Файл: Система органов местного самоуправления (Пути развития нормативно-правового обеспечения системы управления персоналом организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление. Конституцией закреплены такие важнейшие гарантии местного самоуправления, как право на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами. Гарантированное право населения страны на местное самоуправление создает ответственность государства за обеспечение возможности его реализации. Такой подход предполагает совершенствование законодательства, рациональное разграничение полномочий между различными уровнями власти, соответствие полномочий материально-финансовым ресурсам.

Роль местного самоуправления является немаловажной в государственной, политико–правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Местное самоуправление в современной России представляет собой одну из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами почти все аспекты демократического становления местной жизни, местное самоуправление позволяет рациональными способами распределить многие функции государственной власти, перенести принятие решений по вопросам местного значения в жизни общей территории. Что позволяет повысить уровень эффективности и активности граждан в участии муниципального правотворчества, обеспечивая реальную сопричастность граждан к решениям органов местного самоуправления.

Объект исследования – местное самоуправление.

Предмет исследования – система органов местного самоуправления.

Целью исследования является изучение системы органов местного самоуправления на примере МО Красноармейский.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и сущность местного самоуправления;

- изучить правотворчество представительного органа муниципального образования;

- провести анализ системы органов местного самоуправления на примере МО Красноармейский район;

- разработать рекомендации по совершенствованию деятельности системы органов местного самоуправления.

Нормативную базу исследования составили Европейская Хартия о местном самоуправлении, Конституция Российской Федерации, федеральное и региональное законодательство, уставы муниципальных образований.


В качестве эмпирической основы использовались акты Конституционного Суда Российской Федерации, а также судебные решения, вынесенные по делам о защите прав местного самоуправления.

Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы познания: диалектический, логический, структурно-системный, функциональный, так и ряд частно-научных методов познания (исторический, формально-логический и другие).

Указанные выше цель и задачи исследования обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из настоящего введения, трех глав с параграфами, заключения и списка литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие и сущность местного самоуправления

Термин «местное самоуправление» в отечественной науке муниципального права не имеет единого толкования, которое разделяли бы все ученые. Существует несколько традиционных подходов к определению сущности местного самоуправления.

По мнению одних ученых, в основе этого определения лежит общественное, самоуправленческое независимое начало. Другая группа правоведов настаивает на том, что местное самоуправление является частью государственного механизма. Существует мнение, что местное самоуправление сочетает в себе как государственные, так и общественные черты, являясь самостоятельным уровнем публичной власти.

Местное самоуправление целесообразно рассматривать как низовой уровень публичной власти в государстве. При реализации своих полномочий оно не должно нарушать определенные законом рамки, его функционирование не вправе противоречить государственной власти.

В ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г. и ратифицированной Федеральным Собранием Российской Федерации 11 апреля 1998 г., «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения»[1].


Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. восприняла положения Европейской хартии 1985 г. и хотя не содержит определения местного самоуправления, на конституционном уровне закрепила право населения на местное самоуправление и признала его одной из основ конституционного строя (ст. 3, 12, 18, 130 и др.)[2].

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131–Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией , федеральным законодательством, а в случаях, установленных им, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление можно рассматривать как:

а) одну из основ конституционного строя;

б) форму народовластия;

в) элемент правового статуса гражданина.

Среди основ конституционного строя местное самоуправление является важнейшим институтом, в большой мере определяющим Российское государство как демократическое и правовое.

В Конституции о местном самоуправлении говорится в связи с осуществлением народом своей власти, распределением форм собственности. При этом подчеркивается роль самоуправления в общем механизме управления обществом.

Учитывая, что данные нормы имеют особую юридическую силу, законодатель должен руководствоваться ими при дополнении или изменении Конституции. Европейская хартия местного самоуправления закрепляет, что именно на местном уровне непосредственно может быть обеспечено участие граждан в управлении государством.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации признается народ (источник власти един). Формы реализации власти различны. Народовластие осуществляется непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 12 Конституции Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Данное положение создает предпосылку для противопоставления государственной и муниципальной власти, государства и местного самоуправления. В действительности ст. 12 Основного Закона говорит об относительном организационном обособлении местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления состоят по преимуществу или полностью из депутатов, для которых эта работа «на общественных началах». Объем вопросов, которые решаются посредством прямой демократии, у местного самоуправления выше, чем у органов государственной власти.


Иначе говоря, возможности прямого воздействия населения на местные дела значительно весомее, чем на государственные дела. Следует признать муниципальную власть самой близкой к населению. Право гражданина на осуществление местного самоуправления не относится к числу основных прав и свобод человека и гражданина. Однако, несомненно, что оно имеет конституционное значение, на, что обращает внимание Конституционный Суд.

В Постановлении от 01.12.2015 № 30–П1 Конституционный Суд установил, что закрепляя самостоятельность местного самоуправления в качестве основного принципа его взаимоотношений с органами государственной власти, Конституция Российской Федерации исходит из того, что эта самостоятельность не является абсолютной, она не предполагает отрицания организационного и иных форм взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти, но, однако, исключает решающее участие органов государственной власти в собственно формировании органов местного самоуправления, равно как и подмену органов местного самоуправления, органами государственной власти при решении вопросов местного значения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2011 года № 9–П и от 24 декабря 2012 года № 32–П).

Самостоятельность местного самоуправления, проявляющаяся и в вопросах определения структуры его органов, служит, таким образом, не только пределом, ограничивающим произвольное вмешательство органов власти в дела местного самоуправления, но и базой для его интеграции в систему публичной власти и поддержания в ней – на основе баланса интересов – межуровневого взаимодействия.

Органы государственной власти призваны оказывать на местное самоуправление регулирующее воздействие, в частности путем определения основных, принципиальных параметров организационного устройства муниципальной власти и взаимосвязей между ее элементами, обусловленных конституционно–правовой природой местного самоуправления как одного из уровней публичной власти, наиболее приближенного к населению, и учитывающих необходимость достижения с участием местного самоуправления конституционных целей развития Российской Федерации; в свою очередь, права и обязанности местного самоуправления, деятельность его органов и должностных лиц должны соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней законам и иным нормативным правовым актам.

Исходя из этого, структура органов местного самоуправления должна определяться населением не произвольным образом, а в рамках установленных федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления, в том числе относящихся к формам осуществления местного самоуправления, способам и процедурам формирования органов муниципальной власти, их полномочиям и т.п.


Соответственно, федеральный законодатель, определяя на основе баланса конституционных ценностей и общенациональных интересов наиболее эффективный в конкретных исторических условиях организационно–правовой механизм достижения конституционных целей с участием всех уровней публичной власти, вправе не только выбирать оптимальные, на его взгляд, на данном этапе варианты (способы) формирования органов местного самоуправления, но и осуществлять разграничение относящихся к установлению общих принципов организации местного самоуправления полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации[3].

Вместе с тем, законодательное регулирование вопросов местного самоуправления должно соответствовать требованиям Конституции Российской Федерации, а также общепризнанным принципам и нормам международного права и обеспечивать уважение и защиту права на осуществление местного самоуправления как равноценного наряду с иными непосредственно действующими правами человека и гражданина, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти.

Право гражданина на осуществление местного самоуправления воплощает в себе широкий круг возможностей человека принимать участие в решении местных вопросов. Так, важнейшее значение имеют права: избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; принимать участие в местном референдуме; поступать на муниципальную службу; обращаться в органы местного самоуправления.

Осуществление местного самоуправления включает и иные полномочия граждан:

а) индивидуальные (принадлежат каждому гражданину и реализуются отдельными членами местного сообщества независимо от других его членов), например, право на доступ к муниципальной службе;

б) коллективные (осуществляются посредством коллективных действий членов местного сообщества).

Например, право на правотворческую инициативу, право принятия решений по местным вопросам, право формировать органы местного самоуправления. В последние годы принимаются решения по повышению эффективности местного самоуправления. Их можно разделить на несколько блоков:

а) совершенствование вопросов территориальной организации местного самоуправления,

б) оптимизация разграничения полномочий, материальных и финансовых ресурсов между уровнями власти, недостаточно.