уполномоченные банки. Общие правила установлены и для ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации дорожных чеков и наличных денежных средств. Ввоз и вывоз иных денежных инструментов (ценных бумаг) осуществляются при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации[28].

Правила открытия банковских счетов резидентов и нерезидентов. Правила, касающиеся открытия банковских счетов, нацелены на обеспечение контроля за поступлением и движением денежных средств. Организация такого контроля необходима для осуществления валютного регулирования операций с денежными средствами.

На территории России банковские счета (вклады) в целях валютного регулирования открываются в уполномоченных банках. Уполномоченные банки — это российские кредитные организации, имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте. На уполномоченные банки в соответствии с валютным законодательством возложены функции валютного контроля, то есть они обременены обязанностью оказывать содействие государству в осуществлении контроля за совершаемыми резидентами и нерезидентами валютными операциями.


Соответственно, в уполномоченных банках резиденты открывают счета (вклады) в иностранной валюте, а нерезиденты — в любой валюте. Каких-либо ограничений по суммам банковских счетов (вкладов) не предусмотрено.

Об открытии банковских счетов (вкладов) любыми субъектами (как резидентами, так и нерезидентами) российские банки обязаны уведомлять налоговые органы. Однако это правило закреплено не в валютном, а в налоговом законодательстве — ст. 86 Налогового кодекса РФ. Следует отметить, что до ноября 2014 года также в соответствии с налоговым законодательством хозяйствующие субъекты (как российские, так и иностранные организации, и индивидуальные предприниматели) были обязаны сообщать об открытии банковских счетов в любой валюте на территории Российской Федерации[29].

За пределами территории Российской Федерации в настоящее время резиденты вправе без ограничений открывать счета в иностранной валюте и рублях в банках, расположенных на территориях иностранных государств. Важно отметить, что до июля 2013 года действовало правило, согласно которому резиденты имели право открывать счета (вклады) без ограничений в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

При этом резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) таких счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) счета (вклада), а также представлять налоговым органам отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (см. Приказ ФНС России от 21 сентября 2010 года № ММВ-7-6/457 и Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2005 года № 819)

Открытие банковских счетов (вкладов) нерезидентами за пределами России национальное российское законодательство не регулирует.

Правила распоряжения денежными средствами, установленные в целях валютного регулирования. Эти правила устанавливаются в отношении резидентов и в настоящее время закрепляют обязанность этих субъектов обеспечить поступление на российские счета, открытые в уполномоченных банках, любых получаемых средств[30].

Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено общее правило, согласно которому денежные средства резидентов подлежат зачислению на счета, открытые в уполномоченных банках; исключения из этого правила допускаются в законодательно определенных случаях. Указанное правило реализуется в закреплении обязанности резидентов по репатриации валюты.


Денежные средства могут зачисляться на зарубежные банковские счета резидентов в случаях, указанных в ст. 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»: 1) при переводе денежных средств на указанные счета в соответствии с российским валютным законодательством; 2) при получении выручки, в случаях, когда не требуется репатриация такой выручки в Россию.

Важно, что средства, зачисленные резидентами на зарубежные банковские счета, могут быть использованы только с соблюдением установленных правил: 1) юридические лица вправе без ограничений использовать их для осуществления валютных операций (за исключением запрещенных валютных операций между резидентами); 2) физические лица вправе с использованием этих средств без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации.

Резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2005 года № 819). Указанное правило не действует в отношении физических лиц — резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях[31].

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

(1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

(2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

В целях осуществления валютного контроля за соблюдением требований о репатриации выручки установлены требования по предоставлению резидентами необходимой информации уполномоченным банкам об ожидаемых максимальных сроках получения валютной выручки по внешнеторговым контрактам, а также об ожидаемых максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по таким контрактам путем передачи резидентам товаров, выполнения работ, оказания услуг и др. в счет произведенных авансовых платежей[32].


Порядок предоставления такой информации установлен в Инструкции Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления». Этим же документом установлены правила оформления досье валютного контроля.

Государством предусмотрены меры, направленные на обеспечение соблюдения резидентами требования о репатриации выручки в виде установления административной и уголовной ответственности для нарушителей. Также резидент вправе застраховать риски неполучения от нерезидентов оплаты, причитающейся по условиям внешнеторгового контракта. Такое страхование осуществляется в соответствии с Правилами осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2011 года № 964. Соответственно, резидент при заключении такого договора страхования признается исполнившим обязанность по репатриации валютной выручки, если он обеспечил получение на свои банковские счета страховой выплаты.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» предусматривает исключения из правила по репатриации валюты, а также закрепляет права резидентов на получение денежных средств на зарубежные банковские счета в определенных случаях[33].

Так, резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации в отдельных случаях, перечисленных в указанном Федеральном законе. Например, при оплате заказчиками-нерезидентами местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства; при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению — на период проведения этих мероприятий; при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами, и др.


2.3. Валютный контроль в Российской Федерации. Ответственность за нарушение валютного законодательства

Валютный контроль — это контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства, в том числе правил совершения валютных операций[34].

Полномочия в сфере валютного контроля поделены между Правительством РФ и Центральным банком РФ: Банк России осуществляет контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, Правительство РФ — контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.

Центральный банк РФ является органом валютного контроля. Правительство РФ непосредственно функцию валютного контроля не реализует, а осуществляет его посредством уполномоченного федерального органа исполнительной власти. С 2004 года и до 2 февраля 2016 года органом валютного контроля, уполномоченным Правительством РФ, была Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» Росфиннадзор упразднен; его функции органа валютного контроля переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе (пп. «б» п. 2)[35].

Кроме органов валютного контроля контроль в валютной сфере осуществляют агенты валютного контроля. Функции агентов валютного контроля возложены на уполномоченные банки, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Таким образом, валютный контроль в Российской Федерации осуществляется двумя группами специальных субъектов — органами валютного контроля и агентами валютного контроля.

Органы валютного контроля и агенты валютного контроля наделены общими контрольными полномочиями: они вправе проводить проверки в отношении резидентов и нерезидентов с целью контроля за соблюдением ими актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также за полнотой и достоверностью учета и отчетности по валютным операциям; запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2007 года № 98 и Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И).