Файл: Финансовые ресурсы фондов и ассоциаций (Финансовое управление ассоциацией водопользователей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ках программ, утвержденных в установленном порядке [9].

6. Доходы от предпринимательской деятельности. Некоммерческие организации всех организационно-правовых форм могут нести предпринимательскую деятельность самостоятельно или через учреждаемые ими предприятия. Состав разрешенных законодательством видов предпринимательской деятельности уже был рассмотрен в предыдущем параграфе. Он различен в организациях разных организационно-правовых форм, что обусловливает и различный состав доходов от предпринимательской деятельности. Так, общественные организации (объединения) могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать банки, страховые и акционерные общества, совместные предприятия, заниматься издательской деятельностью. Религиозные организации могут производить, приобретать, экспортировать, импортировать, распространять предметы культа и религиозного назначения, религиозную литературу и т.д. Они могут также учреждать производственные, реставрационные, художественные и сельскохозяйственные предприятия [9].

Доходы автономного учреждения, осуществляющего свою деятельность от выполнения работ и оказания услуг, относящихся к его основной деятельности для граждан и юридических лиц за плату, поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Собственник имущества автономного учреждения в лице публично-правового образования его создавшего (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование) не имеет права на получение таких доходов.

Вместе с тем законодательством ограничены права на осуществление некоторыми некоммерческими организациями предпринимательской деятельности непосредственно ими самими. Так, профессиональные союзы вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только через учрежденные ими организации. Ассоциация (союз), на которую по решению участников возлагается ведение предпринимательской деятельности, должна преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество либо она может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Доходы от предпринимательской деятельности общественных и религиозных организаций не могут перераспределяться между членами этих организаций и используются только на реализацию уставных целей и задач организации.

Некоммерческие организации могут использовать временно свободные денежные средства для получения дополнительном» дохода, в частности, осуществлять операции с покупкой валюты, с ценными бумагами (акциями, облигациями, векселями), размещать средства на депозитных счетах в банке, в паевых фондах и т.д [10].


Дополнительно к рассмотренным выше доходам некоторые некоммерческие организации могут иметь специфические источники формирования финансовых ресурсов, обусловленные уставными целями их деятельности. Так, в общественных организациях к таким источникам доходов относятся поступления от проводимых лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; в благотворительных организациях — поступления от проведения кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, от проведения кампаний по сбору пожертвований, от реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей в соответствии с их пожеланиями. В то же время законодательство запрещает некоторым организациям привлекать средства на осуществление определенной деятельности. Так, политические общественные объединения не вправе получать финансовую и иную материальную помощь на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан [10].

Основные направления использования средств связаны с финансовым обеспечением достижения некоммерческой организацией уставных целей. Выделяются следующие группы расходов:

1. Административно-хозяйственные расходы, связанные с содержанием некоммерческой организации. К данной группе относится расходы по оплате труда административно-хозяйственного персонала, уплате единого социального налога в государственные внебюджетные фонды, расходы по аренде и хозяйственному содержанию помещений, почтово-телеграфные расходы, командировочные и представительские расходы, амортизационные отчисления, расходы на ремонт помещений и оборудования, платежи за коммунальные услуги и т.п. Эти затраты относительно постоянны, так как их величина не зависит от изменений в объеме деятельности организации.

2. Расходы по выполнению программ и мероприятий, осуществляемых за счет целевых поступлений и бюджетных ассигнований. В эту группу включаются расходы, непосредственно связанные с реализацией финансируемых программ и мероприятий. Расходы можно разделить на две группы: прямые и косвенные. К прямым относятся расходы, непосредственно связанные с использованием средств по основным направлениям деятельности, которые определены в программе либо уставе некоммерческой организации. Например, средства по целевым поступлениям, полученным по договорам фанта, могут быть использованы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели, предусмотренные договором фанта. К косвенным относятся расходы на командировки, связанные с выполнением программы, оплата междугородных переговоров, расходы по обеспечению программ средствами оргтехники, канцелярскими товарами, плата за аренду помещений и автотранспорта и т.д [10].


Средства, полученные некоммерческой организацией в форме бюджетных ассигнований, должны быть использованы непосредственно на те цели, которые предусмотрены в ее финансовом плане или смете. Бюджетные средства, использованные не по назначению, подлежат взысканию в бюджет, из которого было произведено финансирование.

3. Расходы по осуществлению предпринимательской деятельности. Они учитываются раздельно от других расходов организации. К ним относятся расходы, связанные с закупкой сырья и материалов (при производстве продукции и оказании услуг), расходы на оплату труда персонала, участвующего в осуществлении данной деятельности, уплату единого социального налога в государственные внебюджетные фонды, расходы для осуществления расчетом с кредиторами, на рекламу, транспортные расходы и т.д.

Порядок налогообложения некоммерческих организаций аналогичен порядку; применяемому в отношении коммерческих организаций. Однако он имеет ряд особенностей, связанных с тем, что некоммерческие организации не ставят в качество основной цели извлечение прибыли, а их предпринимательская деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация [10].

Состав налогов, уплачиваемых некоммерческими организациями, зависит от того, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность или нет. Если организация не занимается предпринимательской деятельностью, то она тем не менее уплачивает налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на имущество, транспортный налог. При осуществлении предпринимательской деятельности некоммерческая организация, так же как и коммерческая, уплачивает все налоги, предусмотренные налоговым законодательством. В частности, помимо налогов, уплачиваемых при осуществлении основной деятельности, уплачивается налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и другие региональные и местные налоги.

Налог на прибыль организаций уплачивается некоммерческими организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в порядке, установленном для коммерческих организаций. При обложении налогом на добавленную стоимость некоммерческих организаций применяется общий порядок, однако не подлежат налогообложению конкретные операции по реализации и выполнению работ применительно к отдельным организациям. В частности, освобождены от уплаты налога операции, связанные с проведением ремонтно-реставрационных работ по восстановлению культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций; реализация паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах; реализация предметов религиозного назначения, производимых и реализуемых религиозными организациями в рамках религиозной деятельности; реализация товаров, работ, услуг, производимых общественными организациями инвалидов, и др.


В некоторых некоммерческих организациях (например, потребительских кооперативах) после уплаты налогов в бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов, доходы, полученные от предпринимательской деятельности, могут быть направлены на создание различных фондов. Потребительские кооперативы вправе формировать неделимый фонд, фонд развития потребительской кооперации и резервный фонд [11].

1.2. Принципы создания ассоциации водопользователей

В связи с проведением аграрной реформы в сельском хозяйстве Узбекистана, для обеспечения эффективного водопользования начиная с 2002 года в аграрной сфере начали создаваться ассоциации водопользователей (АВП) [6].

АВП можно организовать как по площадному принципу – в контуре бывших хозяйств, так и по системному принципу, т. е. вокруг оросителя (оросителей).

Важным вопросом при организации АВП является условие передачи ей оросителей второго порядка, выполнявших роль межхозяйственных оросителей и соответственно финансируемых структурами Минсельводхоза РУз. Это можно решить по двум вариантам:

Первый вариант. Временно, в течение пяти лет со дня организации АВП, времени достаточного для укрепления экономического положения водопользователей (в основном за счет водно-мелиоративных факторов, которые должна обеспечить АВП) указанные водохозяйственные объекты (межхозяйственные оросители) передаются АВП на договорной основе на временное пользование с ежегодным перечислением средств на поддержание и эксплуатацию этих объектов [6].

Передаче водохозяйственных объектов во временную и постоянную эксплуатацию предусматривается в законодательстве Республики Узбекистан (ст. 31 Законе «О воде и водопользовании»).

Второй вариант Государственная водохозяйственная организация становится одним из соучредителей АВП. Ее вкладом становятся водохозяйственные объекты, передаваемые АВП. Более того, водохозяйственная организация как учредитель обязуется финансировать поддержание и эксплуатацию переданные АВП объекты в пределах нормативных потребностей [6].

Выбор варианта остается за водопользователями и решающими ключевыми лицами структур Минсельводхоза РУз.

Деятельность АВП включает решение следующих задач:

1. Разработка плана водопользования обслуживаемой площади в разрезе хозяйств членов АВП и его согласование с государственной водохозяйственной организацией, с которой АВП находится в договорных отношениях с целью поставки воды;


2. Содержание в технически исправном состоянии внутрихозяйственной оросительной и коллекторно-дренажной сети находящихся в ведении АВП, и их эксплуатация;

3. Проведение ремонтно-восстановительных работ на внутрихозяйственной оросительной и коллекторно-дренажной сети;

4. Равномерное распределение оросительной воды между всеми членами АВП в объемах и в сроках, установленных планом водопользования;

5. Оказание мелиоративных услуг, водоотведение;

6. Осуществление контроля за правильностью работы водоизмерительных устройств как на оросительных, так и на коллекторно-дренажной сети;

7. Ведение учета подачи воды на оросителях и их отводах, и учета водоотведения на коллекторно-дренажной сети, находящейся в ведении АВП;

8. Представлять интересы и защищать права своих членов во взаимоот-

ношениях с государственными, хозяйственными и общественными организациями.

9. Экономические и оперативные взаимоотношения между АВП и водохозяйственной организацией и между АВП и водопользователями членами и не членами АВП [6].

При создании АВП с помощью инициативной группы определяется стоимость всех имуществ и основных фондов внутрихозяйственной оросительной и коллекторно-дренажной сетей с сооружениями на них, передаваемых на баланс АВП.

Кроме того, учредители АВП, передают на баланс АВП те виды основных фондов, которые могут быть использованы в процессе работы АВП: здание, ремонтное оборудование, механизмы, машины и т. д., вносимые как единовременный взнос учредителей.

Размер учредительного взноса зависит от обслуживаемой площади орошаемых земель, обеспечиваемых услугами АВП [6].

Кроме этого, членами АВП в течение года вносят в кассу АВП текущие взносы, которые предназначены для:

• содержания эксплуатационного штата АВП, отчислений на соцстрах, пенсионный фонд и фонд занятости;

• очистки от наносов гидромелиоративной сети;

• текущего и капитального ремонта каналов, дрен и коллекторов, насосных станций, агрегатов и т.д.;

• приобретения запчастей и материалов, ГСМ;

• оплаты за электроэнергии;

• транспортных расходов;

• амортизационных расходов на основные и прочие расходы.

Значительный удельный вес в текущих затратах АВП приходится на статью «амортизационные отчисления на основные фонды АВП».

В связи со слабым экономическим потенциалом вновь организованных хозяйств водопользователей - членов АВП было бы целесообразно эту часть затрат в первые 3-5 лет работы АВП не покрывать текущими взносами членов АВП, а вернуться к ее покрытию по мере повышения экономического положения хозяйств - членов АВП. Либо предусмотреть другие варианты покрытия затрат: государственная поддержка, льготное кредитование и т.д.