Файл: Кадровое обеспечение органов местного самоуправления: состояние и пути оптимизации (Кадровое обеспечение муниципального управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральный закон №25-ФЗ весьма подробно регулирует также порядок поступления на муниципальную службу, ее прекращения, оплаты труда и поощрения муниципального служащего, а также федеральные гарантии на муниципальной службе. Среднемесячная заработная плата

работников органов местного самоуправления (исполнительно-распорядительных органов) за 2008 год составила 14 650,2 рублей, что на 8,3% больше среднемесячной заработной платы работников по экономике в целом (см. приложение 2).

Законами субъекта РФ и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии. Дополнительные гарантии на муниципальной службе, устанавливаемые решениями субъектов РФ и органов местного самоуправления, как правило, связаны с материальным обеспечением

муниципальных служащих, их поощрением за добросовестную и многолетнюю службу.

1.2 Роль и значение кадрового обеспечения муниципального управления

  • современных реалиях одной из важных причин успеха местного самоуправления является уровень профессиональных знаний муниципальных служащих. Знания - это основа профессионализма всех кадров и совершенствования социальной культуры общества. Известно, что качество персонала, причастного к муниципальному управлению, оказывает либо положительное, либо отрицательное влияние на жизнь практически каждого жителя муниципального образования. Успех любой организации в первую очередь зависит от того, насколько профессионально работают в ней кадры.

Кадры муниципального управления - это совокупность работников, профессионально выполняющих функции муниципального управления или способствующих их осуществлению, а также обеспечивающих управление муниципальным хозяйством.

Специалисты муниципального управления входят в более широкую категорию «кадры управления», профессиональная деятельность которых полностью или преимущественно связана с выполнением функций по управлению социально-экономическими процессами. По существующей классификации кадры управления подразделяются на три группы в соответствии с участием в подготовке, принятии и реализации управленческих решений:

а) руководители,

б) специалисты,

в) вспомогательно-технический и обслуживающий персонал. Конкретный состав кадров администрации муниципального


образования определяется ее штатным расписанием. С учетом занимаемой должности предметом деятельности муниципального менеджера в различных соотношениях может быть выполнение собственно управленческих

(руководящих), исполнительских и контрольных функций.

Квалификация кадров, понимание работниками своих задач и отношение к делу являются решающими факторами эффективности муниципального управления. В соответствии занимаемой должности муниципальных служащих и выполняемых функций различаются требования

  • их уровню знаний, умений и навыков.
    • учетом выполняемых функций к муниципальным управленцам предъявляются следующие требования:

Низовое звено - знание конкретной сферы деятельности специалиста, методов подготовки и принятия управленческих решений, способов мотивации труда, психологии, умение ослаблять напряжение, в т. ч. вызванное решениями руководства.

Среднее звено - знание научных методов управления, общего менеджмента, специальных экономических и управленческих наук, владение практическими инструментами и методиками этих наук, знание социально-психологических методов управления, аналитические навыки.

Высшее звено - умение предвидеть и оценить ситуацию, а также перспективность того или иного дела, гибкость и адаптивность к изменениям внешней среды, обладание качествами лидера, новаторское мышление, владение инструментами стратегического и инновационного менеджмента, знания по общим, экономическим, специальным и конкретным

муниципальным наукам, навыки консультирования, социально-психологические и другие навыки.

Можно сказать, что чем выше занимаемая должность, тем более значительную роль в деятельности муниципального менеджера играют управленческие и экономические знания и тем меньше значение технических знаний и навыков. Специфика и содержание управленческого труда в системе муниципального управления определяют требования не только к соответствующим профессиональным знаниям, навыкам и интеллектуальным способностям, но и к личностным качествам муниципального служащего.

  • числу интеллектуальных ключевых способностей муниципального служащего относятся:

 способность быстро и легко усваивать информацию;

 способность наблюдать, суммировать, отбирать и оценивать

факты;

 способность не только к анализу, но и к синтезу, к обобщениям;

 творческие способности.

Названные выше способности оказываются в разной мере востребованными у различных категорий муниципальных служащих, их наличие желательно для всех занятых в сфере муниципального управления.


Необходимо отметить личностные качества, которые необходимы муниципальным служащим, в том числе такие как:

. Способность понимать людей и работать с ними:

  • уважение к мнению окружающих людей;
  • способность предвосхищать и оценивать человеческую реакцию;
  • легкость в налаживании человеческих контактов;
  • способность выслушивать собеседника, завоевывать доверие и уважение;
  • умение вести устное и письменное общение;
  • способность убедить и создать мотивы для действия.
  1. Интеллектуальная и эмоциональная зрелость:
  • независимость в выводах;
  • гибкость и адаптируемость к меняющимся условиям.
  1. Этические качества:
  • искреннее желание помогать другим людям;
  • способность осознавать границы собственной компетенции;
  • способность признавать ошибки и извлекать уроки из неудач.

Данные качества и профессиональные способности приобретают особое значение для муниципального служащего в силу того, что именно в

этой сфере управленческой деятельности предоставляются жизненно важные услуги гражданам. Особенно важно количество и интенсивность контактов с внешней средой (населением, предпринимателями, учреждениями, общественными организациями и т.д.). Вместе с тем в контакты оказываются вовлеченными и руководители, и рядовые сотрудники органов муниципального управления.

Таблица 1. Требования к уровню знаний, умений и навыков и функции муниципальных служащих различных групп

Звено

Низовое

Среднее

Высшее

Должности

Специалисты

Руководители

структурных

Главы

администраций,

их

работников

подразделений.

Главныеи

заместители.

Руководители

ведущие специалисты

крупных

структурных

подразделений

с

высокой

степенью автономности

Основной

вид

Оперативное

Тактическое управление

Стратегическое управление

управления

управление

Функции

Выполнение

Трансформация

решений

Управление

экономическими,

текущих

задач.

руководства

в

задания

политическими

и

социальными

Контроль

за

подчиненным, координация их

процессами

на

территории.

выполнением

работы.

Информационное

Представительские функции

решений

обеспечение высшего звена

руководства


Муниципальный управленец - сотрудник, занимающийся оказанием услуг клиентам-гражданам для удовлетворения их спроса и потребности. Подбор муниципальных служащих заключается в установлении пригодности работников (оценке) и отборе наиболее подготовленных для выполнения обязанностей по определенной должности муниципальной службы.

Расстановка муниципальных служащих предполагает обоснованное и экономически целесообразное распределение работников по структурным подразделениям и должностям в соответствии с уровнем и профилем подготовки, опытом работы, деловыми и личностными качествами.

При подборе кадров муниципальной службы может быть предусмотрен конкурс на замещение соответствующих должностей. При этом наряду с оценкой уровня и профиля образования претендента, квалификации, стажа,

направлений предыдущей деятельности и других формальных показателей, важной становится оценка его личностных качеств и совместимости с окружением. Главная задача - оценить относительно устойчивые признаки личности будущего муниципального служащего, его потенциал. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождение и прекращение определены Федеральным законом от 02.03.07 №25 - ФЗ «О муниципальной службе в РФ»

Почти во всех государствах основным условием приема на муниципальную службу служит наличие у кандидата определенных профессиональных качеств, а также наличие соответствующего документа об образовании. В некоторых государствах, чтобы занять ряд должностей муниципальной службы, наличие профессиональной подготовки не обязательно. Но прежде чем начать работать или продвинуться вверх по карьерной лестнице, такие работники должны пройти интенсивный курс профессионального обучения и сдать соответствующие экзамены. В большинстве государств прием на муниципальную службу осуществляет с использованием двух подходов:

  1. Прием молодых специалистов из средне специальных учебных заведений и ВУЗов предполагает наличие определенного возрастного предела, так как и орган власти, и сами кандидаты рассчитывают на длительную занятость на муниципальной службе. Продвижение по службе опирается на такие свойства, как благонадежность, стаж службы и высокие моральные качества.
  2. Привлечение лиц, имеющих стаж работы по специальности в корпоративном секторе, так называемое привлечение персонала со стороны,

используется, когда на муниципальной службе имеется кадровый некомплект определенных специальностей.


При отборе муниципальных служащих проводится личное собеседование, цель которого дополнить данные представленных резюме. Методы оценки муниципальных служащих зависят, прежде всего, от

характера и направления деятельности. Оценку служащих, осуществляющих относительно несложную работу, провести проще, чем оценку руководителей. Для выявления у кандидата качеств, необходимых для замещения вакантной должности муниципальной службы, может быть проведено анкетирование (кандидатам на вакантную должность предлагается письменно ответить на вопросы анкеты). При этом перечень и формулировки вопросов анкеты должны базироваться на основных качествах, требуемых от служащего на конкретной должности. Такой перечень может быть составлен путем экспертного опроса специалистов. К разработке анкет могут привлекаться различные специалисты по социологии, психологии и организации труда.

Для оценки кандидатов на муниципальную службу иногда полезно проводить тестирование. Оно заключается в решении кандидатом заранее подготовленных задач (тестов) по какой-либо проблеме из соответствующей сферы муниципальной деятельности и установлении на этой основе количественных показателей, определяющих уровень кандидата.

Поскольку найти работника, отвечающего всем предъявляемым требованиям (идеального) практически невозможно, иногда приходится идти на различные компромиссы. Учитывается то, что комплектование кадров - это не только подбор конкретного работника на определенную должность, но

  • формирование всего коллектива в целом. Поэтому подход с позиций коллектива позволяет деловыми и личными качествами одного работника компенсировать нехватку аналогичных качеств у другого. В конечном итоге становится возможным из не вполне идеальных отдельных работников сформировать эффективно работающий коллектив. Таким образом, роль и значение кадрового обеспечения муниципального управления с учетом предъявляемых требований заключается в деятельности, связанной с формированием и эффективным использованием кадров муниципального управления. Требования к уровню знаний, умений и навыков муниципальных служащих в зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций

представим в таблице 1.

2. Анализ системы местного самоуправления Волжского района