Файл: Эффективность менеджмента организации (Рыночная эффективность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Вопрос эффективности волнует менеджеров с самого возникновения менеджмента.

Саму науку менеджмент возможно именовать наукой о производительности, инвестициях, производстве, нововведениях и так далее. Ну и сама работа менеджера заключается в том, чтобы быть эффективным. Чем бы он ни занимался - бизнесом либо трудился на предприятие, - от него потребуется верное исполнение задач, другими словами ждут проявления производительности. Тем не менее, управленческие должности и должности менеджеров подчас занимают сотрудники, не обладающие значительной эффективностью, несмотря на то что среди них немало тех, кто имеет высокий уровень интеллекта и творческое воображение. Данные люди обычно хорошо информированы и обладают большими знаниями. Однако прямой связи между этими качествами руководителя и его эффективностью как сотрудника не видно. Даже самые талантливые люди могут быть на удивление бесполезными; они порой не понимают, что благодаря одним способностям нельзя добиться сколько-нибудь существенных успехов в работе. Они не понимают, что талант может способствовать эффективности только посредством целенаправленного труда. И, наоборот, в каждой компании есть очень эффективные работники, не имеющие особых талантов. В то время как одни лихорадочно мечутся, имитируя кипучую деятельность, которую порой другие, принимают за "творческую искру", другие шаг за шагом, медленно движутся к намеченной цели и достигают ее первыми.

Аналогично людям, предприятия могут приносить прибыль, но не быть эффективными и наоборот предприятие может разориться, но это не значит, что ее деятельность была не эффективной.

Так что понятие эффективность менеджмента не столь простое понятие как это может показаться на первый взгляд.

Целью курсовой работы является раскрытие определения «эффективность менеджмента». Это можно достигнуть решением следующих задач:

  • Дать определение понятию «эффективность менеджмента» и рассказать о его сути
  • Рассказать об экономической оценке эффективности
  • Рассказать об оценке эффективности деятельности менеджера и персонала

Теоретическая часть

1. Сущность, понятие эффективности менеджмента


1.1. Понятие эффективности менеджмента

Эффективность менеджмента - сложное и разнообразное понятие, смысл которого заключается в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими издержками или с максимальной производительностью. Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться в товары, услуги и т. д. Для этого существует предприятия, которые должны гарантировать данное изменение не только с выгодой для потребителя, но и для самого себя. Иными словами, расходы на преобразование должны быть меньше, чем цена результата. В этом и состоит сущность понятия эффекта и эффективной работы. Отличный менеджер видит предприятие как концепцию зависящих друг от друга компонентов, результативность функционирования которых зависит от постоянного развития организации.

Главными критериями успешного управления является определенная множественность показателей, характеризующих эффективность работающих организационных систем и подсистем. Итоговый результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат исполнения мероприятий, направленных на совершенствование производства. Эффект управления формируется из трех составляющих:

  • экономический эффект - вид эффекта, содержащий конкретную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;
  • социально-экономический эффект - содержит комплексную природу сочетания финансовой выгоды и социальной устойчивости и покоя, например, улучшение условий работы, уменьшение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть перемещен в обычный экономический эффект);
  • социальный эффект - вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение общественного конфликта.

Общий эффект можно условно принять за сумму трех эффектов. Условно, так как показатели эффекта измеряются по-разному, и напрямую сложить их не представляется возможным.

Помимо определение эффекта применяют определение эффективности. Эффективность - результат, выраженный стоимостными показателями, является экономическим эффектом, характеризующимся приростом дохода, увеличением прибыли. Эффективность представляет собой соотношение эффекта или достигнутого результата и затрат на их получение.


Эффективность = Эффект/Затраты

При управлении стремятся к минимизации затрат и к максимальному повышению всех видов эффектов. Затраты на предприятии не однородны и не всегда являются в чистом виде деньгами (хотя всегда стараются перевести их в денежную форму).

Обычно затраты подразделяют на:

  • материальные затраты (материалы, полуфабрикаты) и энергия;
  • трудовые затраты (время работы и квалификация сотрудников);
  • финансовые ресурсы или деньги и их эквиваленты (например, ценные бумаги).

Эффективность можно повысить сокращением любого из перечисленных ресурсов, и эти пути весьма разнообразны. Используя компьютерную технику, можно сократить трудовые ресурсы и более экономно расходовать материальные (например, за счет снижения отходов производства путем электронного раскроя материала). Однако для внедрения такого рода техники финансовые затраты должны быть повышены.

Наиболее важным источником затрат является аппарат управления. Эффективность деятельности менеджеров напрямую довольно сложно измерить, так как между решением и итоговым результатом проходит время и масса преобразований. Необоснованные управленческие решения имеют большую разрушительную силу. Они могут пошатнуть не только функциональность предприятия, но и социально-экономическую систему. Решения имеют место быть неэффективными из-за неверно утвержденных целей, недостатка ресурсов, плохого исполнения работ.

Итак, эффективность менеджмента обеспечивается за счет деятельности по оптимизации затрат и повышения результативности по всем направлениям менеджмента:

  • в управлении трудовыми ресурсами;
  • в управлении производством или при создании операционной системы;
  • при определении методов и структур управления.

1.2. Рыночная эффективность

Что касается рыночной эффективности, то каждая организационная деятельность нуждается в рынке, то есть со­вокупности потребителей. Для удовлетворения существующих по­требностей создается коммерческая организация, состоящая из фаворитов и «ве­домых» и обладающая капиталом в разных формах. Неспособность приспособить людей, технологии к изменениям в структуре спроса — главная причина трудностей, возни­кающих у коммерческих организаций, и поиска обновленной идеологической основы (видение; концепция бизнеса или деятельности; страте­гия; цель и уровень амбиций; отношение к людям).


Когда потребитель воспринимается абстрактно, например как сегмент рынка, трудно поставить себя на его место. В таком случае стремление предоставить качественную услугу обра­щено внутрь компании, к людям в ближнем окружении. Их наличие рассматривается равно как что-то должное, и работа внутри компания процветает, потому что охваты­вает сотрудников той же компании. Когда речь идет о рыноч­ной эффективности, имеется в виду, как уже сказа­но выше, насколько полно удовлетворяются запросы потреби­телей по сравнению с альтернативными способами их удовле­творения. Потребители могут, например, выбрать предлагае­мый конкурентом аналогичный продукт, то есть иной продукт, удов­летворяющий потребность. Поэтому изучение конку­рентных позиций — важная часть анализа, необходимого для определения рыночной эффективности.

Существует тесная связь между идеологической ос­новой и рыночной эффективностью. Она заключается в том, что концептуальная основа исходит из потребностей рынка. Опыт последнего десятилетия показывает, что эта простая связь была недооценена. Недооценка привела к накопле­нию ресурсов, которые не были нужны потребителям. В свою очередь, это уменьшило конкурентоспособность компании и по­влекло за собою критический пересмотр концепции бизнеса и ресурсов.

1.3. Внутренняя эффективность.

Внутренняя эффективность демонстрирует, каким образом удовлетворенность определенных потребностей сказывается на динамике собственных целей компании и отдельных групп ее участников. Наиболее значимыми считаются цели увеличе­ния объема продаж, прибыли и доли на рынке. Самый популярный критерий роста фирмы — показатель макси­мизации объема продаж, поскольку он соответствует разным уст­ремлениям: для потребителей обозначает увеличение уровня удовлетворения их запросов, для руководства компании — по­вышение корпоративной доли рынка и престижа, для менед­жеров и рабочего персонала — увеличение количества должностей для карьерного роста, рабочих мест и заработной платы. В то же время применение анализируемого критерия эффективности подразумевает наличие большой информации о характере кри­вой спроса на продукцию фирмы в длительной перспективе. Само понятие «длительная кривая спроса» теоретически не бесспорно в том смысле, что требует «замораживания» многих переменных на долгосрочный период.


2. Экономическая оценка эффективности

2.1. Показатели экономической эффективности

На уровне отдельных предприятий в различных отраслях экономики применяются многообразные группы показателей экономической эффективности. Однако на каждом предприятии оценивается экономическая эффективность применения материальных ресурсов, основных производственных фондов и оборотных средств, капитальных вложений, деятельности персонала, а так же рассчитывается обобщающий показатель, определяющий экономическую эффективность предприятия в целом.

Показатель эффективности использования материальных ресурсов (Эм) характеризует материалоемкость продукции:

,

где: МЗ – материальные затраты; ВП – стоимость выпущенной продукции.

Сокращение материалоемкости производимой продукции – одно из основных направлений увеличения эффективности в промышленности и строительстве, так как расходы на материалы составляют более половины затрат на производство продукции этих отраслей. Как правило, это можно достичь внедрением новых ресурсосберегающих технологий, заменой дорогих материалов более экономичными.

Показатель эффективности использования основных производственных фондов (Эф)определяется обычно показателем их фондоотдачи.

,

где: ОФ – стоимость основных производственных фондов; ВП – стоимость выпущенной продукции.

К основным производственным фондам относятся: средства труда (производственные здания и сооружения, машины, станки, оборудование, транспортные средства и тому подобные) которые участвуют в производстве. Главными направлениями повышения эффективности использования основных фондов являются: рост коэффициента сменности работы предприятия, снижение потерь рабочего времени оборудования и др.

Показателем эффективности капитальных вложений (Эп)является срок окупаемости капитальных вложений.

,

где: К – объем капитальных вложений; ∆П – прирост прибыли, вызванный этими капитальными вложениями за год.

Как общеизвестно, оптимальный срок окупаемости капитальных вложений не должен быть выше двух лет.

Показателем, характеризующим эффективность деятельности персонала (Эт),является производительность труда. На уровне предприятия она может быть определена как отношение.