Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала (Влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЭЭГ регистрируют с помощью наложенных на кожную поверхность головы (скальп) отводящих электродов, скоммутированных в единую цепь со специальной усилительной техникой. Увеличенные по амплитуде сигналы с выхода усилителей можно записать на магнитную ленту или в память компьютера для последующей статистической обработки. Для минимизации контактного сопротивления между электродом и скальпом на месте наложения электрода тщательно раздвигают волосы, кожу обезжиривают раствором спирта и между электродом и кожей кладут специальную электропроводную пасту. Для исключения электрохимических процессов на границе электрод–электролит (паста), приводящих к собственным электрическим потенциалам, поверхность электродов покрывают электропроводными неполяризующимися составами, например хлорированным серебром.

Магнитоэнцефалография. Активность мозга всегда представлена синхронной активностью большого количества нервных клеток, сопровождаемой слабыми электрическими токами, которые создают магнитные поля. Регистрация этих полей неконтактным способом позволяет получить так называемую магнитоэнцефалограмму (МЭГ). МЭГ регистрируют с помощью сверхпроводящего квантового интерференционного устройства – магнетометра. Предполагается, что если ЭЭГ больше связана с радиальными по отношению к поверхности коры головного мозга источниками тока (диполями), что имеет место на поверхности извилин, то МЭГ больше связана с тангенциально направленными источниками тока, имеющими место в корковых областях, образующих борозды. Если исходить из того, что площадь коры головного мозга в бороздах и на поверхности извилин приблизительно одинакова, то несомненно, что значимость магнитоэнцефалографии при изучении активности мозга сопоставима с электроэнцефалографией. МЭГ дополняет информацию об активности мозга, получаемую с помощью электроэнцефалографии.

Электромиография - это регистрация суммарных колебаний потенциалов, возникающих как компонент процесса возбуждения в области нервно-мышечных соединений и мышечных волокнах при поступлении к ним импульсов от мотонейронов спинного или продолговатого мозга. В настоящее время применяются различные варианты подкожных (игольчатых) и накожных (поверхностных) электродов. Последние в силу их атравматичности и легкости наложения имеют более широкое применение.

Обычно пользуются биполярным отведением, помещая один электрод на участке кожи над серединой («двигательной точкой») мышцы, а второй – на 1–2 см дистальнее. При монополярном отведении один электрод помещают над «двигательной точкой» исследуемой мышцы, второй – над ее сухожилием или на какой-либо отдаленной точке (на мочке уха, на грудине и т.д.). Требования к электродам и к их наложению такие же, как и при наложении электроэнцефалографических или электроокулографических электродов.


Специфика применения методов психофизиологии при изучении трудовой деятельности состоит в том, что исследователь нацелен на решение приоритетной задачи оценки тех изменений в организме человека, которые обусловлены его работой. Учитывая это обстоятельство, как правило, используют два основных методических приема.

Все методы, которые применяются в психофизиологии труда, условно можно разделить на три большие группы:

1) методы оценки функционирования анализаторных систем;

2) методы оценки исполнительных механизмов деятельности;

3) методы комплексной оценки психофизиологического состояния ра-ботника.

1.2 Влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда

Важное значение с точки зрения физиологии труда имеет изучение протекания психических и физиологических процессов во время трудовой деятельности человека, которую можно условно разделить на физическую и умственную.

Физическая деятельность определяется в основном работой мышц, к которым в процессе работы усиленно приплывает кровь, обеспечивая поступление кислорода и изъятие продуктов окисления. Этому содействует активная работа сердца и органов дыхания. В процессе работы происходит расход энергии.

По величине энергозатрат работы подразделяют на три категории:

Легкие - относятся работы, выполняемые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением (профессии сферы управления, швейного и часового производства).

Средней тяжести - относятся работы, связанные с ходьбой и перемещением грузов массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением (ряд профессий машиностроения, металлургии).

Тяжелые - относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и переноской значительных (более 10 кг) тяжестей и требующие значительных физических усилий (ряд профессий с выполнением ручных операций металлургических, машиностроительных предприятий). [2]

Чем выше категория выполняемой работы, тем больше нагрузка на опорно-двигательную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

Умственная деятельность человека определяется в основном участием в трудовом процессе центральной нервной системы и органов чувств. При умственной работе уменьшается частота сердечных сокращений, повышается кровяное давление, ослабляются обменные процессы, уменьшается обеспечение кровью конечностей и брюшной полости, в то же время увеличивается поступление крови в мозг (в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя). [11]


Умственная деятельность очень тесно связана с работой органов чувств, в первую очередь органов зрения и слуха. По сравнению с физической деятельностью в отдельных видах умственной деятельности (работа конструкторов, операторов ЭВМ, учащихся и учителей) напряженность органов чувств увеличивается в 5-10 раз. Это предопределяет более жесткие требования к нормированию уровней шума, вибрации, освещенности именно при умственной деятельности. [6]

При интенсивной и продолжительной работе может наступить утомление, для которого характерным является снижение работоспособности. Под утомлением понимают совокупность временных изменений в физиологическом и психическом состоянии человека, развивающихся в результате напряженной и продолжительной деятельности и ведущих к ухудшению ее количественных и качественных показателей. Утомление является защитной реакцией, которая направлена против истощения функционального потенциала организма человека. После отдыха утомление исчезает, а работоспособность восстанавливается. Утомление может возникнуть как при интенсивной физической, так и при умственной деятельности, хотя при последней оно менее заметно.

Гигиеническая классификация труда необходима для оценки конкретных условий и характера труда на рабочих местах. На основании такой оценки принимаются решения, направленные на предотвращение или максимальное ограничение влияния неблагоприятных производственных факторов. Оценка условий труда проводится на основании «Гигиенической классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».

Исходя из принципов Гигиенической классификации, условия труда подраспределяют на 4 класса[10]:

1 класс - оптимальные условия труда - такие условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, а создаются предпосылки для поддерживания высокого уровня работоспособности.

2 класс - допустимые условия труда - характеризуются такими уровнями факторов производственной среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются за время регламентированного отдыха или до начала следующей смены и не оказывают неблагоприятного влияния на состояние здоровья работающих и их потомство в ближайшем и отдаленном периодах.

3 класс - вредные условия труда - характеризуются наличием вредных производственных факторов, которые превышают гигиенические нормативы и способны вызвать неблагоприятное влияние на организм работающего.


4 класс - опасные (экстремальные) - условия труда, которые характеризуются такими уровнями факторов производственной среды, влияние которых в течение рабочего времени создает высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений, отравлений, увечий, угрозу для жизни. (Приложение 1)

Основные факторы, влияющие на определение адекватных уровней интенсивности работы:

  • объем работающей мышечной массы;
  • вид мышечной работы (статический или динамический);
  • скорость выполнения движений.

Определение общей оценки условий труда базируется на дифференцированном анализе определения условий труда для отдельных факторов производственной среды и трудового процесса. Факторы производственной среды включают: параметры микроклимата; содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны; уровень шума, вибрации, инфра - и ультразвука, освещенности и т.д. [11]

Выводы

В первой главе мы рассмотрели основные методы психофизиологических исследований и раскрыли преимущества применения регистрации электрических показателей физиологической активности. Поскольку электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, они являются исключительно надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов.

Под производительностью труда понимают степень его плодотворности. Она измеряется количеством потребительных стоимостей, созданных в единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукта труда.

Трудовой процесс определяется - показателями тяжести и напряженности труда. Под термином «тяжесть труда» понимают степень вовлечения в работу мышц и физиологические затраты вследствие преимущественной физической нагрузки. Напряженность труда отражает нагрузку на центральную нервную систему и оценивается по показателям, характеризующим интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность и режимы труда.

ГЛАВА 2. ИЗМЕРЕНИЕ И АНАЛИЗ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РАБОЧИХ НАГРУЗОК


2.1 Оценка тяжести физического труда и труда при статическом напряжении мышц

Рабочую нагрузку (РН) сотрудника весьма непросто измерить, пользуясь только физическими единицами, поскольку перечень разнообразных физиологических РН человека достаточно велик:

а) тяжелая динамическая мышечная работа;

б) динамическая мышечная работа, выполняемая конечностями одной половины тела (работа малых групп мышц);

в) статическая мышечная работа;

г) умственная работа (напряжение функции сосредоточения и внимания);

д) однообразная работа в монотонной обстановке;

е) работа в условиях интенсивного воздействия факторов ок­ружающей среды (температура и влажность воздуха, вентиляция, инфракрасное излучение, характер одежды, степень акклимати­зации организма);

ж) напряжение организма, обусловленное другими факторами окружающей среды, например, физическими (шум, блики, пло­хое освещение, вибрация) и социальными (межличностные отно­шения или факторы, личностные и групповые проблемы). (Приложение 2)

Рассчитывая рабочую нагрузку человека, следует брать в расчет все факторы из перечисленных, которые сочетаются в его работе. Необходимо также учитывать, что величина рабочей нагрузки напрямую зависит от продолжительности выполняемой работы. Определить все те требования, которые предъявляются человеку выполняемой работой (продолжительность, ин­тенсивность и характер), а также оценить содержание этой работы для того, чтобы разработать рекомендации по оптимизации его физической адаптации к такому труду, либо труда к человеку, возможно разными способами. [3]

Подобную оценку принято проводить в две стадии. В первую очередь необходимо определить содержание параметров, по которым оцениваются требования, которые работа и отдельные производственные операции предъявляют к человеку, то есть необходимо создать критерии качественной оценки. Далее необходимо измерить выделенные параметры количественно. Качественный анализ требований определенной профессии зачастую проводят обобщенно или аналитически, принимая в качестве основания для расчетов данные профессиографических исследований. [3]

Для того, чтобы просчитать количественные показатели РН, а также требований, предъявляемых ею к работнику, применяют 2 кардинально разных подхода: пошаговая классификация и ранжирование. Пошаговая классификация подразумевает первоначальное выделение стадий рабочего процесса, которые могут иметь различные оценки, а в последствии в рамках этих стадий классифицируют интенсивность совершаемых операций. В рамках ранжирования располагают в ряд рабочие операции, исходя из оценки их интенсивности, в начале располагают операции с наивысшей интенсивностью, а в конце – минимальной.