Файл: Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий (Поручение следователя, указание прокурора, решение суда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Весьма важным обстоятельством, отмеченным в данном определении, является указание на законодательную урегулированность ОРМ, чего не было и не могло присутствовать в определениях «дозаконодательного» периода развития теории ОРД.

Однако, кроме положительных оценок, данное определение имеет и дискуссионные моменты.

Во-первых, в определении используется слово «добывание», которое в юридической литературе применяется пока достаточно редко. Под добыванием понимается не обычное собирание информации, а проведение комплекса преимущественно негласных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на получение данных, которые не лежат на поверхности, а глубоко законспирированы и требуют преодоления усилий противоборствующей стороны. Отсюда вытекает, что с помощью оперативно-розыскных мероприятий информация может не только добываться, но и собираться. В связи с этим было бы неправильным в качестве отличительного признака ОРМ рассматривать только добывание информации.

Во-вторых, включение в число признаков ОРМ их направленность на получение «фактических данных, входящих в предмет исследования по конкретному делу оперативного учета или первичным материалам» искусственно заужает объем понятия [15]. При осуществлении ОРМ может собираться информация не только о конкретных событиях и фактах, но и иная, например, о характере, привычках либо намерениях проверяемого лица. Кроме того, вряд ли будет правильным вести речь о сборе фактических данных при проведении таких мероприятий, как отождествление личности или сбор образцов для сравнительного исследования.

Анализ выявленных в процессе научного поиска понятий ОРМ позволяет сделать вывод о том, что в теории ОРД идет достаточно активный процесс конструирования этого системообразующего понятия. Однако большинство имеющихся определений не в полной мере отражают основные сущностные признаки оперативно-розыскных мероприятий и сконструированы с нарушениями логических правил. Причинами этого является отсутствие преемственности и недостаточное использование логических методов в решении этой проблемы.

2. Понятие «основание» в теории ОРД

Понятие «основание» подразумевает причину, достаточный повод, оправдывающий что-либо. В ФЗ «Об ОРД» одним и тем же термином названы «основания для осуществления ОРМ» и соответствующие формально определенные «поводы к осуществлению ОРМ». Применительно к ОРМ сам по себе повод является и достаточным основанием для их проведения.


При этом, гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их ОРМ на территории РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 8 Закона об ОРД).

Поводом могут являться поступившие к оперативному сотруднику сведения о признаках противоправного деяния (события, процесса, явления), которые входят в сферу оперативно-розыскных отношений. Сведения могут поступать в письменной (оперативно-служебные документы, публикации в СМИ, материалы проверок, сообщения конфиденциальных сотрудников и др.) и устной (в случаях необходимости быстрого реагирования на развитие криминогенной ситуации) форме.

Основаниями для проведения ОРМ являются фактические данные о непосредственных признаках противоправности деяния или угрозы общественной безопасности, требующие реагирования оперативно-розыскных органов.

В теории ОРД основания проведения оперативно-розыскных мероприятий принято делить на два вида: фактические (собственно основания) и юридические (формальные основания или поводы). В качестве фактических оснований следует рассматривать наличие конкретной информации о каких-либо криминальных событиях, побуждающей к действию и требующей оперативно-розыскного воздействия. В свою очередь, к юридическим (формальным) основаниям относятся документы, содержащие такую информацию.

Ст. 7 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» не разграничивает фактические и юридические основания, перечисляя их единым списком. В то же время она структурно состоит из двух частей, откуда следует, что законодатель разделил все основания проведения ОРМ на две группы:

- основания для проведения ОРМ, непосредственно направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, и без вести пропавших лиц;

- основания для проведения ОРМ, направленных на сбор сведений, необходимых для принятия решений о допуске отдельных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, и некоторым видам деятельности, а также на обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.


3. Первая группа оснований по ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

К первой группе ч. 1 ст. 7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» относит шесть оснований для проведения любых (без каких-либо ограничений) оперативно-розыскных мероприятий.

3.1  Наличие возбужденного уголовного дела

Наиболее значимое основание для начала проведения ОРМ — наличие возбужденного уголовного дела по конкретному событию, факту. При этом не имеет значения, кем возбуждено уголовное дело — органом дознания (в том числе субъектом ОРД), следователем или судом и в чьем производстве оно находится.

Возбуждение уголовного дела является не только начальной стадией уголовного процесса, но и одним из решений, актов, завершающих стадию разрешения заявления, сообщения о преступлении. Сам факт принятия такого решения следователем или прокурором свидетельствует об установлении достаточных данных для его возбуждения и соответственно для начала предварительного расследования, что находит отражение в уголовно-процессуальном акте — постановлении о возбуждении уголовного дела.

Орган дознания даже без установления виновного лица, совершившего преступление, по любым находящимся в его производстве делам вправе проводить ОРМ без каких-либо ограничений. Однако в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 41 УПК РФ запрещается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит поданному уголовному делу ОРМ.

В соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ после направления уголовного дела прокурору орган дознания может проводить по нему неотложные следственные действия и ОРМ только по поручению следователя. В случае если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

При отсутствии отдельного поручения следователя оперативный сотрудник вправе самостоятельно принимать решение о производстве необходимых ОРМ. В этом случае о ходе и результатах своей деятельности он по собственной инициативе уведомляет следователя. Его активность и целеустремленность в борьбе с преступностью не должны сковываться отсутствием документа, подписанного следователем, и всецело зависят от квалификации оперативного сотрудника и его знаний всего арсенала негласных средств и методов раскрытия преступлений.


3.2 Сведения, ставшие известными органам, осуществляющим ОРД.

Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, производство предварительного следствия по которому обязательно, могут быть получены путем анализа и оценки оперативной обстановки, изучения образа жизни подозреваемого, его связей с криминогенной средой и др. Под подготавливаемым, совершаемым или совершенным противоправным деянием следует понимать совершение преступления на различных стадиях: неоконченной (приготовление и покушение) и оконченной (ст. 29, 30 УК РФ) [3].

Данные сведения могут содержаться в письмах, заявлениях граждан, сообщениях должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, СМИ, а также в конфиденциальных сообщениях. Это, как правило, первоначальные сведения о признаках преступления, которые еще не содержат достаточных оснований для возбуждения уголовного дела и нуждаются в проверке оперативно-розыскным путем. Решения по ним принимаются, как правило, в условиях дефицита времени, противоречивости и ограниченности информации.

Кроме того, в ОВД могут поступать сообщения из лечебных учреждений о доставлении или обращении граждан с признаками травм криминального характера, подразделений вневедомственной охраны о срабатывании охранной сигнализации; оповещения о несчастных случаях и авариях, которые регистрируются и проверяются, в том числе оперативно-розыскным путем.

Сведения о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Данные сведения могут не носить криминальный характер, а лишь создавать угрозу безопасности и протекать независимо от воли людей (землетрясение, наводнение, оползни и т.п.).

Под действием лица законодательство понимает общественно опасное, активное поведение человека, которое само по себе не содержит какой-либо угрозы, но в совокупности с другими событиями может ее вызвать (например, нарушение эксплуатации ядерных объектов или установок в химических отраслях промышленности, нарушение техники безопасности при производстве взрывных технических работ, выбросы ядовитых веществ в очистные объекты и сооружения и др.).

Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, могут содержаться в материалах, оформляемых следователем при объявлении лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, в розыск, в ориентировках ОВД, розыскных заданиях, а также в конфиденциальной информации. К скрывшимся лицам относятся:


-обвиняемые, не находившиеся под стражей и нарушившие меру пресечения;

-обвиняемые, совершившие побег из-под стражи на предварительном следствии;

-осужденные, совершившие побег при конвоировании;

-осужденные, совершившие побег из мест лишения свободы.

При получении информации о данной категории лиц принимаются розыскные меры. Уголовно-процессуальное законодательство (п. 38 ст. 5 УПК РФ) определяет оперативно-розыскные меры как меры, принимаемые следователем, органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления.

Сведения о без вести пропавших лицах и об обнаружении неопознанных трупов могут содержаться в заявлениях и сообщениях граждан, должностных лиц и других источниках.

3.3 Поручение следователя, указание прокурора, решение суда

Третьим основанием для проведения ОРМ служат поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, указание прокурора или определение суда по делам, находящимся в их производстве. При этом поручение может даваться следователем в письменной форме (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ) [4] оперативно-розыскному органу любого ведомства (МВД, ФСБ, ФСКН и др.).

В письменном поручении следователя четко формулируются вопросы, подлежащие выяснению, и излагается информация, необходимая для его выполнения. Срок выполнения поручения не должен превышать 10 суток. При невозможности его выполнения за этот период следователь и руководитель соответствующего подразделения определяют срок с учетом обстоятельств дела. Давая поручение, следователь вправе сообщить известные ему данные, которые могут способствовать его выполнению, но он не правомочен давать указания об использовании для этой цели определенных сил, средств и методов, так как это относится к исключительной компетенции оперативно-розыскных органов.

Следователь или руководитель следственного органа при проверке сообщения о преступлении также вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о поведении ОРМ в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства (ч. 1 ст. 144 УПК РФ) и ведомственных подзаконных нормативных актов [4].

Отметим, что после направления уголовного дела прокурору орган дознания может проводить по нему оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя, уведомляя последнего об их результатах.