Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала (Влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Психофизиология как наука занимается изучением закономерностей и механизмов взаимодействия психического и физиологического уровней отражения. Психофизиологической проблемой принято называть соотношение физиологических и психических процессов в организме человека.

Актуальность. Прежде чем приступить к обсуждению вопроса об измерении и анализе рабочих нагрузок, важно отметить, что необходимо гово­рить о принципиально различных видах труда — умственном и физическом. Очевидно, что разные виды профессиональной дея­тельности имеют различные компоненты и степень выраженности умственного и физического труда. Кроме того, и в первом, и во втором случае различают физиологические и психологические рабочие нагрузки.

Недостаточный учет соответствия рабочей нагрузки (РН) и психофизиологических возможностей работника является тем фактором, который приводит к снижению производительности труда, качества продукции или выполняемой работы, ошибкам и несчастным случаям.

Трудовая деятельность всегда сопровождается интенсивными в большей или меньшей степени психофизиологическими процессами, использованием и растрачиванием энергетических, гормональных, мышечных, психических, интеллектуальных и др. ресурсов человека, что проявляется в изменении работоспособности. Говоря о работоспособности, выделяют общую (потенциальную, максимально возможную работоспособность при мобилизации всех резервов организма) и фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже.

Одно из ключевых понятий психофизиологии труда — социально приемлемый уровень рабочей нагрузки. На адекватность рабочей нагрузки влияет непрерывное развитие техники и технологии производства, которое привело к механизации тяжелого физического труда и созданию новых видов деятельности. Из-за указанных изменений дать определение адекватной рабочей нагрузки в цифровом выражении невозможно. В настоящей главе изложены только физиологические и психологические аспекты затронутой проблемы. Совершенно очевидно, что другие аспекты — личностный, социальный и технологический — тоже должны быть приняты во внимание.

Цель работы – рассмотреть и раскрыть содержание существующих методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.

Для достижения цели выделим ряд задач:


- проанализировать состояние проблемы измерения и анализа психофизиологических нагрузок персонала и охарактеризовать основные понятия;

- изучить влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда;

- раскрыть содержание критериев оценки тяжести физического и умственного труда.

Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью применения содержащихся в ней суждений и выводов в научно-исследовательской деятельности – разработке проблем измерения и анализа психофизиологических нагрузок персонала, а также в учебно-познавательной деятельности студентов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗМЕРЕНИЯ И АНАЛИЗА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ПЕРСОНАЛА

1.1. Основные понятия и их содержание

На фоне происходящих в современном обществе преобразований в экономической, политической и социальной сферах, на передний план выступает проблема изучения человека как субъекта деятельности. От того насколько развитой является личность в различных отраслях жизне-деятельности, зависит не только ее личный успех, но и успех организации в которой трудится данная личность, да и развитие всего общества в целом.

Поскольку происходит постоянное насыщение труда интеллектуальным содержанием, благодаря чему изменяется его характер и увеличивается напряженность, встает вопрос о повышении его гуманизации и повышении его надежности. Исходя из этих запросов, актуальными направленими становятся психофизиологический анализ деятельности человека, оптимизация его психофизиологических состояний, решение задач профессионального отбора и профпригодности, определение и формирование индивидуально-психофизиологических качеств человека, важных для выполнения той или иной конкретной деятельности, и оптимизация неблагоприятных психических состояний.

Измерение и анализ рабочих нагру­зок находят широкое применение в организации труда персонала для:

  • контроля состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормативам и получения санитарно-эпидемиологического заклю­чения;
  • установления приоритетности проведения профилактических мероприятий и оценки их эффективности;
  • создания банка данных по условиям труда на уровне организации, отрасли и др.;
  • аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организации;
  • установления связи ошибок и браков в работе с напряженностью труда работников;
  • составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника;
  • анализа связи изменений состояния здоровья работника с условиями его труда (при проведении периодических медицинских осмотров, специального обследования для уточнения диагноза);
  • расследования случаев профессиональных заболеваний, от­равлений и иных нарушений здоровья, связанных с работой.

Прежде чем приступить к обзору подходов и методов измерения и анализа физиологических и психологических рабочих на­грузок, необходимо уточнить понятийный аппарат, применяемый в данной области.

Условия труда — совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность че­ловека. [6]

Вредный фактор рабочей среды (в терминологии Междуна­родной организации труда — опасный фактор рабочей среды) фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызвать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья по­томства. [2]

Вредными факторами могут быть:

- физические факторы — температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие элект­ромагнитные поля (ЭМП) и излучения — электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в томчисле гипогеомагнитное); элек­трические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц); ши­рокополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ и другими источника­ми; ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение — есте­ственное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недо­статочная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, пря­мая и отраженная слепящая блесткость); электрически заряжен­ные частицы воздуха — аэроионы;

- химические факторы — химические вещества, смеси, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа;

- биологические факторы — микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы — возбудители инфекционных заболеваний;

- факторы трудового процесса. [4]

Тяжесть труда— характеристика трудового процесса, от­ражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигатель­ный аппарат и функциональные системы организма (сердечно­сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятель­ность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой накло­на корпуса, перемещениями в пространстве.


Гигиенические нормативы условий труда (предельно допус­тимые концентрации — ПДК, предельно допустимые уровни - ПДУ) — уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в про­цессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и по­следующего поколений. [7]

Чаще всего физиологические процессы невозможно наблюдать внешне, в связи с чем долгое время они не представляли интереса для психологов, которые долгое время занимались прямым наблюдением и исследованием про-явлений в поведении человека. Тем не менее, большое количество моделей психической деятельности людей имели бы только умозрительные объяснения, а сама психология так и продолжала бы оставаться «безмозглой», не заинтересуйся психологи нейрофизиологическими процессами, которые лежат в основе реальности, исследуемой ими.

В то же время нейрофизиология нуждалась в возможности описания организации физиологических процессов в понятиях, существующих в психологических теориях и концепциях. Так сложилось и происходит до настоящего времени интегрирование двух наук о человеке, их взаимное обогащение, как экспериментальными методами, так теоретическими разработками. Какие же возможности открыло исследование физиологических аспектов работы нервной системы? В первую очередь, физиологические показатели, отличаясь объективностью, являются надежными элементами, которые можно применить, описывая изучаемое поведение. Помимо этого, они дают возможность экспериментатору в область собственных исследований внедрить и элементы активности организма, являющиеся основой поведения, несмотря на то, что их невозможно наблюдать напрямую. По словам Ж. Пайара: «Наряду с более глубоким объективным изучением психических явлений, основой обращения к физиологическим показателям является смелое устремление, которое продолжает направлять усилия современных психологов объяснить психологические явления на органической основе».

Наблюдение является традиционным и старейшим в психологии методом, который, на первый взгляд, трудно отнести исключительно к какой-либо отрасли психологии. Однако есть все основания выделить группу методов наблюдения, которые можно считать исключительно психофизиологическими. Это те методы, где удается фиксировать не просто поведенческие акты, но те признаки, которые отражают особенности протекания физиологических процессов при определенных психических состояниях или ситуациях поведения. По легенде, Александр Македонский набирал солдат в свои фаланги, наблюдая за реакцией кандидата в ситуации испуга. Принимали в войско тех, кто при испуге краснел, что, как свидетельствовал опыт полководца, было признаком стойкости новобранца. Говоря языком науки, отбор позволял выделить симпатико-тоников, т. е. лиц с преобладанием тонуса симпатической нервной системы. Покраснение кожных покровов в ситуации нервно-эмоционального напряжения — один из признаков преобладания симпатического отдела вегетативной нервной системы над парасимпатическим.


Приступая к обзору методов психофизиологии труда, следует дать общую характеристику методов собственно психофизиологии и остановиться на тех из них, которые применяются при анализе трудовой деятельности. Все многообразие методов психофизиологии можно объединить в пять групп: наблюдение, тесты, электрофизиологические методы, моделирование и эксперимент (Хачатурьянц Л. С., Примак Л. П. и др.). Часть из них применяется в психофизиологии труда.

К наиболее широко используемым методам относятся регистрация импульсной активности нервных клеток, регистрация электрической активности кожи, электроэнцефалография, электроокулография, электромиография и электрокардиография. Это обусловлено тем, что электрическая составляющая занимает ключевое место в физиологии функционирования тканей, клеток и органов. Все основные жизненные процессы, сопровождаются физико-химическими изменениями, проявляющимися в обмене веществ, благодаря чему электрические потенциалы выступают надежными, универсальными и точными показателями проявления любых физиологических процессов [9]. По сравнению с другими, надежность электрических показателей, по мнению А.Б. Когана, особенно демонстративна, «когда они оказываются единственным средством обнаружения деятельности» [9].

Поскольку потенциалы действия являются единообразными в нервных и мышечных волокнах, как животных, так и человека, можно говорить об универсальности этих показателей. Точность электрических показателей, т.е. их временное и динамическое соответствие физиологическим процессам, основано на быстрых физико-химических механизмах генерации потенциалов, являющихся неотъемлемым компонентом физиологических процессов в нервной или мышечной структуре.

К перечисленным преимуществам электрических показателей физиологической активности следует добавить и неоспоримые технические удобства их регистрации: помимо специальных электродов, для этого достаточно универсального усилителя биопотенциалов, который скоммутирован с компьютером, имеющим соответствующее программное обеспечение. И, что важно для психофизиологии, большую часть этих показателей можно регистрировать, никак не вмешиваясь в изучаемые процессы и не травмируя объект исследования.

В последнее время в психофизиологию внедряется новый метод регистрации электрической активности мозга – магнитоэнцефалография и изо-топный метод (позитронно-эмиссионная номография).

Электроэнцефалография - среди методов электрофизиологического исследования ЦНС человека наибольшее распространение получила регистрация колебаний электрических потенциалов мозга с поверхности черепа – электроэнцефалограммы. Предполагается, что электроэнцефалограмма (ЭЭГ) в каждый момент времени отражает суммарную электрическую активность клеток мозга.