Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Мотивация в структуре учебной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями учащихся могут быть совершенно различные причины. Побудительные источники одного и того же поступка могут быть абсолютно разными.

Эффективность учебной деятельности зависит от социально-психологических и социально-педагогических факторов. На успешность учебной деятельности влияют также сила и структура мотивации. Согласно закону Йеркса-Додсона эффективность учебной деятельности находится в прямой зависимости от силы мотивации. Однако прямая связь сохраняется до определённого предела. При достижении результатов и продолжении увеличения силы мотивации - эффективность деятельности падает.

Мотив обладает количественными (по принципу «сильный - слабый») и качественными характеристиками (внутренние и внешние мотивы). Если для личности деятельность значима сама по себе (напр., удовлетворение познавательной потребности в процессе учения), то это - внутренняя мотивация.

Если же толчком к деятельности личности являются социальные факторы (напр., престиж, зарплата и др.), то это - внешняя мотивация. Кроме того, сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные мотивы, если даже по силе они равны. Внешние положительные мотивы влияют эффективно на успеваемость учебной деятельности. Продуктивная творческая активность личности в учебном процессе связана с познавательной мотивацией.

Высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей и недостаточный запас знаний, умений, навыков и играет роль компенсаторного фактора. Этот компенсаторный механизм в обратном направлении не срабатывает: каким бы способным и эрудированным не был учащийся, без желания и толчка к учёбе он не добьётся успехов. Следовательно, от силы и структуры мотивации зависят как учебная активность учащихся, так и их успеваемость.

Цель исследования: исследовать мотивацию как важнейший компонент учебной деятельности: условия и особенности формирования у школьников


Объект исследования: учебная мотивация.

Предмет исследования: особенности учебной мотивации, условия и специфика формирования учебной мотивации у школьников.

Гипотеза исследования: если в процессе обучения педагог использует часто поощрительные меры воздействия в виде отметок, похвалы, признания то у ребенка существенно увеличивается учебная мотивация.

Задачи исследования:

1. Дать определение понятиям «мотив» и «мотивация»;

2. Рассмотреть мотивацию в структуре учебной деятельности;

3. Определить особенности мотивации школьников;

4. Изучить учебную мотивацию детей младшего школьного возраста;

5. Выявить базовые условия формирования мотивации обучающихся.

Методы исследования:

1. Анализ литературных источников.

2. Наблюдение.

3. Анкета Н.Г. Лускановой.

4. Направленность на отметку» Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова.

Теоретическая значимость работы заключается в описании особенностей учебной мотивации как важнейшего компонента учебной деятельности.

Практическая значимость работы заключается в использовании материалов работы в практической деятельности педагогов и школьных психологов.

Глава 1. Понятия «мотив» и «мотивация» в педагогической психологии

1.1 Анализ точек зрения различных авторов на понятия «мотив» и «мотивация»

Значительное место в структуре личности занимает мотивация, она характеризуется движущие силы и процессы деятельности человека. Основа видов деятельности свойственных для человека характеризуется его мотивационной системой. Посредством мотивационной системы определяется реализуемая деятельность, а так же перспективы ее последующего развития. В связи с этим вопрос мотивации является одним из ведущих вопросов в методологии, теории и практики. Данный вопрос является актуальным как зарубежной психологии, так и для российской психологии, так как характеризуется сложностью и неоднозначностью [5].


Исследование мотивации происходит с давних времен. Древние мыслители использовали объективно-причинный подход к изучению мотивации. Аристотелем было высказано мнение о том, что желание является платформой для выполнения различных действий. Наиболее основательное исследование мотивационных процессов осуществляется с XV века, в эпоху продвижения идей гедонизма, в рамках которых удовольствие и наслаждение рассматривалось как высшее благо и цель жизни, а определяющими факторами поведения считалось направленность к удовольствию и избегание неудовольствия, которые в свою очередь свойственны природной структуре человека. Изучением данного вопроса занимались Спиноза, Гоббс, Декарт.

Согласно воззрениям Спинозы эмоциональность, страстность, мотивационная ориентированность и напряженность необходимо рассматривать в совокупности посредством объективного мнения. Автором было замечено, что создание действий не связано с понимаем причин определяющими данные действия [10].

По мнению английского философа Гоббса стремление к самосохранению и личностной выгоде является базовым нравственным побуждением, в связи с чем, «благо» выступает предметом влечений и желаний. Одновременно и Гоббс и Спиноза рассматривали природу побуждений как телесно-фиксированные аффективные стремления, устанавливающий поведение. Идеи декартовского понимания о самопроизвольности волевого всплеска, о ведущим побуждении выраженном в влечении, посредством сознательного акта превращающегося в желание и относящееся к телу, и к душе, Спинозой отвергались.

Впервые термин «мотивация» был употреблен А.Шопенгауэром, впоследствии он основательно вошел в психологический уклад для интерпретации оснований поведения человека и животных [15].

К началу 20 века вопрос мотивации изучался в зарубежной психологии в нескольких школах, которые принимали во внимание различные подходы к исследованию явления мотивации.

В теоретических воззрениях бихевиоризма Дж. Уотсон, характеризовал мотивы поведения как причину физиологических реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды. Данное положение характеризуется известной формулой «стимул – реакция». В рамках поведенческого направления поведение характеризуется, как бессознательной акт, являющееся ответной реакцией на раздражитель исходящий с окружающей среды. На современном этапе бихевиористами стимул интерпретируется в качестве внешнего раздражителя, который стимулирует внутреннюю энергию организма. В рамках необихевиористских теорий появляется термин «драйв», выражающий побудительную силу, которая в частности заставляет живой организм быть активным [5].


В концепции психоанализа в основе любой мотивации рассматриваются внутренне присущие влечения индивидуума. Под причиной влечения рассматривается телесный процесс, протекающий в каком-либо органе или области тела, который выражается во влечении. З.Фрейд – является одним из ярких сторонников концепции психоанализа, работая над проблемой потребностей и мотивов поведения, определял причину мотивации инстинктом сохранения вида и индивида.

А.Маслоу, Г.Олпорт, являясь представителиями гуманистического направления, по новому определяют понятие инстинкта. У А.Маслоу понятие инстинкта заменяется понятием базовых потребностей, образующие пять групп, обладающих определенной иерархией, в которой потребности более высокого уровня обладают свойством мотивации только при наличии условий, когда потребности более низкого уровня будут удовлетворены [14].

Анализируя различные школы и теории мотивации, обнаруживаются два противоположных мнения о мотивации. В.Торп, Дж. Уотсон, З.Фрейд - так называемые фрейдисты и бихевиористы, решая проблему мотивации поведения индивида, развивают гомеостатическую модель функционирования личности, согласно которой в основе побудительных сил человека находится стремление к снятию и уравновешиванию напряжения, возникающего в процессе взаимодействия с внешней социально средой. А.Маслоу, Г.Олпорт являются представителями иного направления, развивающие идею постоянного развития личности [14].

В последнее время в психологии отмечается повышенный интерес к явлению эмоций как определяющего элемента мотивации. На основании полученных данных делается вывод, что существует влияние эмоционального отношения к деятельности на успех данной деятельности. Отмечается, что положительное эмоциональное отношение к деятельности влияет на активность личности, на его творчество, на качество и объем запоминаемой информации.

Существует множество трудов, посвященных исследованию практических и теоретических проблем мотивации человеческого поведения, что указывает на отсутствие единого взгляда на проблему мотивации. Современная теория мотивации страдает от неопределенности основных понятий, из которых состоит категориальный аппарат этого психолого-педагогического феномена: мотивационная сфера личности, мотивация, мотив, мотивировка и прочее. По мнению П.М.Якобсона, сложно найти иную сферу исследования личности, где было бы столько разных и часто даже необоснованных точек зрения [5].


По мнению В.Г. Асеева, В.А.Васильева, В.К.Вилюнаса, Н.Е. Елфимова, Л.П. Кичатинова, А.Н. Леонтьева, А.К. Маркова, С.Л Рубинштейна развитие интереса к мотивации, как к побуждающей причине человеческого поведения, основе субъекта, связано со сложностью структуры мотивации, с одной стороны, и повышением роли субъективного фактора в личностном развитии – с другой.

Работы В.М.Бехтерева, И.П.Павлова, И.М.Сеченова оказали большое влияние на изучения мотивации поведения. Учение И.М.Сеченова о сигнальной регуляции объясняет приспособленческие действия организма как реакцию на изменение внешних условий, а также способностью организма усваивать и сохранять выработанные действия. И.П.Павловым и В.М.Бехтеревым была создана в данном вопросе одна из последних теорий. Анализируя вопросы детерминации поведения, И.П.Павлов акцентировал большое внимание на понятия «сигнальность» и «подкрепление». Раздражитель благодаря подкреплению переходит в разряд сигнального значения, что влечет за собой его дифференциация. Следует сказать, то идеи И.П.Павлова впоследствии получили развитие в зарубежной психологии и существенно повлияли на развитие исследований по психологии научения. Рефлексология – учение, разработанное В.М.Бехтеревым. В.М.Бехтерев, широко применял понятие «нервный рефлекс» и заявлял о сведении всех психологическиих процессов к различным типам данных рефлексов. За механистическую направленность кое-какие его идеи, в дальнейшем, были раскритикованы [15].

Существующие концепции мотивации различаются терминологическими установками уже в самом определении данного явления. В.Г.Асеев под понятием мотивация подразумевает все возможные виды побуждений: от мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей до влечения, мотивационных установок и т.д. В.Г.Леонтьев под понятием мотивация определяет внутренний механизм, который организует и направляет деятельность человека». Для В.К.Вилюнаса мотивацией является все, что провоцирует индивидуума к активности. Тем не менее, несмотря на различные толкования понятия мотивация, психологи в своем большинстве согласны с тем, что мотивация – это довольно общее и широкое понятие, неразрывно связанное с направленностью активности: мотивация провоцирует поведение человека, направляет, организует данное поведение, наделяя его личностным смыслом и значимостью. Мотивация в каждом конкретном случае в определенной степени уникальна. Мотивация находится в зависимости от множества факторов, но главное иерархическое ядро должно быть стабильным, так как степень сформированности мотивации находится в зависимости от степени развития личности в целом.