Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Особенности применения методов налогового учёта на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НИЗ. Регистры доходов, не учитываемые для целей налогообложения

R. Регистры учета затрат

PP. Учет затрат от продаж

PPP Регистры учета прямых затрат

РРП-м. Регистры учета затрат

РРП-т. Регистры прямого учета работы

РРП-а. Регистры учета амортизационных отчислений

РРК. Регистры учета косвенных затрат

Регистры РРК для учета обычных косвенных затрат

РРК-к. Регистры учета капитализированных затрат

РРК-р. Реестр резервов ПБП. Регистры учета внереализационных расходов

PHR. Регистрирует расходы, не учитываемые для целей налогообложения.

Как видите, структура не зависит от характеристик хозяйственной деятельности организации.

Состав регистров в каждой из указанных в структуре групп определяется организацией самостоятельно, исходя из:

- из анализа особенностей хозяйственной деятельности;

- из анализа правил налогового учета, установленных законодательством;

- от необходимости объединять регистры этой группы с учетными регистрами.

В качестве примера рассмотрим процесс формирования структуры регистров в группе регистров для учета материальных затрат (ППС-м). Предположим, что:

Анализ хозяйственной деятельности показал, что работа ведется;

Анализ правил налогового учета показал, что организация относится к категории налогоплательщиков, указанной в п. 3 ч.1 ст. 319 Налогового кодекса Российской Федерации (производство связано с переработкой и переработкой сырья);

Необходимо совместить бухгалтерский и налоговый учет.

В этом случае структура регистров группы RRp-m будет следующей:

РРП-м. Регистры учета затрат

Ррп-м / с. Реестр расходов на сырье, принятый в качестве источника для распределения прямых затрат

РРП-м / п. Регистры учета прочих материальных затрат

В этом случае в группе RRP-m / n список регистров будет повторять состав соответствующих аналитических субсчетов, открытых для счета 20 «Первичная продукция» рабочего плана счетов.

Ведение отдельного регистра RRp-m / и определяется требованиями налогового законодательства, поэтому, если в учете до настоящего времени для данного вида сырья отдельного субсчета к счету 20 не существовало, его необходимо будет открыт.

Обратите внимание, что даже после того, как структура налогового учета и регистров бухгалтерского учета в приведенном выше примере станет идентичной, следующие причины могут помешать налоговому учету в бухгалтерских счетах:

- различия в бухгалтерском и налоговом учете затрат на сырье и материалы;


- различные методы оценки запасов, указанные в учетной политике и учетной политике для целей налогообложения;

- расхождения во времени списания стоимости сырья и материалов по прямым затратам.

Вы должны понять, что поставлено на карту в последнем случае. В бухгалтерском учете вполне приемлемо списывать затраты на сырье для расходов в момент его передачи со склада на производственные единицы. В то же время, можно обосновать экономическую нецелесообразность ежемесячной инвентаризации запасов сырья, которые находятся в производственных единицах, но не были обработаны. Для целей налогообложения в соответствии с правилами, указанными в ст. 319 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1, пункт 1) такая инвентаризация должна быть произведена. Таким образом, может оказаться, что сырье, стоимость которого списана на расходы в момент учета потребностей в запасах для передачи в производство, не может быть классифицировано как «незавершенное производство» для целей налогообложения, поскольку в конце периода они не успели пройти какую-либо обработку. Эта проблема может быть решена путем обеспечения единой процедуры списания затрат на сырье и материалы на расходы, исходя из требований налогового законодательства.

Вернемся к рассмотренному примеру. Если предположить, что задача объединения бухгалтерского и налогового учета не стоит, то в такой ситуации группа RRp-m / n может включать только один сводный регистр, в котором будут учитываться все материальные затраты, связанные с сырьем и материалами. Счета в хронологическом порядке (кроме сырья, принятого в качестве источника для распределения прямых затрат) в текущем периоде.

Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать второе правило построения оптимальной системы налогового учета:

Окончательный список регистров налогового учета может быть определен организацией только самостоятельно путем подробного всестороннего анализа характеристик ее собственной экономической деятельности и требований налогового законодательства.

В заключение следует отметить, что предметом рассмотрения здесь является фактическая организация системы бухгалтерского учета, а не ведение бухгалтерского учета. Налоговый учет в российских организациях все еще находится в зачаточном состоянии и с любым методом создания- крайне важно, чтобы сам бухгалтер имел четкое представление о том, какой должна быть структура системы и как эта система должна функционировать.


2.3. Проблемы соотношения налогового и бухгалтерского учета

Организация при разработке методов налогового учета может применять принцип «доходы-расходы» с книгой доходов и расходов (аналогично упрощенной системе бухгалтерского учета, которая используется в настоящее время) или принцип двойной записи с использованием «налоговой» диаграммы счетов и разработка "налоговых" записей.

Первый метод оптимален для небольших организаций, число операций в которых невелико и которые будут определять доходы и расходы на кассовой основе. Что касается других организаций, то для них больше подойдет второй метод, однако он очень трудоемкий.

Казалось бы, можно выбрать третий путь - адаптировать существующий План счетов для налогового учета, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н (далее - План счетов бухгалтерского учета). ), пересматривая порядок аналитического учета доходов и расходов, который ведется на счетах и ​​ведется в едином плане счетов и бухгалтерского учета и налогового учета. Но из-за частого расхождения между суммами одних и тех же доходов и расходов и датами их принятия для учета в бухгалтерском и налоговом учете невозможно объединить два счета в один.

Заманчиво просто заменить налоговый учет, то есть вести учет, используя план бухгалтерского учета, но отражая доходы и расходы в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ. Эту точку зрения часто придерживаются бухгалтеры организаций, которые ведут учет только для исчисления налогов. Они мотивируют свою позицию тем, что их деятельность контролируется только налоговыми органами, которые заинтересованы только в правильности исчисления налогов, поэтому нет необходимости обременять сотрудников бухгалтерии более классическим бухгалтерским учетом, что становится ненужным.

Однако согласно ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все организации обязаны составлять финансовую отчетность на основе синтетических и аналитических данных бухгалтерского учета и предоставлять ее учредителям, участникам организации или владельцам ее имущества, а также территориальных органов государственной статистики по месту регистрации. Кроме того, бухгалтерский учет должен отражать реальное финансовое положение организации, которое представляет интерес не только для менеджеров, но и для акционеров и других заинтересованных пользователей финансовой отчетности.


Некоторые предлагают компромиссный вариант - использовать для дополнительно введенных налоговых счетов бухгалтерский План счетов, в котором вести учет доходов и расходов в контексте требований главы 25 Налогового кодекса РФ. Обороты и остатки на этих счетах не будут отражены в учетных и учетных регистрах. В этом случае бухгалтер сможет одновременно внести запись в соответствующий субсчет налогового счета при проведении любой транзакции в бухгалтерском учете.

Это будет удобно для бухгалтеров, которые ведут учет на компьютере, используя бухгалтерские программы. Им потребуется добавить дополнительные записи по счетам налогового учета в алгоритм проведения определенных бизнес-операций и разработать новые алгоритмы в тех случаях, когда учет и налоговый учет одних и тех же операций ведутся по-разному.

Для государства достаточно важно поддерживать стабильный уровень налоговых поступлений в течение всего финансового года и предотвращать возможные налоговые нарушения в виде неполной оплаты или незаконной задержки в уплате налогов. Одним из традиционных инструментов решения этой проблемы является использование в целях налогообложения так называемого временного критерия для признания доходов и расходов (признание по методу начисления или по кассовому методу). В течение ряда лет этот критерий обязательно накладывался на правила бухгалтерского учета, часто существенно искажая результаты финансовой отчетности. Введение гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации и изменения, внесенные Федеральным законом Российской Федерации от 29.05.02 г. № 57-ФЗ в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации теперь, наконец, позволяет полностью освободить учет от этого критерия признания, оставляя правило признания доходов и расходов на временной основе только при расчете налоговой базы по НДС и налогу на прибыль организаций (то есть в налоговом учете).

Раздельный налоговый учет позволяет значительно улучшить качество работы бухгалтера и избежать ряда ошибок как при отражении в учете определенных фактов хозяйственной деятельности, так и при расчете налогов. Мы часто слышим от бухгалтеров, что объем и специфика бухгалтерской бухгалтерской работы не позволяют нам уделять достаточное внимание налоговой литературе и законодательству. Неизбежным следствием этого является только формальное соблюдение правил, установленных в налоговом законодательстве, без понимания смысла этих правил. В такой ситуации бухгалтер часто теряет контроль над происходящим и не может оптимизировать налоговое бремя своей организации. В то же время сама идея налогового учета позволяет решить эту проблему.


Ведение налогового учета отдельно от бухгалтерского учета усилит контроль за правильностью исчисления налога налоговыми органами. Ни для кого не секрет, что в ходе налоговых проверок на местах один и тот же инспектор сегодня проверяет торговую организацию, через неделю производственную компанию, через месяц - аудиторскую фирму. Специфика учета бизнес-операций для каждого из секторов деятельности, приведенных в качестве примера, является существенной. Поэтому до сих пор бухгалтеры пренебрежительно относятся к квалификации налоговых служащих, говоря о своей неспособности досконально разобраться в тонкостях бухгалтерского учета. Это создает потенциал для злоупотреблений со стороны налогоплательщиков.

Одним из направлений налоговой реформы, реализуемой в настоящее время в Российской Федерации, является именно усиление контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. В этой задаче введение налогового учета как самостоятельной части бухгалтерской работы является мощной помощью. Из учетных регистров исчезают все особенности бухгалтерского учета двойной записи, а остальные особенности экономики предприятия и управления финансами в гораздо меньшей степени зависят от конкретной области деятельности и гораздо более поддаются анализу с точки зрения элементарной логики. , Таким образом, было бы по меньшей мере наивно предполагать, что, однажды добившись введения налогового учета законодателями, налоговые органы по собственной инициативе откажутся от этой позиции.

И, пожалуй, последний существенный аргумент в пользу вывода о том, что налоговый учет является объективной реальностью, которую необходимо учитывать в будущем, - это общий тон изменений, внесенных Федеральным законом Российской Федерации от 29.05.02. Нет 57-ФЗ в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ. Как отмечалось выше, эти изменения позволяют полностью исключить из правил учета все особенности фактического расчета налогов.

Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Значительные изменения, внесенные в законодательную базу для налогообложения в 2016 году, указывают на практическое завершение глобальных изменений в налоговом законодательстве. Налоговая система в целом была создана, конечно, она также требует доработки, то есть внесения изменений, направленных на дальнейшее снижение налоговой нагрузки, создание стабильного, понятного, не слишком обременительного налогового режима, способствующего инвестициям и экономическому росту. В ближайшие три года планируется его значительное снижение. Кроме того, правительство хотело бы, чтобы региональные и местные бюджеты имели стабильные источники доходов и чтобы эти доходы распределялись как можно более равномерно по всей территории России.