Файл: Современная семья в системе воспитания (ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЛЬНИКОВ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОЙ ДИАГНОСТИКИ

Я работаю воспитателем дошкольного образовательного учреждения в небольшом поселке всего полгода. Я воспитатель подготовительной группы, возраст моих воспитанников - от 5 до 6 лет. Моя группа небольшая – всего 13 детей. Состав родителей разнообразный: оленевод, машинист-кочегар, подсобный рабочий, учитель, продавец, слесарь, уборщица … Трое детей из неполных семей – их воспитывают только мамы. Я решила наладить общение с родителями и начала свою работу с первичной диагностики.

Первичная педагогическая диагностика включала наблюдение за общением родителей и детей в утреннее и вечернее время, беседу с родителями «Мой ребенок», беседу с родителями «Наша семья и ребенок». В ходе наблюдений за общением родителей с ребенком утром и вечером я обращала внимание на следующее:

  • эмоциональный настрой взрослого и ребенка на общение (ребенок встречается с родителями радостно, спокойно, равнодушно, с нежеланием, раздраженно);
  • эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенком - взрослый общается с удовольствием, спокойно, с нежеланием, раздраженно;
  • особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общении - умеют договориться, сотрудничают; не взаимодействуют, каждый занимается «своим делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему решению;
  • особенности воспитательной тактики родителя - при затруднениях взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает, принимает позицию ребенка, ищет компромиссы;
  • типичная позиция, которую занимает каждый в общении - Лидер (направляет, указывает, заставляет, оценивает), Партнер (советуется, напоминает, интересуется, сочувствует, согласовывает), Отстраненный (выслушивает, молчит, отвлекается, задает формальные вопросы);
  • возникающие трудности, конфликты, их причины, пути выхода из затруднительных ситуаций.

Такие проявления взрослых и детей дали мне не только общую картину их взаимоотношений, но и помогли понять тактику родителей в воспитании ребенка в семье, типичные трудности и проблемы.

Но я понимала, что знаю очень мало о детях и их родителях. Чтобы лучше узнать некоторые особенности жизни и развития детей моей группы, я решила составить социальный паспорт воспитанника (см. Приложение).


Социальный паспорт воспитанника состоит из двух частей, в первой части заполняются данные о семейном положении, о профессиях родителей и жилищных условиях детей.

Вторая часть содержит развернутые сведения о самом ребенке, такие как первое слово, фраза, состояние здоровья с указанием заболеваний (в частности, хронических), аллергии. В завершении второй части паспорта воспитанника необходимо раскрыть информацию об успехах ребенка с указанием разных кружков, репетиторов. Не лишним будет указать информацию о том, как ребенок относится к посещению детского сада.

Составление социальных паспортов воспитанников помогает мне подобрать для детей соответствующие методы обучения и коррекции с учетом их индивидуальных особенностей, а также позволяет давать рекомендации родителям.

Я разработала план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия были составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей и моим возможностям.

Основные задачи своей работы я видела в следующем:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

С моей точки зрения, основными принципами взаимодействия с родителями являются:

1)    Доброжелательный стиль общения с родителями

Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2)    Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3)    Сотрудничество, а не наставничество

Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний не принесет положительных результатов. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.


4)    Серьезная подготовка

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар-практикум могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5)    Динамичность

Детский сад должен находиться в режиме развития, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому я начала работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования «Социальный портрет семьи», личных бесед на эту тему помогло мне правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

По результатам изучения анкет выяснилось следующее: если раньше родители подразделялись на группу служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились предприниматели, неработающие, неполные и многодетные семьи. Анализ рисунков детей на тему «Моя семья», «Мой дом» также помогли мне понять, как относятся к ребенку дома.

Родители детей, посещающих подготовительную группу, в которой я работаю, я условно разделила на три группы:

Первая группа - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях.

Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишить ребенка полноценного детского общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Этих родителей нельзя оставлять на позиции пассивного наблюдателя, их необходимо вовлечь в работу детского сада.

Третья группа - это семьи  с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдение правильного режима дня, обучения и развития. Я выделила из этой  родительской группы энергичных мам, которые стали членами родительского комитета и моими активными помощниками. Я опираюсь на эту родительскую группу в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.д.


При проведении работы с родителями я использую разнообразные формы. Главное - донести до родителей информацию и знания. Существует традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

К традиционным формам относятся:

  • коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы);
  • индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому);
  • наглядно-информационные (выставки, стенды, ширмы, папки-передвижки).

Нетрадиционные формы организации работы с родителями:

  • информационно-аналитические (выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности) - проводятся с помощью социологических срезов, опросов;
  • познавательные (ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей) - проводятся семинары-практикумы, «педагогическая гостиная», собрания в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей;
  • наглядно-информационные (ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей) - информационные проекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет;
  • досуговые - установление эмоционального контакта между педагогами и детьми. Это совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках и т.п.

В работе с родителями я активно использую разные формы, как традиционные, так и нетрадиционные. Я постаралась познакомить родителей с жизнью детского сада и их ребенка через родительские собрания, уголки, информационные стенды и газеты, проведение консультаций, беседы с показом видеозаписей, развлечения с родителями, занятия с участием родителей. Я убеждаю родителей в необходимости систематичности этих мероприятий, хотя им сложно находить для этого время. Ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как  совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно.

Для меня досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации.  Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, т.е. приобрести опыт  взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе достигнута цель и решены задачи, поставленные во введении. В ходе работы было определено место современной семьи в системе воспитания, проанализированы формы и методы семейного воспитания; охарактеризовано взаимодействие образовательного учреждения и семьи в системе воспитания.

Осуществленное в рамках данной работы изучение современной семьи в системе воспитания подтвердило актуальность поставленной проблемы. Воспитание в семье проникает во все явления общественной жизни и должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любой педагогически целесообразной деятельности с ребенком.

Семья для ребенка - главный воспитатель. Необходимо помочь ребенку развить свои способности, подготовить его к будущей трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии. В современной семье должно осуществляться решение задач по развитию у ребенка качеств, способствующих формированию гармонично развитой личности.

Именно в семье ребенок начинает познавать окружающую действительность. Систематизируя и закрепляя полученные от родителей знания, он расширяет свой кругозор, становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает воспитание в активный стимул для получения новых знаний. Нужно помочь ребенку увидеть перспективы его дальнейшего развития.

Важным аспектом воспитания в современной семье является развитие у ребенка нравственности, порядочности, уважения к старшим. Совместная деятельность, единство цели, общие переживания, помощь родителям воспитывают в ребенке такие нравственные черты как дружба, взаимопомощь, понимание интересов коллектива, бескорыстность. Нравственное воспитание в семье позволит ребенку в будущем легко общаться с другими людьми, найти общий язык с любым коллективом.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Анализ изученных материалов позволяет прийти к выводу, что нужно воспитывать у ребенка инициативу, самостоятельность, сознательную дисциплину, деловитость, чувство ответственности за порученное дело, хозяйственность, привычку проявлять заботу о других. Все эти качества играют важную роль в будущей «взрослой» жизни.