Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Мотивация в структуре учебной деятельности).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятия «мотив» и «мотивация» в педагогической психологии
1.1 Анализ точек зрения различных авторов на понятия «мотив» и «мотивация»
1.2 Мотивация в структуре учебной деятельности.
1.3 Особенности мотивации школьника
Глава 2 Экспериментальное изучение учебной мотивации детей младшего школьного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Основные условия формирования мотивации обучающихся в общеобразовательной школе
Л.И.Божович, А.Н. Леонтьевы, А.К. Марковой были обозначен ряд побуждений, способствующие образованию мотивационной сферы, которые выражаются в потребностях, мотивах, целях, интересах, эмоциях, сопровождающих деятельность. Побудительной основой каждой деятельности выступает потребность. В исследовательской деятельности специалистов ведущим компонентом мотивационной сферы является цель. Согласно их мнению именно она направляет активность человека на промежуточные результаты достижения предмета потребности. Фомой проявления и отображения потребностей, мотивов и целей выступает интерес. Аффективно-ценностное отношение человека к окружающей среде характеризуется той сферой, в рамках которой разворачиваются активные, действенные, актуальные мотивационные процессы [10].
В пределах рассмотрения российскими психологами мотивацию как ориентированность активности, предполагается определенное соотношение динамической и содержательной сторон.
Содержательной стороной мотивации является система побуждений, проявление многочисленных потребностей человека, систему мотивов и сложную их иерархию. Согласно воззрениям А.В. Петровского организация мотивов всегда содержит конкретную деятельность, в рамках которой они актуализируются. Динамическая сторона мотивации характеризуется спецификой нервной системы, степенью общей динамики нервной системы. Данные параметры определяют такие динамические характеристики мотивации, как сила, степень ее возбудимости, устойчивость. К динамическим характеристикам мотивов А.К. Маркова относит:
- устойчивость,
- степень удовлетворенности,
- эмоциональную окраску,
- быстроту возникновения,
- интенсивность,
- переключаемость.
Российские исследователи отмечают единство динамической и содержательной сторон мотивации, при том, каждую из сторон одновременно рассматривают как относительно независимую от другой.
В современных условиях такими российскими исследователями, как: Ерофеева Л.А., Макеева И.А., Бирюкова Т.А., Воробьева Е.В., Посметкина Н.Н., и др. проводятся работы и исследования по проблеме мотивации В работах данных исследователей рассматриваются вопросы развития мотивации учебной деятельности учеников, применения творческих заданий в учебной деятельности, взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения и т.д [10].
Таким образом, анализ источников исследования проблемы мотивации позволяет определить некоторые общие положения российских и зарубежных психологов:
1) мотивация является общественно обусловленным образованием, ее становление и развитие происходит на протяжении жизни человека,
2) структуру мотивационной сферы составляют: мотивы, цели и эмоции;
3) совпадение мотива и цели придает деятельности самостоятельный характер;
4) специфика эмоций в структуре мотивации состоит в том, что они отражают отношение между мотивом и возможностью успеха деятельности.
1.2 Мотивация в структуре учебной деятельности.
Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели [1].
Виды мотиваций [1]:
Внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда).
Внутренняя мотивация — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. К внутренней мотивации относятся:
- познавательные мотивы – те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания, стремление овладевать способами самостоятельного приобретения знаний; познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка, он начинает формироваться достаточно рано, в первые месяцы жизни. Развитие познавательного мотива зависит от целого ряда факторов биологического (нормальное развитие ЦНС) и социального характера (стиль семейного воспитания, характер общения с родителями, обучение и воспитание в дошкольном учреждении и др.). Один из основных путей развития познавательной активности ребенка - расширение и обогащение его опыта (в дошкольном возрасте - прежде всего опыта чувственного, эмоционального, практического), развитие интересов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования;
- социальные мотивы – мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе, следовательно, меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу, стремление получить одобрение старших, добиться успеха, престижа, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками [1];
- мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха и желание хорошо, правильно выполнять задание, получить нужный результат. Мотив достижения - стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей [1];
- мотивация избегания неудачи – дети стараются избежать плохой отметки и тех последствий, которые она за собой влечет – недовольство учителя, санкции родителей. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация.
Положительная мотивация основывается на положительных стимулах.
Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах.
Пример: конструкция - «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция - «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны. Трудность оценки мотивов учения у детей дошкольного возраста заключается в том, что в беседе, как правило, ребенок дает социально одобряемые ответы, т.е. отвечает так, как этого ждут от него взрослые. Например, на вопрос: «Ты хочешь учиться в школе?» - ребенок, не задумываясь, отвечает утвердительно. Есть и другая причина: дошкольнику еще трудно анализировать свои желания и переживания в отношении незнакомой ему ситуации школьного обучения и дать объективный ответ о том, хочет ли он учиться и почему [1].
1.3 Особенности мотивации школьника
Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере отсутствуют еще мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий. У ребенка к моменту поступления в школу еще сохранилась потребность принимать цели взрослых, учителя за свои собственные цели. Важно обеспечить такое формирование мотивов которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы основой для его самообразования и самосовершенствования в будущем [11].
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знаний; широкие социальные мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учится; узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем представлении.
Младший школьник учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной организации учебной деятельности младших школьников можно закладывать умения самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение соотнесения цели со своими возможностями [11].
В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида действий к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и затем к контрольно-оценочным). Существенно развивается умение находить и сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск нестандартных способов решения.
В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. К концу подросткового возраста наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе, но во внеклассных видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения [4].
В старшем школьном возникает потребность и возможность совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Особую роль приобретает овладения контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе – приемов самообразования. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипичные способы их решения. В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук.
Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии. Развитие целеполагания выражается в том, что старшеклассник при постановки системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения. Возрастает умение оценить реалистичность своих целей [8].
Глава 2 Экспериментальное изучение учебной мотивации детей младшего школьного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
Констатирующий эксперимент проходил в школе № 45 г. Калуги. В экспериментальном исследовании приняли участие 10 детей младшего школьного возраста.
Для диагностики школьной мотивации использовались следующие методики:
1. Наблюдение.
2. Анкета Н.Г. Лускановой.
Цель: проверка уровня школьной мотивации учащихся
Инструкция: Учащимся предлагается ответить на вопросы, выбрав один из трех предложенных ответов по каждому вопросу. Ребенку дается инструкция: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трех вариантов ответов, который выражает твое мнение”.
Вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе или не очень? Ответ: не очень; нравится; не нравится.
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? Ответ: чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью.
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? Ответ: не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? Ответ: не нравится; бывает по-разному; нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? Ответ: хотел бы; не хотел бы; не знаю.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? Ответ: не знаю; не хотел бы; хотел бы.
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? Ответ: часто; редко; не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? Ответ: точно не знаю; хотел бы; не хотел бы.