Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Мотивация в структуре учебной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из ведущих мотивов побуждающих человека трудиться и развиваться является мотив саморазвития. Согласно А. Маслоу, он выражается в стремление к полноценной реализации личностных способностей и желание чувствовать свою подготовленность. Для движения вперед человеку, несомненно, требуется определенная смелость, так как человеку свойственно удерживаться за прошлое, так они предоставляют ему некоторую стабильность. В связи с этим может возникать противоречие и затем конфликт между стремлением к изменениям и желанием сохранить безопасность. Автор утверждает, что развитие осуществляется в том случае, если на следующем этапе человек получает значительно больше счастья чем на предыдущем этапе. В результате развитие, вызванное движением вперед характеризуется внутриличностным конфликтом, однако не является насилием над собой. Когда человеку удается реализовать данный мотив, тогда увеличивается сила его мотивации к деятельности [12].

В процессе развития ребенка, играет роль как воспитательный акт со стороны взрослых и его индивидуальная логика, в связи, с чем возникают внутренние противоречия, и следует их разрешение. Следует выделить два типа детской активности [11]:

1. Индивидуальная активность ребенка опосредована его внутренними состояниями. В этом процессе ребенок является полноценной личностью, творцом своей деятельности, которая может ставить цели, а так же может осуществлять поиск путей и способов их достижения. В результате, ребенок является свободной личностью, которая способна реализовывать свою волю, свои интересы, свои потребности. Этот вид активности является основой детского творчества.

2. Детская активность стимулируется взрослым, который моделирует деятельность, показывает модели поведения, пути и способы решения задач. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Данные виды активности взаимосвязаны и редко выступают в чистом виде: индивидуальная активность ребенка опосредована активностью, происходящей от взрослого, а знания и умения, освоенные при помощи взрослого, впоследствии являются собственностью самого ребенка, и он оперирует ими как со своими собственными.

В результате данные виды активности попеременно сменяют друг друга, посредством взаимодействия и взаимообогащения в данном процессе. У ребенка возникает острая необходимость во взаимодействии с взрослым тогда, когда он беззаветно отдается личностной активности.


Педагогические условия, обеспечивающие процесс целостной самореализации дошкольника [1]:

·    Создание эмоционально-положительного микроклимата, доброжелательной атмосферы, обеспечивающей переход к зрелым и гуманным отношениям педагога с детьми.

·  Создание предметно-пространственной среды, прогрессирующей,   обогащение содержания и нестандартных форм учебной деятельности;

·  Обеспечение ситуаций успеха каждому и всем членам детского сообщества, что способствует высокой включенности дошкольника в процесс обучения;

·  Включение компетентного педагогического влияния педагога, способного диагностировать и прогнозировать личностный рост ребенка.

Гуманизация педагогического общения педагога с обучающимися способствует взаимопроникновению личностных влияний, открытости, доверию, обеспечивает эмоционально-положительный настрой деятельности.

Гуманистический характер общения и взаимодействия обуславливает образование единого эмоционально-положительного пространства, в котором и разворачивается процесс обучения, обогащенный одухотворенностью и взаимопониманием [1].

Педагог, владеющий диагностикой, способен получать и постоянно обогащать глубину представлений о своих воспитанниках как о субъектах учебной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда выполняет информативную функцию, обеспечивает базис личностной культуры и поле самодеятельности ребенка-дошкольника. Использование в предметно-пространственной среде нестандартных форм обучения, таких как тренинг, игра, "зажигает искру познания", вызывает реакцию эмоционального заражения, способствует увлеченности, а, следовательно, целостной самореализации дошкольника [1].

Таким образом, успешное формирование потребностно-мотивационной сферы и основных качеств личности ребенка в значительной мере зависит от педагогического воздействия, от ряда условий, которые создает взрослый, процесс развития должен быть построен таким образом, чтобы он одновременно стимулировал и ход саморазвития ребенка.

Заключение

Значительное место в структуре личности занимает мотивация, она характеризуется движущие силы и процессы деятельности человека. Основа видов деятельности свойственных для человека характеризуется его мотивационной системой. Посредством мотивационной системы определяется реализуемая деятельность, а так же перспективы ее последующего развития. В связи с этим вопрос мотивации является одним из ведущих вопросов в методологии, теории и практики. Данный вопрос является актуальным как зарубежной психологии, так и для российской психологии, так как характеризуется сложностью и неоднозначностью.


В последнее время в психологии отмечается повышенный интерес к явлению эмоций как определяющего элемента мотивации. На основании полученных данных делается вывод, что существует влияние эмоционального отношения к деятельности на успех данной деятельности. Отмечается, что положительное эмоциональное отношение к деятельности влияет на активность личности, на его творчество, на качество и объем запоминаемой информации.

В рамках констатирующего эксперимента были получены следующие результаты:

В рамках наблюдения были замечено, что у преподавателя ярко выражен авторитарный стиль взаимодействия с элементами перфикционизма. Педагог четко планирует учебную деятельность, применяет при малейшем непослушании детей меры наказания (ставит в гол, может повысить голос, ставит плохие отметки в дневнике, вызывает родителей в школу). Многие дети проявляют акт повиновения, однако есть дети из неблагополучных семей, которые постоянно проявляют асоциальное поведение, наказание для таких детей является еще большим мотивирующим фактором для плохого поведения. Из наблюдения было заметно, что многие дети в процессе урока часто отвлекаются, жесткое отношение преподавателя в большей степени выступает демовирующим фактором в процессе обучения, дети либо проявляют безразличие, либо агрессию, либо тревогу за плохи отметки в преддверии домашнего наказания, есть и те, которые весь урок стараются сосредотачивают внимание на том, что говорит учитель, или на тех заданиях, которые необходимо выполнить.

В процессе изучения уровня школьной мотивации по анкете Н.Г. Лускановой были получены следующие результаты высокий уровень мотивации проявился у 20% испытуемых и нормальный уровень мотивации проявился у 40 %, детям нравится ходить школу, они идут в школу с удовольствием, легко выполняют домашние задания, делятся своими победами, у них в классе есть друзья, с которыми им интересно играть. У 40 % детей наблюдается низкий уровень мотивации, а порой и отрицательное отношение к всему учебному процессу, у детей проявляется острое нежелание посещать школу, они были ба рады, если школа вообще не работала, а даже если работала, то большую часть процесса занимали перемены, а не уроки. У таких детей как правило мало друзей, они в основном одиночки, на уроках они рассеяны, часто не понимают того, что от них требуется, их мало поощряют, в результате замечается повышенный фон агрессии.

Для определения направленности детей на отметку по методике Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой, Были получены следующие результаты у детей с высокой и средней степенью выраженности мотивации (60%) наблюдается беспокойство на счет получаемых отметок, дети ориентированы постоянно получать отметки, и как правило, только хорошие, наблюдается соревновательный характер в обучении, ни кто из детей не хочет быть хуже других, а если так происходит, у детей начинает выступать обида. Если ребенок получает плохую отметку, у него повышается уровень тревожности, дети болезненно реагируют на критику как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. У детей с низком уровнем мотивации (40%) наблюдается прямо противоположная картина, эту группу детей не тревожат отметки, отметки никак не влияют на их и так низкую учебную мотивацию.


Таким образом, можно сделать вывод, что ориентация на отметки существенно влияет на учебную мотивацию ребенка, что и подтверждает гипотезу исследования.

Список использованных источников

1

Агапов, Ю., Петерсон, Л. Мотивация и самоопределение в учебной деятельности [Текст] / Ю, Агапов, Л, Петерсон. – М.: Академия, 2015. – 64с. - ISBN 978-5-93549-059-1

2

Байденко, В.И. Модернизация профессионального образования [Текст] / В.И. Байденко. - М.: Владос, 2012.- 674с. - ISBN 4-19375-0028456-9

3

Бим-Бад, Б.М. Очерки по истории и теории педагогики [Текст] / Б.М. Бим-Бад. М.: Изд-во УРАО, 2003. - 273 с. - ISBN 5-204-00389-4

4

Гиппенрейтер, Ю. Психология мотивации и эмоций [Текст] / Ю. Гиппенрейтер. – М.: Владос, 2016.- 752с. - ISBN 5-88711-228-X

5

Дмитриева, Н.Ю. Общая психология [Текст] / Н.Ю.Дмитриева. - М.: Эксмо, 2009. 128 с. - ISBN 978-985-334-568-9

6

Зимняя, И.А. Педагогическая психологи [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Академия, 2010. – 448с. - ISBN 978-5-9770-0518-0

7

Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2015. – 512с. - ISBN 978-5-459-00574-5

8

Ксензова, Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя [Текст] / Г.Ю. Ксензова. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2014. - 224 с. - ISBN 5-901030-71-0

9

Леонтьев, Д. Современная психология мотивации [Текст] / Д, Леонтьев. – М.: Смысл, 2015. – 344с. - ISBN 5-89357-134-7

10

Максименко, С.Д. Общая психология [Текст] / С.Д.Максименко. - М.: Ваклер, 2015. - 523 с. - ISBN 5-87983-081-0

11

Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2015. – 192с. - ISBN 5-09-001744-1

12

Маслоу, А.Г. Мотивация и личность [Текст] / А.Г. Маслоу. – Спб.: Питер, 6 - 352с. - ISBN 978-5-459-01029-9

13

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2012. – 720с. - ISBN 978-5-459-01141-8

14

Сорокун, П.А. Основы психологии [Текст] / П.А. Сорокун. - Псков: ПГПУ, 2010 - 312 с. - ISBN 5-87854-355-9

15

Шадриков, В. Введенеи в психологию: мотивация и поведение [Текст] / В.Щадриков. – М.: Логос, 2001. -136с. - ISBN 5-94010-103-8


Приложение А

Схема А.1 – Структура мотивации обучения

Приложение Б

Схема Б.1 – Влияние мотивации на успешность учебной деятельности