Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала (Влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соответственно, объединяя аналитический и суммарный под­ходы к оценке труда с принципами пошаговой классификации и ранжирования, получают 4 главных метода, применение которых вместе или по отдельности представляют все возможные способы, позволяющие оценить РН. К примеру, для того, чтобы посчитать рабочую нагрузку работника сборочного цеха, необходимо классифицировать и подсчитать все выполняемые им в процессе одного цикла сборки основные движения. Такой метод дает возможность оперативно обнаружить отличия в различных типах ручных операций, тем более, когда при этом применяется аналитический прием в разделении по времени типовых движений правой и левой руки. Общее количество выполненных типовых движений за время, затрачиваемое на 1 сборочный цикл, принимают в качестве среднего показателя, который использует в сравнительных исследованиях. [10]

В рамках научных психофизиологических экспериментов проводились измерения энергозатрат организ­ма с применением газоанализатора, зарекомендовавшее себя в качестве надежного и простого способа измерения физической работы. Данный метод чаще всего применяется для разработки рекомендаций по поводу питания людей, занимающихся определенной деятельностью (спортивной, воен­ной, трудовой). При помощи четко спланированных обширных обследований возникла возможность определить, какая именно степень недостаточности питания приводит к падению производительности труда целой нации либо определенных групп населения, к примеру металлургов, шахтеров, нефтяников. Когда человек осуществляет очень тяжелый физический труд, его энергозатраты составляют четыре тысячи килокалорий в день, в связи с чем уменьшение количества потребляемой пищи будет сильно сказываться на производительности труда. Так, в случае если человек в течении дня получил с пищей только три тысячи четыреста килокалорий, то его производительность при тяжелой работе будет снижаться до семидесяти процентов, а в случае получения только трёх тысяч килокалорий – до пятидесяти пяти процентов. Также недоста­точное питание сказывается и на выполнении легкой работы. А во время отдыха и досуга при снижении питания энергетические потребности практически не ограничены. [2]

В практике измерение рабочей нагрузки при выполнении физической работы необходимы для установления её максимальных показателей. Проведенные исследования позволили установить, что максимальный уровень энергозатрат человека за восьмичасовой рабочий день равен двум тысячам килокалорий. Было установлено, что человеческий организм затрачивает за длительный период времени, при наличии тяжелой физической нагрузки, не более двух тысяч килокалорий без ущерба для себя. Опираясь на эти данные, есть возможность рассчитать время, которое необходимо на отдых и восстановление, при выполнении операции с высоким расходом энергии. Также это время необходимо распределять на период всего рабочего дня, при том, что общее количество энергозатрат не должно превышать двух тысяч килокалорий.


Основным условием, позволяющим сделать вывод о том, что для организма данная мышечная работа является приемлемой, выступает оптимальное снабжение мышц кислородом в ходе всего рабочего времени, в связи с чем для анализа рабочей нагрузки нужен специальный подход.

Тем не менее практическая оценка энергозатрат, позволяющая определить рабочую нагрузку, оказалась не очень эффективной, это обусловило широкое распространение другого подхода, который заключался в оценке произведения массы перемещаемых тяжестей на расстояние перемещения. В этом случае учитываются (а следовательно и устанавливаются) различные оптимальные показатели для групп мышц, задействованных в процессе перемещения. [5]

Классификация условий труда опирается на фактические измерения параметров и факторов трудового процесса и рабочей среды. В случае превышения оптимальных показателей, работодателю необходимо разработать и внедрить меры по оздоровлению условий труда, куда входят организационно-технические меры, направленные на устранение опасного фактора, либо на его снижение до безопасных показателей. Если, несмотря на внедрение мер, опасность нарушения здоровья остается, необходимо применение мер, снижающих время его воздействия (защита временем). Среди ведущих мер по улучшению условий труда применение средств индивидуальной защиты находится на последнем месте. [4]

Любая трудовая деятельность сопровождается статическим напряжением мышц, вызывающим их усталость на фоне низкого уровня энергозатрат. В связи с чем статическая работа достаточно долго вообще не подвергалась учету и анализу. Тем не менее современные исследования считают необходимым учитывать такие нагрузки в пределах «концепции предела выносливости». Этот показатель является физиологическим пределом, характеризующим лимиты человеческого организма в рамках физической нагрузки, позволяющей сохранять внутреннее равновесие для достижения наиболее эффективного «установившегося режима» совершение мышечной работы.

В практике выяснить, какие из крупных мышц, в рамках рабочего процесса, функционируют в динамическом, а какие в статическом режиме, не представляется возможным. Не смотря на это, такое знание просто необходимо, чтобы иметь возможность оценить достаточность кровотока в мышцах в обоих случаях. В практике невозможно установить ни объем кровотока, ни мышечную массу, в связи с чем, рассчитать оптимальную рабочую нагрузку возможно только лишь косвенно, анализируя физиологическое состояние человека во время восстановления или в момент мышечной усталости.


Одним из наиболее значимых физиологических показателей оценки степени усталости человека является изменение частоты сердечных сокращений. Существующая взаимосвязь между частотой сердечных сокращений и усталостью мышц для различных видов работ, а также скоростью совершаемых движений и совокупностью участвующей в работе мышечной массы является нелинейной. Чем дольше совершалась работа, тем более крутым был наклон линий, которые отражали частоту сердечных сокращений. [7]

Анализ существующих исследований физиологических рабочих нагрузок демонстрирует необходимость изучение человеческого организма в качестве меры выполняемой работы. С этой точки зрения анализ и измерение психологической и физиологической РН возможно реализовать исходя из эргонометрических терминов. В рамках эргономики анализ и измерение психологической и физиологической РН опирается на понятия напряжения организма, работы и стресса.

2.2 Эргономическая концепция анализа работы, напряжения организма и стресса

Наиболее высокий уровень рабочей нагрузки, который позволяет работнику справится с ним на протяжении всего трудового периода собственной жизни, без специфических функциональных возможностей организма, либо не сопровождающийся нарушениями здоровья, принято называть уровень переносимости работы. Как количественные, так и качественные показатели работы напрямую влияют на рентабельность организации. Отсюда следует, что основной критерий оценки условий труда – эффективность работника – имеет под собой производительность труда. Поскольку абсолютно не все условия работы равнозначно благоприятно сказываются на количественных и качественных результатах труда, необходимо учитывать факт их влияния на рентабельность производства.

Работник может не знать, что является правильным и полезным в отношении установления переносимых условий работы с точки зрения здоровья и материального благополучия. Это видно из примеров, когда человек сам решает, в какое время сделать обеденный перерыв, или составляет график периодов работы и отдыха. Саморегуляция человеком своих условий труда имеет очень ограниченные возможности. Поэтому для гарантии создания комфортных условий труда существует настоятельная потребность в дисциплинах, методах, процедурах и эмпирических знаниях, с помощью которых можно было бы обоснованно приспособить работу к человеку, и наоборот. Здесь есть реальный шанс испытать возможности наук, изучающих человеческий фактор. [9]


2.3 Оценка тяжести умственного труда

Так как человеческое общество становится все более и более цивилизованным, все больше работников привлекаются к умственному труду, умственные требования большей части современных видов деятельности значительно превышают требования физические. Сотрудник учреждения или администратор, сидящий за видеодисплеем, тоже выполняют некоторые физические операции, нажимая на клавиши, но эта часть работы значительно менее тяжелая, чем когнитивная деятельность, определяющая, какие клавиши нажимать. Физическая рабочая нагрузка и энергетические затраты могут быть достаточно точно измерены количеством потребляемого кислорода и теплоотдачей тела. Поскольку все большее количество видов трудовой деятельности основывается на умственной, а не на физической, работе, значительные усилия направляются на разработку методов измерения умственной нагрузки. Конечной целью поисков могла бы быть численная величина, которая бы указывала, сколько умственной нагрузки связано с той или иной задачей. К сожалению, не представляется возможным, что эта цель будет когда-нибудь достигнута. Умственная рабочая нагрузка — слишком сложное понятие, чтобы выразить его численной величиной. [2]

Многие специалисты по умственной рабочей нагрузке приходят к заключению, что отсутствует единое определение этого параметра. Предложено много рабочих определений, зависящих от профессиональных интересов и точки зрения отдельных исследователей. Поведенческие критерии умственной рабочей нагрузки позволили сформулировать 14 типов задач, или методов, сгруппированных в три категории: субъективное мнение, резервные психические способности, основная и второстепенная задачи.

Субъективные мнения могут быть собраны либо с помощью оценочных шкал, либо посредством вопросников (анкет) интервью. Оценочная шкала представляет собой психометрическую методику упорядочения мнений математически последовательным образом, тогда как интервью или вопросник дает результаты, не выраженные количественно. Наиболее популярна оценочная шкала Купера—Харпера. Более новые исследования по субъективному шкалированию умственной рабочей нагрузки использовали математическую процедуру, назван бинированным измерением. Другой использованный подход - многомерное шкалирование. [11]

Резервные психические способности образуют наиболее широкую категорию. Она определяется предположениями об ограниченности внимания и наличии верхнего предела человека как информационного канала. Методы измерения резервной способности взяты из теории информации и обеспечиваются различными методами численного моделирования.


Однако намного больше данных было получено при использовании методов основной и второстепенной задач. Этот подход заключается в том, что одновременно должны решаться основная и второстепенная задачи. При этом операторам дается инструкция, в соответствии с которой им следует уделять внимание, прежде всего, основной задаче, а второстепенную решать только в тех случаях, когда это никак не влияет на их способность выполнения основной. Снижение успешности в решении второстепенной задачи интерпретируется как свидетельство повышенной рабочей нагрузки, создаваемой основной задачей. Таким образом, если данная второстепенная задача может быть успешно решена в 80% случаев совместно с основной задачей А, но только в 50 % случаев с основной задачей Б, делается вывод, что задача Б создает большую рабочую нагрузку. Однако, хотя эта логика достаточно корректна, отбор подходящих второстепенных задач сложен технически. [6]

Во многом это обусловлено тем, что использование данного подхода базируется на предположении о том, что человек является одноканальной системой получения информации. Тогда как недостатки модели канала ограниченной пропускной способности вступают в противоречие с экспериментальными данными и опытом работы операторов. Кроме того, в отсутствие универсальной второстепенной задачи результаты многих исследований в этой области пока очень трудно интерпретировать.

Метод основной задачи опирается на предположение о том, что увеличение умственной рабочей нагрузки вызывает снижение эффективности ее решения. Этот метод может успешно применяться, если рабочая нагрузка действительно очень высока. Но анализ методом основной задачи при нагрузках ниже среднего уровня часто не способен обнаружить влияние дополнительных задач или процедурных изменений. [8]

Самый простой способ получения субъективной оценки — попросить оператора назвать число на произвольной шкале, обычно от 1 до 7 или от 1 до 100. Словесное описание привязывается к полюсам шкалы в качестве опорных точек. Хотя точное значение отдельного ответа не играет существенной роли, можно сравнить наборы оценок. Таким образом, можно сказать, что распределительная схема А дает наименьшую оценку рабочей нагрузки в сравнении с альтернативными распределительными схемами Б, В и т.д. Лучшими оценками являются те, которые получены от квалифицированных рабочих непосредственно в процессе их деятельности, но если это затруднительно, приемлемые оценки могут быть даны по памяти. [8]