Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Мотивация в структуре учебной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9. У тебя в классе много друзей? Ответ: Мало; много; нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники? Ответ: нравятся; не очень; не нравятся.

Ключ к методике:

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

• высокая школьная мотивация - 30 баллов;

• нормальная школьная мотивация - 20 баллов;

• школа привлекает внеучебными сторонами - 15 баллов;

• низкая школьная мотивация - 10 баллов;

• негативное отношение к школе - ниже 10 баллов.

3. Направленность на отметку» Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова.

Цель: изучение ведущего мотива н отметку

Инструкция: детям предлагается ряд вопросов, на которые нужно ответить либо «да», либо «нет».

Текст опросника

1. Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку?
2. Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса?
3. Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться?
4. Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки?
5. Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение?

6. Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит?
7. Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку?

8. После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят?

9. Тревожит ли тебя ожидание опроса?
10. Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?
11. Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят?


12. После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать?

Ключ:

Начисляется по 1 баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «нет» – по позициям 10-12. Подсчитывается общая сумма баллов.

Интерпретация результатов:

Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на отметку

12 – 9 б. Свидетельствует о высоком уровне выраженности мотивации

8 – 5 б. Свидетельствует о среднем уровне выраженности мотивации

4 –1 б. Свидетельствует о низком уровне выраженности мотивации

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

В рамках наблюдения были замечено, что у преподавателя ярко выражен авторитарный стиль взаимодействия с элементами перфикционизма. Педагог четко планирует учебную деятельность, применяет при малейшем непослушании детей меры наказания (ставит в гол, может повысить голос, ставит плохие отметки в дневнике, вызывает родителей в школу). Многие дети проявляют акт повиновения, однако есть дети из неблагополучных семей, которые постоянно проявляют асоциальное поведение, наказание для таких детей является еще большим мотивирующим фактором для плохого поведения. Из наблюдения было заметно, что многие дети в процессе урока часто отвлекаются, жесткое отношение преподавателя в большей степени выступает демовирующим фактором в процессе обучения, дети либо проявляют безразличие, либо агрессию, либо тревогу за плохи отметки в преддверии домашнего наказания, есть и те, которые весь урок стараются сосредотачивают внимание на том, что говорит учитель, или на тех заданиях, которые необходимо выполнить.

В процессе изучения уровня школьной мотивации по анкете Н.Г. Лускановой были получены следующие результаты представленные в таблице 1.

Таблица 1 – Показатели уровня учебной мотивации у детей первого класса

№ п.п

Общий балл

Уровень мотивации

1

30

Высокая мотивация

2

20

Нормальная мотивация

3

10

Низкая мотивация

4

10

Низкая мотивация

5

10

Негативное отношение к школе

6

15

Школа привлекает некоторыми учебными сторонами

7

10

Негативное отношение к школе

8

20

Нормальная мотивация

9

30

Высокая мотивация

10

20

Нормальная мотивация


Как представлено в таблице высокий уровень мотивации проявился у 20% испытуемых и нормальный уровень мотивации проявился у 40 %, детям нравится ходить школу, они идут в школу с удовольствием, легко выполняют домашние задания, делятся своими победами, у них в классе есть друзья, с которыми им интересно играть. У 40 % детей наблюдается низкий уровень мотивации, а порой и отрицательное отношение к всему учебному процессу, у детей проявляется острое нежелание посещать школу, они были ба рады, если школа вообще не работала, а даже если работала, то большую часть процесса занимали перемены, а не уроки. У таких детей как правило мало друзей, они в основном одиночки, на уроках они рассеяны, часто не понимают того, что от них требуется, их мало поощряют, в результате замечается повышенный фон агрессии.

Для определения направленности детей на отметку по методике Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой, Были получены следующие результаты представленные в таблице 2.

Таблица 2 – Показатели степени выраженности мотивации на отметку у детей первого класса

№ п.п

Общий балл

Уровень мотивации

1

12

Высокий

2

8

Средний

3

1

Низкий

4

1

Низкий

5

3

Низкий

6

7

Средний

7

2

Низкий

8

7

Средний

9

10

Высокий

10

6

Средний

Как представлено в таблице у детей с высокой и средней степенью выраженности мотивации (60%) наблюдается беспокойство на счет получаемых отметок, дети ориентированы постоянно получать отметки, и как правило, только хорошие, наблюдается соревновательный характер в обучении, ни кто из детей не хочет быть хуже других, а если так происходит, у детей начинает выступать обида. Если ребенок получает плохую отметку, у него повышается уровень тревожности, дети болезненно реагируют на критику как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. У детей с низком уровнем мотивации (40%) наблюдается прямо противоположная картина, эту группу детей не тревожат отметки, отметки никак не влияют на их и так низкую учебную мотивацию.


Таким образом, можно сделать вывод, что ориентация на отметки существенно влияет на учебную мотивацию ребенка.

2.3 Основные условия формирования мотивации обучающихся в общеобразовательной школе

В процессе формировании учебных мотивов ведущая роль отводиться семье, потому как именно в раннем детстве закладываются и интенсивно развиваются базовые человеческие потребности, вроде социальных и когнитивных. Мотивационной основой школьного обучения выступает: интерес к знаниям, простейшие навыки поиска информации, осознание социальной необходимости обучения, желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сопоставлять результаты личной работы с образцом и определять свои ошибки [11].

Например, в старшем школьном возрасте дети могут выполнять работу не потому, что она им интересна, а потому что у них есть мотивация достижения желаемой цели. Существенным мотивирующим фактором до детей младшего школьного возраста является поощрение и получение награды. Более слабым мотивирующим фактором выступает наказание. В этом возрасте обещания ребенка еще не имеют той силы, как в более старшем возрасте, в результате чего можно заметить, что мотивационные установки неустойчивы. В связи с этим высказывается предположение, что не следует требовать от детей обещаний, так как ребенок не всегда способен его выполнить, а в результате частого невыполнения могут сформировать качества вроде необязательности и беспечности.

Благоприятное отношение к школьному обучению создается двумя путями [12].

Первый путь заключается в создании благоприятного отношения к обучению на базе развития конструктивных эмоций по отношению к объекту или процессу деятельности. Данное отношение развивается на базе положительного отношения преподавателя к ребенку, посредством знакомства с конструктивными образцами деятельности, выражения веры в способности ребенка, одобрение, поощрении на пути его достижений. В таком подходе существенную роль играет успех и его социальная оценка.

Второй путь заключается моделировании конструктивного сознательного отношения к деятельности посредством развития понимания сути деятельности, ее индивидуальной и социальной значимости. Данное понимание приходит благодаря образного выражения о сути деятельности, доступного объяснения и показа эффективного результата и т.п. Занятие определенным видом деятельности с любовью и чувством долга возникает благодаря созданию позитивного отношения. В самой деятельности отсутствует интерес когнитивного характера. Ребенок прекращает заниматься определенной деятельностью даже при незначительных изменениях, например, если из поля зрения исчезли привлекательные объекты. Интерес появляется только в рамках правильно составленной деятельности [12].


Ведущими условиями для целенаправленного влияния на мотивационную сферу детей являются следующие [11]:

1. Пробуждение детского интереса к деятельности, посредством стимуляции любознательности ребенка.

2. Конструирование учебного процесса на принципа сотрудничества и поддержки. Данное условие предполагает веру в способности каждого отдельного ребенка; оценку не личности, а действий и поступков; фиксирование внимания на сам процесс общения с ребенком; проявление внимания всем детям выражая при этом радость за их самостоятельные действия; произведению выводов только на базе длительного обдумывания; помощь каждому в поиске индивидуального «Я».

3. Обучение планированию деятельности, посредством определения цели деятельности и предвосхищения результата.

4. Организация процесса таким образом, чтобы постоянно появлялись новые вопросы и задачи.

5. Обучение точной интерпретации личных успехов и неудач.

6. Повышение мотивации посредством проставления оценок не за способности ребенка, а прилагаемые усилия при выполнении задания. В данной ситуации следует помнить, что успехи ребенка нужно сравнивать с его прежними результатами.

7. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый помогает ребенку адаптироваться к инициативе [11].

Ведущими условиями способствующими развитию когнитивной активности, многими авторами выделяются игра и коммуникация со взрослым. Благодаря участию взрослого осуществляется передача средств и способов когнитивной деятельности, развиваются способности и отношения к данной деятельности. В данном процессе взаимодействия ребенок может обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Ведущей особенностью данного взаимодействия выступает то, при участии взрослого новая когнитивная деятельность ребенка постоянно наделяется смыслом, осуществляется удержание мотивации и ориентация ребёнка на решение задачи.

В связи с этим, в старшем дошкольном возрасте учебная мотивация формируется на базе явной когнитивной потребности и умения трудиться, ведущим аспектом является соподчинение мотивов, которые впоследствии последовательно развивается. Совместно с развитием системы мотивов трансформируется отношение к внешнему миру. Благоприятный результат формирования мотивационно сферы связано с тем, насколько взрослые будут способны уловить и понять появляющиеся изменения в их ребенке, н абазе чего будет построена их дальнейшее взаимодействие [11].