Файл: Современная семья в системе воспитания (ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЛЬНИКОВ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание семейного воспитания очень разнообразно и не настолько «стерильно», как, например, воспитание в детском саду, где программа образовательной работы направляет внимание ребенка, в основном, на положительные моменты в окружающем мире. При таком подходе снижается способность ребенка адаптироваться к реальной жизни во всем ее многообразии, тормозится формирование иммунитета к отрицательным образцам. В семье ребенок является свидетелем и участником разнообразных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания.

Семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.

К основным принципам современного семейного воспитания относятся:

  1. Принцип целенаправленности

Воспитание как педагогическое явление имеет социально-культурный ориентир, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. Современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики.

Носителями объективных целей воспитания являются общественные институты воспитания, с которыми семья так или иначе связана.

  1. Принцип научности

В течение многих веков домашнее воспитание основывалось на житейских представлениях, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее время педагогика, как и все гуманитарные науки, продвинулись далеко вперед.

  1. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка

Этот принцип заключается в том, что родители должны принимать ребенка как данность, таким, каков он есть, со всеми его особенностями, чертами, вкусами, привычками, безотносительно к внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Одним словом, ребенок имеет право быть тем, кто он есть.

  1. Принцип планомерности, последовательности, непрерывности

Согласно этому принципу домашнее воспитание должно осуществляться в соответствии с поставленной целью. Педагогическое воздействие на ребенка должно быть постепенным, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, которые должны отвечать возрастным и индивидуальным возможностям детей.

  1. Принцип комплексности и систематичности

Этот принцип состоит в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания, при этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.


  1. Принцип согласованности в воспитании

Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений. Необходимо согласование целей и содержания воспитательной деятельности.

1.3 МЕТОДЫ И ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие родителей на сознание и поведение детей. Эти методы имеют свою специфику:

  • влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособленое к личности;
  • выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, представлений о ценностях, родительской роли, стиля отношений в семье и т.д.

Таким образом, методы семейного воспитания определяются личностями родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других – угроза, крик. Если отношения с детьми в семье близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение. При холодных, отчужденных отношениях преобладают строгость и наказание.

Методы воспитания в большой степени зависят от определенных родителями приоритетов: одни хотят воспитать послушание, поэтому их методы направлены на безотказное выполнение ребенком требований взрослых. Другие считают более важным развитие самостоятельного мышления, проявление инициативы и находят для этого соответствующие методы.

Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). Некоторые семьи создают и используют, по совету педагогов, воспитывающие ситуации.

В семье используются разнообразные средства решения воспитательных задач. К ним относятся: слово, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, фольклор, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т.д.


Выбор и использование методов родительского воспитания опираются на следующие общие условия: знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, каковы отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т.д. Многие родители не знают, какие книги читают их дети, какая музыка им нравится, чем они увлекаются.

Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, чаще использует приучение. Если родители предпочитают совместную деятельность, то обычно преобладают практические методы. Доверительное общение во время совместного труда, просмотров телевизионных передач, походов дает хорошие результаты: дети становятся более откровенными, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности - нет повода и возможности для общения.

Педагогическая культура родителей влияет на выбор методов, средств и форм воспитания. Общеизвестно, что в семьях педагогов, образованных людей дети воспитаны всегда лучше. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия - это практическая необходимость [6; с. 204].

«Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка… В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от… элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», — писал В.Л. Сухомлинский [8; с. 22].

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЛЬНИКОВ

2.1 ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ


Важнейшим принципом реализации современных образовательных программ является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

В программе дошкольного образования предусмотрено объединение усилий педагогов и родителей в воспитании полноценной личности ребенка. На основе данной программы педагог может использовать различные технологии взаимодействия с семьей с учетом специфики дошкольного учреждения, особенностей, запросов и возможностей воспитателей и родителей.

В нашей стране накоплен немалый опыт изучения семейного воспитания и его корректировки. Практические методики диагностики предназначены для анализа семейных отношений, отклонений воспитания и выявления причин их возникновения. Советы педагога будут тем эффективней, чем лучше он сумеет продиагностировать конкретную семейную ситуацию.

Итак, в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи первичным компонентом является диагностика.

Первичная диагностика проводится обычно в начале учебного года и направлена на изучение общих особенностей семейного воспитания детей группы, интересов и потребностей родителей в оказании психолого-педагогической помощи, выявлении проблем в семейном воспитании.

Далее воспитатель реализует вместе со специалистами (старшим воспитателем, психологом) задачи психолого - педагогической диагностики, направленной на изучение семей проблемных воспитанников, особенностей взаимоотношения родителей и детей в этих семьях (промежуточная диагностика).

В течение учебного года промежуточная педагогическая диагностика, выявляющая интересы и потребности семей воспитанников, знания и умения родителей в определенных областях семейного воспитания, позволяет создать образовательные программы для родителей, внести изменения в различные аспекты педагогического процесса, требующие участия и поддержки родителей.

Задачи и методы такой диагностики разнообразны, они обусловлены направлениями совместного с родителями воспитания детей в условиях дошкольного учреждения или отдельной группы.

Итоговая педагогическая диагностика проводится в конце учебного года. Ее целью является определение эффективности проделанной работы, удовлетворенность педагогов и родителей результатами совместной деятельности, определение задач на будущее.

Диагностика, предшествующая взаимодействию педагога с родителями дошкольника, направлена на:


  1. Определение педагогических потребностей родителей, их заинтересованности в сотрудничестве с педагогами ДОУ.
  2. Изучение особенностей семейного воспитания, проблем конкретных семей в воспитании детей.
  3. Изучение благополучия детско-родительских отношений, основных проблем в воспитании дошкольников.

Для диагностики детско-родительских отношений существует большое количество методик. Приведем некоторые из них:

  1. «Социальный паспорт воспитанника» - анкета для сбора первичных сведений о ребенке и его семье для дальнейшего планирования педагогической деятельности и индивидуальных консультаций. Данный вид анкетирования целесообразно включить в перечень документов для оформления ребенка в детский сад.
  2. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) - Опросник для родителей, предназначенный для анализа семейного воспитания и причин его нарушения (в двух вариантах – детском и подростковом). Опросник можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети с явными отклонениями в поведении.
  3. «Лики родительской любви» - Данный опросник поможет отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку.
  4. «Мера заботы» - Многие нарушения в развитии и поведении ребенка связаны с недостаточным или чрезмерным родительским вниманием. Данный тест поможет понять, насколько верна воспитательная позиция.
  5. Методика идентификации детей с родителями (опросник А.И. Зарова) – С помощью данной методики диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей и особенности эмоциональных отношений с родителями.
  6. Методика PARI (parental attitude research instrument) - Предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли, ребенку: оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке). Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет.
  7. Опросник родительского отношения (ОРО) - Тест-опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания личности ребенка, его поступков.
  8. «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях) - Назначение теста - изучение установок, поведения и методов воспитания родителей в восприятии детей в подростковом возрасте.
  9. «Стратегии семейного воспитания» - С помощью данного теста можно оценить свою стратегию семейного воспитания (стиль): авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.
  10. Шкала общения родителя с ребёнком А.И. Баркан - По этой шкале можно приблизительно понять состояние малыша в данное время, узнать, как общаются дома с ребёнком, какие эмоции преобладают в процессе общения ребенка с родителями.