Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Невербальное общение как способ отражения эмоционального состояния человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность изучаемой темы. В настоящее время потребность изучать невербальные проявления эмоциональных состояний человека детерминирована запросами социума по эффективному применению психологических инструментов для правильной организации неречевого взаимодействия.

Результат исследования системы невербальных выражений эмоциональных состояний является одним из показателей личностного развития, в каком-то смысле его продуктом, а также фактором дальнейшего формирования человека как личности. Полученные данные также необходимы и для людей, занятых в сфере «человек - человек», так как в процессе своей деятельности они постоянно вступают в межличностный контакт. В нем осуществляется не только обмен информацией, знаниями, способами действия, совместное обсуждение и отработка гипотез, путей и способов решения задач, взаимная коррекция идей и мнений, их уточнение и обогащение, сужение зоны поиска, фокусирование усилий и направленности внимания участников общения на анализ точек зрения и зон наивысшей вероятности, но и эмоциональное влияние партнеров по общению друг на друга.

Понимание эмоционального опыта необходимо не только во взаимоотношениях с другими людьми, но и в отношениях с самим собой. Это приведет к осознанию наиболее личных, индивидуальных и уникальных сторон собственного «Я»,  которые влияют на жизнедеятельность личности. Работа, личная жизнь и даже смерть могут определяться чувствами. Чувства способны мотивировать человека жить своей собственной жизнью или жизнью другого человека. Они могут помочь стойко переносить испытания, избавляться от своих страхов.

К настоящему времени накоплено большое количество теоретических, аналитических, учебных и методических материалов по разрабатываемой теме. Так, различные аспекты невербальной коммуникации проанализированы в работах таких авторов, как Аверкина Л.А., Ахьямова И.А., Белякова Н.В., Григорьянц Т.А., Екинцев В.И., Иванов В.Д., Кривых Л.В., Лабунская В.А., Ларионова А.С., Михеева Г.А., Оналбаева А.Т., Орлова М.А., Плетнева Е.Г., Ренц Т.Г., Романова М.В., Самохина М.А., Чиркова Е.И., Чуганская А.А. и другие.

Цель курсовой работы – раскрыть особенности проявления эмоционального состояния с помощью невербальных средств общения.

Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи:


  • охарактеризовать сущность невербального общения как коммуникативного процесса;
  • раскрыть значимость эмоций в жизни человека;
  • изучить особенности невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Практическая значимость работы. Сделанные теоретические выводы в работе могут быть использованы для оптимизации различных видов невербального общения (например, профессионального, межличностного) при решении практических задач.

Глава 1. Роль общения и эмоций в жизни человека

1.1 Вербальная и невербальная стороны коммуникативного процесса

Коммуникативный процесс представляет собой обмен информацией между людьми в процессе их межличностного взаимодействия. Ему присущи следующие особенности [ 2 ]:

  • общение нельзя рассматривать лишь как способ передачи информации какой-то системой и прием ее другой. В отличие от простого "движения информации" между двумя устройствами в данном процессе мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом, то есть взаимное информирование друг друга приводит к возникновению совместной деятельности. Поэтому в коммуникативном процессе происходит не просто - движение информации, а как минимум активный обмен ею, что в результате позволяет понять суть обсуждаемой проблемы.
  • характер обмена информацией между людьми определяется тем, что с помощью знаковых систем партнеры могут повлиять друг на друга, то есть происходит воздействие на поведение партнера с целью его изменения. Этот факт позволяет определить эффективность межличностного взаимодействия. Ничего похожего не происходит в "чисто" информационных процессах.
  • коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации информации. Это положение можно выразить фразой: "все должны говорить на одном языке" потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

В социальной психологии этот феномен обозначили термином "тезаурус". Он предполагает общую систему значений слов, которую принимают все члены группы. Однако, даже понимая суть одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково в силу своих индивидуально – психологических особенностей, взглядов и позиций. Еще Л. С.Выготский в своих работах отмечал, что мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должны быть идентичны – в случае звуковой речи – не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

  • в процессе взаимодействия могут возникать коммуникативные барьеры. Они формируются из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто тем, что его участники говорят на разных языках, но и тем, как они понимают объективную действительность. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

Взаимоотношения между людьми – это субъективные связи, которые возникают в процессе взаимодействия ее членов и сопровождаются различными эмоциональными переживаниями индивидов, принимающих участие в них.

Их природой является эмоциональная основа. Эмоциональная часть общения характеризует тот факт, что сами эти отношения рождаются и формируются под влиянием определенных чувств, возникающих у людей относительно друг друга. Несомненно, что перечень этих чувств и эмоциональных проявлений разнообразен, и все же их многообразие можно разделить на три большие группы [ 11 ]:

  • Конъюнктивные - чувства, соединяющие, сплачивающие людей. В данном случае каждая из сторон принимает другую, как привлекательный объект по отношению к которому проявляется готовность к сотрудничеству.
  • Дезънюнктивные - чувства, отталкивающие людей. Когда каждой из сторон присваивается характеристика неприемлемости, нежелательности для другой стороны, и совместныуе действия, не говоря уже о сотрудничестве и взаимодействии между такими личностями, практически невозможны, либо бесполезны.
  • Нейтральные - отражают состояние неопределенности в рамках межличностных отношений.

Как хорошо подметила американский социальный психолог К. Хорни, людей можно подразделить на группы по направлениям:


  • к людям (навстречу им);
  • от людей;
  • против людей.

Отношения реализуются в:

  • согласии или несогласии;
  • симпатии или антипатии;
  • понимании или непонимании;
  • сочувствии и сопереживании или отсутствии таковых и т.д.

Отношения имеют свою структуру, включающую в себя:

  • содержание;
  • способы выражения.

Вступая в межличностное общение, люди не меняются и остаются уникальными существами. Реакции любого из людей обуславливаются определенными качествами тех, с кем они вступают в контакт. На характер межличностных отношений в каждом определенном случае влияют индивидные личностные черты вовлеченных во взаимодействие людей, и его диапазон невероятно широк - от любви с первого взгляда до неприязни до гробовой доски. Социальная жизнедеятельность людей требует от них общения при самых различных межличностных отношениях, то есть и в случае позитивного, и в случае негативного отношения одного человека к другому. Причиной нарушения общения, как правило, бывает диссонанс – рассогласованность между содержанием и способом общения.

Коммуникации проявляются через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и определенного поведения. Оценочный компонент данного процесса основан на определении человеком того, что ему нравиться или не очень во взаимодействии с другими людьми. Эмоциональные переживания рождают определенный настрой психики партнеров по взаимоотношениям. А их поведение обуславливает или определяет последующие перспективы продолжения или завершения сотрудничества.

К основным параметрам, выявляющим, межличностные отношения относят:

  • расстояние между партнерами или степень их психологической близости (близкую, далекую);
  • оценка отношений (положительная, отрицательная, неустойчивая, безразличная);
  • позиция партнеров (доминирование, зависимость, равенство);
  • степень знакомства (Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.).

Взаимоотношения возникают и формируются в условиях взаимодействия огромного количества людей. Подбор участников общения, реализации некой деятельности - сложный процесс и на который влияет как общая атмосфера в группах взаимодействующих людей, так и психологические особенности их самих.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе (Приложение 1) [ 5 ]:

1. Вербальное общение - использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации. При помощи нее осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе сообщения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует ее.


Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена "коммуникативных ролей" - реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид "разговора" представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения.

В социальной психологии существует большое количество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия, формы различных коммуникативных барьеров и способы их преодоления.

Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а оно обязательно дополняется употреблением других – неречевых – знаковых систем.

2. Невербальное - изучают следующие науки (Приложение 2) [ 10 ]:

1. Кинестика - изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций;

  • мимика – выражение мыслей, чувств и порывов желания с помощью движения мышц лица и ужимок;
  • жестика – жестовые движения отдельных частей тела; Жесты бывают:
  • неуверенности, раздражения. Прижатые вплотную к бокам локти, ёрзание в кресле, одной рукой человек поправляет пуговицу или запонку на рукаве, а другой браслет часов или манжет, человек двумя руками держит букет цветов, чашку с чаем, сумочку (жен-

щины), потирание уха.

  • агрессивности. Тесно сплетённые пальцы рук, особенно если руки находятся на коленях, поза на стуле верхом, руки в карманах, большие пальцы снаружи: у мужчин амбициозность, у женщин – агрессивность.
  • несогласия. Боковой взгляд – жест недоверия ( в случае, когда взгляд отводится и возвращается вновь, подобное движение воспринимается партнёром как жест несогласия), прикосновение к носу или лёгкое потирание его – чаще проявляется при наличии в переговорах или дискуссии контраргументов, ноги у сидящего направленны к выходу – желание уйти; такое же желание проявляется тогда, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону.
  • оценка получаемой информации. Рука у щеки, один палец отставлен, остальные под подбородком - критическая и негативная оценка к партнёру в данный момент; почёсывание подбородка, в конфликтных дискуссиях взгляд искоса означает обдумывание следующего хода в диалоге; почёсывание пальцем спинки носа – озабоченность, сомнение; манипуляции с очками, рука поглаживает шею – недовольство, отрицание, гнев.
  • пантомимика – моторика всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.