Файл: Современная семья в системе воспитания (ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЛЬНИКОВ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Роль семьи в обществе трудно переоценить, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для адаптации в обществе. Семья - это первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает в течение всей жизни.

Переход к рыночной экономике весьма оказал отрицательное влияние на состояние семьи как социального института. Демографы фиксируют падение рождаемости, социологи отмечают увеличение числа асоциальных семей и прогнозируют снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.

Во все времена семья испытывала потребность в поддержке в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались из поколения в поколение. В современном обществе, где семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важнейших задач общества.

Семья играет главную роль в формировании личности ребенка. При этом важным условием всестороннего воспитания личности ребенка является формирование нравственно-волевой сферы. От того как, будет воспитан ребенок в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и его дальнейшая жизнь. Речь идет о воспитании у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность, организованность, дисциплинированность, настойчивость, ответственность,.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что семья играет большую роль в формировании личности ребенка. Именно в семье формируются нормы поведения человека, закладываются основы нравственности, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья стимулирует социальную и творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Объектом исследования является современная семья в системе воспитания.

Предметом исследования является воспитание детей в современной семье.

Целью данной работы является изучение педагогических условий успешного осуществления воспитания в современной семье.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить место современной семьи в системе воспитания;
  • проанализировать формы и методы осуществления воспитания в семье;
  • охарактеризовать взаимодействие образовательного учреждения и семьи в системе воспитания.

Методологической основой при изучении данной темы являются теории и концепции А.Г. Харчева, А.И. Антонова, В.М. Медкова, В.П. Шахматова, Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина и др.

В данной работе применялись следующие методы исследования:

  • теоретический – анализ педагогической, психологической и социологической литературы по проблеме исследования;
  • эмпирический – изучение и анализ исследуемых явлений, изучение передового педагогического опыта и обобщение результатов.

Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из теоретической и практической главы, заключение, список литературы. Во введении дается обоснование актуальности работы, определяются цели и задачи, объект и предмет данного исследования. В первой главе дается определение понятия семьи, анализируется содержание семейного воспитания, описываются методы и формы семейного воспитания. Во второй главе анализируются практические методики диагностики семейного воспитания дошкольников. Заключение является обобщением всего исследования и содержит выводы работы.

Основными источниками для написания данной работы послужили теоретические положения и публикации И.П. Подласого, А.Г. Харчева, А.И. Антонова, В.М. Медкова, А.В. Мудрика и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических основ сущности современной семьи как фактора воспитания и экспериментальном доказательстве эффективности коррекции семейных отношений.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в практике работы педагогов с родителями и корректировке воспитания в семье.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Семья является объектом изучения многих наук: педагогики, психологии, социологии, демографии, этики, истории и других. Этот факт обусловливает существование различных определений данного понятия.


Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную роль. Уверенность и робость, доверие и страх, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества приобретаются в семье. Они появляются и закрепляются у ребенка еще до поступления в школу и оказывают длительное влияние на его развитие.

В современной науке не существует единого определения семьи, однако попытки сделать это предпринимались неоднократно. Наиболее часто семью определяют как основную ячейку общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве. При этом семья рассматривается как:

  1. социальный институт или институционная общность, складывающаяся на основе брака. Включает такие явления, как институт брака, родства, материнства и отцовства, собственности, социальной защиты детства и опеки и некоторые другие. Различие между браком и семьей состоит в том, что первый регулирует отношения между полами, а второй – отношения между супругами, родителями и детьми;
  2. малая группа, члены которой объединены общей заботой о потомстве и находятся в непосредственном личном общении.

По мнению А.Г. Харчева, семья – это «исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малая группа, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсов» [9; с. 138].

В соответствии с этим, семейные отношения могут складываться как реально существующие союзы независимо от формы их заключения, то есть фактические (незарегистрированные) и зарегистрированные браки. Основным признаком семьи при этом является осознание и принятие обоими супругами факта совместности в моральном, эмоциональном, финансовом и хозяйственно-бытовом плане. В данном случае определяющее значение имеет добровольное признание данного факта и мужчиной, и женщиной.

По мнению В.П. Шахматова, брак и семья существуют лишь тогда, когда оба супруга признают себя состоящими в браке и осознают себя членами одной семьи [11; с. 126].

А.И. Антонов считает, что семья - это «основанная на интимной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» [1; с. 25]. Здесь речь идет о семье как о триединстве: супружество-родительство-родство. Остальные типы семьи А.И. Антонов называет «семейными группами». Таким образом, данный автор считает главным признаком семьи наличие в ней детей.


Приведем еще несколько определений семьи других авторов:

По мнению Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгина, семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена [7; с. 211].

У А.В. Мудрика мы читаем, что семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействия между супругами, родителями и детьми, детей между собой [2; с. 138].

По В.В. Чечоту, семья – объединение лиц, основанное на браке, кровнородственных отношениях, усыновлении и других формах принятия детей на воспитание, которые связаны материальной, моральной и духовной общностью, владеют личными и имущественными правами и обязанностями и выполняют функции рождения и воспитания [10].

В данной работе мы будем исходить из следующего определения: Семья – это малая социально–психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Из этого определения следует, что в семье различаются два основных вида отношений – супружество (брачные отношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

Семья, являясь своеобразной общностью людей и социальным институтом, влияет на все стороны общественной жизни, прямо или косвенно связана со всеми социальными процессами. Современная семья трансформируется и изменяется. Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин выделяют следующие характерные особенности современной семьи [7]:

1. Социальное расслоение общества существенно влияет на семейное воспитание. Иногда обеспеченность родителей приводит к формированию у детей пренебрежения к материальным и духовным ценностям, эгоизма и тунеядства.

2. Сокращение рождаемости приводит к уменьшению численности семьи. Н сегодняшний день преобладают семьи с одним или двумя детьми. В однодетной семье ребенок часто испытывает трудности в общении с другими детьми, не имеет опыта коллективных взаимоотношений.

3. Рост числа разводов, рождение детей вне брака увеличивают количество неполных семей. В неполных семьях дети лишены общения с одним из родителей. Чтобы удовлетворить эту потребность, подростки ищут замену отсутствующему родителю «на улице» и нередко попадают в состав уличных группировок.


4. Низкий материальный достаток семьи, неблагополучные семейные отношения, алкоголизм и наркомания родителей порождают так называемых социальных сирот.

Современное общество пытается изменить данную ситуацию. Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. Важнейшими характеристиками семьи являются следующие:

  1. структура семьи;
  2. функции семьи;
  3. динамика семьи.

Структура семьи определяется числом ее членов, своим составом, а также системой семейных взаимоотношений.

1.2 СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Семейное воспитание – это общее название процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Семейное, школьное и социальное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни подрастающего человека. Семья является для ребенка одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия.

Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется деятельность ребенка. Человек с самого детства развивается как существо социальное, для которого среда является одновременно условием и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, прежде всего с социальной, усвоение им «созданной человечеством культурой» играет первостепенную роль в становлении его личности. Семейная среда, являясь для ребенка первой культурной нишей, включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийно-информационное окружение ребенка. Родители создают среду воспитания: обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание, приобретают игрушки, книги, комнатные растения, аквариум, заботятся о положительных примерах в образцах поведения. От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка и их эффективность. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, источником саморазвития и самореализации ребенка.