Файл: Кадровое обеспечение органов местного самоуправления: состояние и пути оптимизации (Кадровое обеспечение муниципального управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 отсутствие принципа координации и интеграции. Например, в план включено строительство учебного учреждения. Для этого необходимо скоординировать работу отделов образования, строительства, финансов.

Проблемы, связанные с выбором определенной структуры органов МСУ:

 дефицит квалификационных кадров в системе управления, особенно в удаленных поселениях. Их подготовка (переподготовка) требует длительного времени;

 в настоящее время органы местного самоуправления работают в условиях недостаточной информированности о состояниях и процессах, происходящих в экономической, социальной и других сферах жизни района. Информационный потенциал структур, осуществляющих информационное обеспечение ОМС, не отвечает требованиям сложного переходного периода от административно-командных методов к условиям рыночной экономики. В связи с этим возникла необходимость создания в районе муниципальной статистики как отдельной подотрасли социально-экономической статистики. Организация муниципальной статистики осложняется финансовым фактором;

 недостаточно развитое взаимодействие между органами местного

самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления городских и сельских поселений.

Проведем показатели, полученные в процессе анализа кадрового состава органов местного самоуправления на примере Управления социальной политики администрации Волжского района (табл. 2). Данные

приведены по состоянию на 01.01.2013 г.

Таблица 2 Показатели кадрового состава органов местного

самоуправления

на

примере

Управления

социальной

политики

администрации Волжского района

Перечень показателей

Количественные характеристики

Укомплектованность

штатов,

100%

%

Доля женщин, %

89,1%

Доля мужчин, %

10,9%

Возраст, %

до

3

Свыш

В

т.ч.

30 лет

0-50

е 50 лет

пенсионеры

лет

23,6

6

14,6%

10,9%

%

1,8%

Стаж работы, %

До 5

5

10-20

Свыше

20

лет

-10 лет

лет

лет

5,4

3

45,5%

18,2%

%

0,9%

Образование,

выс

Эконо

Педагог.

%

шее

МУ

ех

рид

м.

78,2

9

29,4%

19,4%

%

5,3%

%

,1%

Доля лиц, имеющих два

9,1%

высших образования и более, %

Должности

муниципальной

67,3%

службы, %

Должности, не относящихся к

32,7%

муниципальной службе, %


Из анализа следует вывод: кадровый потенциал управления социальной политики Администрации Волжского района показывает, что характерными его особенностями являются:

 Высокий процент женщин;

 Высокий процент молодежи;

 100 процентная укомплектованность штатов;  78,2 процентное наличие высшего образования.

Наличие не профильного образования у специалистов управления свидетельствует о том, что данные работники не в полной мере соответствуют занимаемым должностям, а значит, требуется организация их профессиональной переподготовки.

Решению в частности данной проблемы была задействована районная целевая программ «Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании Волжский район на 2016-2020 годы», которая была утверждена решением Районной Думы от 17 ноября 2016 года №412. А так заключенные договора между правительством Самарской области и Вузами Самарской области на подготовку кадров, по специальности «Государственное и муниципальное управление»

Основанием для разработки данной программы являлись Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»,

Закон Самарской области от 9 октября 2007 года N 96-ГД «О муниципальной службе в Самарской области», постановление правительства Самарской области от 28.12.16 №892 об «утверждении государственной программы Самарской области "Развитие муниципальной службы в Самарской области на 2016 - 2019 годы", Положение о муниципальной службе, утвержденное решением Районной Думы муниципального образования Волжский район от 27 сентября 2007 г. №193.

Цель районной целевой программы - развитие и совершенствование муниципальной службы в муниципальном образовании Волжский район.

Для достижения указанной цели в программе сформулированы

следующие задачи:

улучшение нормативной правовой базы по вопросам развития муниципальной службы;

формирование организационно-методического и аналитического сопровождения системы муниципальной службы;

создание условий для профессионального развития и подготовки кадров муниципальной службы;

обеспечение устойчивого развития кадрового потенциала и повышения эффективности муниципальной службы.

Последовательная реализация программных мероприятий позволит достичь следующих результатов:

  • совершенствование нормативной правовой базы по вопросам развития муниципальной службы в муниципальном образовании Волжский район;
  • создание эффективной системы управления муниципальной службой;
  • формирование организационно-методического и аналитического сопровождения системы муниципальной службы;
  • формирование системы обучения муниципальных служащих как основы профессионального и должностного роста;
  • создание условий для стимулирования, мотивации и оценки деятельности муниципальных служащих;
  • обеспечение устойчивого развития кадрового потенциала и повышения эффективности муниципальной службы;
  • формирование и подготовка кадрового резерва для замещения должностей муниципальной службы.

2.2 Проблема современного обеспечения муниципальных структур квалифицированными кадрами

Экономические, социальные и политические изменения в жизни нашего государства определяют все большее значение обеспечения государственных и муниципальных структур управления наиболее квалифицированными кадрами. Как показывает практика одной из причин

успеха, местного самоуправления является высокий уровень профессиональной подготовки муниципальных служащих. В основе профессионализма всех кадров и совершенствования социальной структуры

общества лежат профессиональные знания. Для большинства муниципальных служащих в современном мире характерно то, что базовое образование было получено ими в стране с другим государственным устройством, с особенной, социалистической плановой экономикой при наличии государственной собственности, с авторитарным и тоталитарным управлением, при отсутствии самостоятельности местного самоуправления.

Таким образом, для большинства муниципальных служащих стоит задача совершенствования имеющихся знаний и навыков управленческой работы. Серьезные преобразования территориальной системы управления России с переносом центра тяжести на муниципальный уровень, постановкой принципиально новых задач перед муниципальными органами, значительным расширением и усложнением деятельности муниципальных служащих обостряют актуальность указанной проблемы.

Решение этих сложных задач, поставленных перед органами местной власти, должно осуществляться профессионально подготовленными специалистами - менеджерами нового типа, обладающими системностью мышления, способностью к многоаспектному, многоуровневому и целенаправленному анализу возникающих проблем с использованием современных информационных технологий. Муниципальные служащие

приобретают необходимые навыки, умения управления главным образом в процессе практической деятельности. При этом надо учитывать постоянные изменения требований к управленческой деятельности, к управленческой культуре.

Часто в деятельности муниципальных служащих преобладает текущее оперативное управление, даже не управление, а руководство отраслями муниципального хозяйства, не используется комплексный подход в управлении, не учитываются потребности муниципального образования в целом. Практически повсеместно исключительно низка доля стратегического управления, необходимого разделения труда, оценки результатов, использования информационных технологий управления, и, как следствие, - низкая эффективность муниципального управления.


Так же следует отметить и другую проблему в обеспечении качественного муниципального управления и профессионального мастерства, требующей постоянного повышения квалификации муниципальных служащих, является постоянное изменение законодательства, как в части компетенции местного самоуправления, так и в части содержания деятельности. Это требует регулярного проведения различных курсов переподготовки с целью получения новых знаний в области правовых основ деятельности.

Однако в настоящее время расширение компьютеризации муниципальных образований России уже позволяет решить и эту проблему. Конечно, ни в одном источнике знаний невозможно учесть все многообразие проблем и жизнедеятельности более 24 тыс. муниципальных образований России, имеющих в соответствии с муниципальным законодательством различный статус, обладающих разными социально-экономическими ресурсами и осуществляющих интересы населения порой в весьма отличных природно-климатических, политических и, прежде всего экономических условиях. Если специалисты, связанные с деятельностью органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов и городских

округов, как правило, имеют доступ к специальным изданиям по муниципальной проблематике, Интернет-ресурсам, в многочисленных сельских поселениях.

При принятии управленческих решений особенностью муниципального управления является многофакторность, их высокая социальная значимость, быстрая смена ситуации и ее нестандартность и потребность в быстром же принятии нестандартных решений. Для этого нужно развитие специальных профессиональных навыков и умений организационно-управленческой деятельности, в том числе определенной психологической подготовки.

Муниципальному служащему необходимо знать основы теории управления, основы права, основы экономической науки, социологию, психологию, владеть навыками аналитической работы, уметь работать с документами, информацией.

В условиях совершенствования новой системы местного самоуправления в субъектах Федерации кадровое обеспечение становится особенно актуальным.

  • начала реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» органом муниципального образования Волжский район проделан большой объём работы. При этом одной из основных проблем являлась подготовка кадров. По данным на начало 2017 года все главы муниципального образования имели высшее профессиональное образование, однако процентное содержание наличия высшего образования остального кадрового потенциала управления составляет 81,4%. Только четверо глав муниципалитета на данный период имеют соответствующее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление». Часть руководителей представительных органов не имеют большого опыта работы в местном самоуправлении. А профессиональная квалификация работников управления, как известно, определяется двумя главными факторами:

теоретическими знаниями и опытом практической работы.

Таким образом, при подведении итога вышеизложенного, следует сделать вывод: в деятельности муниципального образования важную роль играет кадровое обеспечение местного самоуправления, т.е. деятельность, направленная на комплектование профессионально подготовленными работниками местных органов власти. Муниципальные кадры должны быть способны на уровне современных требований эффективно реализовывать в рамках закона и должностных полномочий задачи и функции муниципальных органов.

Заключение

Задача кадровой службы в муниципальном образовании заключается в том, чтобы сформировать такой кадровый состав, который по своим личным

  • профессиональным качествам, а также по социальному положению был способен решать вопросы местного значения.

Вопросы кадрового обеспечения местного самоуправления и грамотного управления этими кадрами актуальны с момента введения института местного самоуправления в нашей стране в начале 90-х гг.

прошлого века. На рубеже XX и XXI вв. стало понятно, что без

эффективного местного самоуправления невозможно построить демократическое государство и обеспечить решение насущных вопросов жизнеобеспечения граждан страны, независимо от того, где они проживают: в маленькой деревне, небольшом городе или мегаполисе.

Современное состояние экономики, социально-культурной и бытовой инфраструктуры всех видов поселений таково, что без грамотных специалистов и служащих - профессионалов из соответствующих органов муниципального управления - руководить местным хозяйством невозможно.

  • заключении добавим, что комплектование профессионально подготовленными работниками местных органов власти важно не только для четкой и разносторонней работы этих органов, но, в первую очередь, для создания положительного имиджа и эффективного работника. Именно муниципальные служащие представляют связь главы муниципального района и народа и таким образом способствуют созданию на местах соответствующего политического климата и доверие власти.

Список использованных источников и литературы

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2017)http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/