Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Особенности применения методов налогового учёта на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- название реестра;

- период (дата) составления;

- счетчики работы в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление этих реестров.

Данные налогового учета - данные, которые учитываются в таблицах разработки, сертификатах бухгалтера и других документах налогоплательщика, которые группируют информацию об объектах налогообложения.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (включая операции, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах или переносятся на несколько лет). При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть организован налогоплательщиком так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в форме специальных бланков на бумаге, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях. В этом случае формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации по налогам и сборам. цели.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивается лицами, которые их подготовили и подписали.

При хранении регистров налогового учета они должны быть защищены от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в реестре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснования исправления.

Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, то учетные регистры могут быть объявлены налогоплательщиком в качестве регистров налогового учета. Следовательно, объекты, зарегистрированные в таких регистрах, будут учитываться при расчете налоговой базы в размере и порядке, установленном как в бухгалтерском учете, так и в законодательстве о налогах и сборах.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЁТА НА ПРЕДПРИЯТИИ


2.1. Особенности применения методов налогового учёта на предприятии

Данные налогового учета основываются на первичных учетных документах (включая справку из бухгалтера), аналитических регистрах налогового учета и исчислении налоговой базы (ст. 313 Налогового кодекса Российской Федерации). Налоговый кодекс Российской Федерации не определяет первичные учетные документы, следовательно, в соответствии с пунктом 1 ст. 11 Налогового кодекса, этот термин используется в том смысле, в каком он используется в других отраслях права. Согласно пункту 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они оформлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, и документов, форма которых не является предусмотренные в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- Название документа;

- дата документа;

- название организации, от имени которой был составлен документ;

- содержание бизнес-транзакции;

- показатели деловой операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее совершения;

- личные подписи этих лиц.

Аналитические регистры налогового учета представляют собой таблицы развития, отчеты, журналы, книги, в которых данные первичных учетных документов сгруппированы для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без учета учета, отраженного в счетах. Они могут быть выполнены на бумаге или в электронном виде. Согласно ст. 314 Налогового кодекса Российской Федерации формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организация для целей налогообложения. В то же время формы аналитических регистров налогового учета должны содержать следующие реквизиты, установленные ст. 313 ТК РФ:

- название реестра;

- период (дата) составления;

- счетчики работы в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;


- подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление этих реестров.

2.2. Этапы создания системы налогового учёта на предприятии

Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что следующим правилом следует считать первое правило построения оптимальной системы бухгалтерского учета:

- Наиболее оптимальная система налогового учета будет организована в том случае, если она будет вестись совершенно отдельно от системы бухгалтерского учета.

Отвлекая интересы налоговых органов, следует отметить, что по своей сути налоговый учет, в большей степени связанный с финансовым управлением, чем с бухгалтерским учетом, гораздо проще, чем бухгалтерский учет. Поэтому любая попытка объединить эти две области бухгалтерской работы неизбежно приведет к искусственному усложнению налогового учета. Следствием этого является потеря логики и контроля над событиями со стороны самого работника, который ведет учет, невозможность в полной мере использовать возможности налогового учета для целей налогового планирования.

В связи с этим следует отметить, что бухгалтера вообще не следует вводить в заблуждение относительно изменений, внесенных Федеральным законом Российской Федерации от 29.05.02 г. № 57-ФЗ в ст. 313 «Налоговый учет. Общие положения »НК РФ. В текущей редакции этой статьи, пар. 3 выглядит так:

«Если регистры бухгалтерского учета содержат недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик имеет право самостоятельно дополнять используемые регистры бухгалтерского учета дополнительной информацией, формируя тем самым регистры налогового учета, или вести независимые регистры налогового учета. «.

На первый взгляд кажется, что налоговые органы и законодатели взяли под контроль общественное бухгалтерское мнение и отказались от требования вести налоговый учет самостоятельно. На самом деле, это изменение в тексте не меняет ситуацию вообще.

Рассмотрим пример, подтверждающий обоснованность этого вывода. Предположим, что в силу определенных обстоятельств налоговая и учетная стоимость основных средств различаются. В этом случае попытка бухгалтера вести налоговый учет основных средств и соответствующей амортизации на счетах 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств» приведет к необходимости формирования счета 01 следующим образом:


01 «Основные средства»

01/1 «Налоговая стоимость основных средств»

01.01.11 «Основные средства производственного назначения»

01.01.1.1. «Первая амортизационная группа»

01.01.2 «Основные средства непроизводственного назначения»

01.01.2.1 «Первая амортизационная группа

01/2 «Баланс стоимости для формирования балансовой стоимости основных средств»

01.01.11 «Основные средства производственного назначения»

01.01.1.1. «Первая амортизационная группа»

01.01.2 «Основные средства непроизводственного назначения»

01.01.2.1 «Первая амортизационная группа

Счет 02 «Амортизация основных средств» также должен будет выглядеть следующим образом. Если мы примем во внимание, что традиции бухгалтерского учета подразумевают открытие комплексной системы аналитических субсчетов для счета 01, которая не совпадает с системой, описанной выше, то мы можем предположить, что введение двух систем аналитики в рамках одной учетной записи значительно усложнит работу с этим учетная запись. Как неизбежное следствие, количество ошибок резко возрастет. Но даже если организация найдет возможность отказаться от традиционной бухгалтерской аналитики на счете 01 и организует ее способом, указанным выше, она все равно не решит проблему разделения балансовой стоимости актива на две составляющие и необходимости начисления амортизации для каждый компонент отдельно. Вывод из вышесказанного может быть только один. В такой ситуации совмещение бухгалтерского и налогового учета на счете 01 крайне нежелательно - проще создать отдельный налоговый регистр. Самое интересное, что в предыдущей редакции рассмотрен абзац ст. 313 Налогового кодекса РФ допускаются такие же возможные решения!

Следует отметить, что приведенный пример с основными средствами далеко не единственный. Он был выбран по соображениям наглядности и, заметьте, простоты.

Конечно, авторы далеки от наивности и не предполагают, что после прочтения этой статьи все бухгалтеры сразу получат разрешение от руководства ввести дополнительного сотрудника в бухгалтерию или даже создать отдельное подразделение, занимающееся налоговым учетом. , Жизненные реалии таковы, что для большинства малых и средних организаций рассматриваемая область бухгалтерской работы будет добавлена ​​к работе бухгалтера. В таких случаях единственным выходом из сложившейся ситуации станет детальный анализ всех направлений бухгалтерской работы в бухгалтерском и налоговом учете и поиск возможных вариантов их объединения. Ниже будет подробно показано, как это сделать.


Структура расчетного сегмента будет включать регистры (таблицы) налогового учета, по которым налогоплательщик будет определять размер налоговой базы по результатам каждого отчетного (налогового) периода. Целью этого сегмента является достижение первой из целей, определенных в законодательстве.

Информационный сегмент будет включать различную внутреннюю документацию организации, начиная с первичных документов и заканчивая сводными аналитическими таблицами, необходимыми для контроля точности и достоверности записей, вносимых в регистры расчетного сегмента.

Следует отметить, что регистры расчетного сегмента гораздо сложнее совмещать с бухгалтерским учетом, чем регистры информационного сегмента. Однако эта ситуация частично компенсируется тем фактом, что удельная доля информации в расчетном сегменте низкая - вряд ли она превысит 50% от общей информации в системе налогового учета, а наиболее реалистичными являются 20–30%.

Поскольку основой системы налогового учета являются расчетные сегменты регистров, описание методологии построения оптимальной системы налогового учета следует начинать с них.

В ст. 313 Налогового кодекса Российской Федерации указаны задачи, которые должны решаться в расчетном сегменте:

- отражение порядка формирования суммы доходов и расходов;

- отражение порядка определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, и суммы остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на следующие налоговые периоды;

- отражение порядка формирования сумм созданных резервов;

- отражение суммы задолженности по задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль организаций (эта задача скорее относится к информационному сегменту).

Решение всех задач приводит к необходимости:

- во-первых, необходимо предусмотреть наличие в общей расчетной системе регистров всех трех категорий (доходы / расходы, капитализированные расходы и резервы);

- во-вторых, использовать собственную табличную форму для регистров каждой категории. Рассмотрим сначала структуру вычисляемых регистров. Если объединить требования по классификации доходов и расходов, установленные как в первой части гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 246-312, посвященный самому налогу), а во второй части (ст. 313-333, посвященной налоговому учету) общая структура регистров налогового учета будет выглядеть следующим образом:

D. Регистры доходов

Доктор Регистры доходов от продажи DDA. Регистры учета внереализационных доходов