Файл: Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий (Поручение следователя, указание прокурора, решение суда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поскольку в этой процедуре суд общей юрисдикции действует непосредственно в силу требований ч. 2 ст. 23 и ст. 25 Конституции Российской Федерации и в рамках, определяемых ст.ст. 46, 118 и 126, его решения, их содержание и форма должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к любым процессуальным решениям, а именно требованиям законности, обоснованности и мотивированности [1].

Таким образом, судья выносит мотивированное постановление, заверенное печатью, которое выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия. Каких-либо предписаний, освобождающих суд от выполнения требования о мотивированности вынесенного решения, оспариваемая норма не содержит.

Таким образом, в постановлении судьи должно быть указано, какое конкретно мероприятие разрешается к проведению, какие материалы представлены и можно ли на их основе сделать вывод о правомерности проведения ОРМ. В постановлении судьи обязательно определяется срок, в течение которого оперативная служба вправе реализовать судебное решение.

Судебное решение на право проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для его принятия, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 3 ст. 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Данное правило не означает запрета на приобщение копии такого решения к материалам уголовного дела, в котором в качестве доказательств используются результаты ОРД; более того, результаты ОРМ, проводимых на основании судебных решений, должны представляться следователю или в суд именно вместе с копиями этих судебных решений.

При проведении проверки законности проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, прокурор должен обращать внимание на следующие обстоятельства:

-наличие постановления о возбуждении ходатайства перед судом о даче разрешения на проведение ОРМ, вынесенного надлежащим должностным лицом оперативно-розыскного органа; 

-наличие законных оснований для вынесения такого постановления; 

-наличие судебного постановления, разрешающего проведение ОРМ; 

-наличие в судебном постановлении установленного срока проведения ОРМ; 

-соблюдение срока проведения ОРМ, указанного в судебном постановлении; 

-соблюдение процедуры продления срока проведения ОРМ при необходимости проведения ОРМ свыше шести месяцев; 

-соблюдение порядка проведения ОРМ в случаях, не терпящих отлагательства и процедуры уведомления об этом суда; 


-соблюдение срока уведомления суда о проведении ОРМ в случаях, не терпящих отлагательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности, одним из наиболее важных её элементов является соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность должны всегда руководствоваться содержанием статьи 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Только такой подход со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, поможет им исполнять свои обязанности в полном объеме, с соблюдением прав граждан, с выбором и применением конкретного оперативно-розыскного мероприятия и привлечением лиц, виновных в содеянном.

Оперативно-розыскное мероприятие – это составная часть оперативно-розыскной деятельности, сведения об организации и тактике которой составляют государственную тайну, представляющая собой совокупность действий специально уполномоченных на то государственных органов и их должностных лиц, осуществляемых с соблюдением регламентированных законом оснований и условий, отвечающая нормам морали и нравственности и непосредственно направленная на достижение целей и разрешение задач оперативно-розыскной деятельности. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с изменениями. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 96 с.
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (Редакция от 29.07.2017 N 199-ФЗ). 
  3. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017 N 203-ФЗ) 
  4. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017 N 251-ФЗ) 
  5. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"(ред. от 06.07.2016 N 374-ФЗ)
  6. Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"(ред. от 01.07.2017)
  7. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (ред. от 29.07.2017 N 272-ФЗ).
  8. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (ред. от  26  июля  2017  г.  N  193-ФЗ).
  9. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ред. от 03.04.2017).
  10. Бакланов Л. А.Гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Монография. Изд. Scientific magazine "Kontsep, 2015, с.126
  11. Горяинов К. К. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова и др. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 690 с.
  12. Даянов И.С. К вопросу о понятии «Оперативно-розыскное мероприятие». Журнал «Актуальные проблемы права и государства в XXI веке». № 7-5, 2015, С. 52-56.- Издательство: Уфимский юридический институт МВД России (Уфа).
  13. Дытченко Г. В., Никитин Е. Л.. Законность проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. Журнал «Криминалистъ». 2011. №1(8)
  14. Захарцев С. И. Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке: Монография / С.И. Захарцев, Ю.Ю. Игнащенков, В.П. Сальников. - М.: Норма, 2015. - 400 с.
  15. Климов И. А. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" / Климов И.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 407 с.
  16. Краткая сыскная энциклопедия: Деятельность оперативно-розыскная, контрразведывательная, частная сыскная (детективная) / авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М.: изд-ль Шумилова И.И., 2000. 
  17. Лекарь А.Г. Профилактика преступлений М.: Юрид. лит., 1972. - 104 c.

  1. Овчинский В. С. Комментарий к ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". С прил. решений Конституц. Суда РФ.../ В.С. Овчинский и др.; Отв. ред. В.С. Овчинский - 2 изд., доп. и перер. - М.: Норма, 2014. - 608 с.
  2. Овчинский С. С. Оперативно-розыскная информация : монография / С.С. Овчинский ; под ред. А.С. Овчинского, В.С.Овчинского.— 2-е изд., доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 415 с.
  1. Сундиев И. Ю. Введение в оперативно-розыскную террологию [Электронный ресурс] : монография / И. Ю. Сундиев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. - 191 с. 
  2. Фирсов О. В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: Учебное пособие / О.В. Фирсов, - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 208 с.
  3. Халиков А. Н. Оперативно-розыскная деятельность: Уч.пос. / А.Н. Халиков, - 2-е изд. - М. : РИОР: ИНФРА-М, 2017. - 281 с.
  4. Халиков А. Н. Халиков А.Н. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 323 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. 
  5. Шевченко В. М. Психология оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Шевченко В.М., Эриашвили Н.Д., Цветков В.Л., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. - 255 с.
  6. Шумилов А.Ю. Некоторые проблемы становления оперативно-розыскной науки, криминосыскологии и детективологии // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 3. С. 125—128.
  7. Шумилов А.Ю. Совершенствование профессионального негосударственного сыска (детективной деятельности): вопросы теории / А.Ю. Шумилов // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 6. С. 127—129.
  8. Шумилов А.Ю. Сыск в обеспечении фундаментальных интересов человека, общества и человечества: проблемы правовой теории: препринт / А.Ю. Шумилов. М.: ИД Шумиловой И.И., 2008. С. 16 
  9. Шумилов А.Ю. Феномен научных школ профессионального сыска: моногр. / А.Ю. Шумилов. М.: ИД Шумиловой И.И., 2007.
  10. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: учебник. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2008. С. 183