Файл: Особенности управления региональным рынком труда (Понятие и функции регионального рынка труда).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, функции регионального рынка труда, основы его управления
1.1 Понятие и функции регионального рынка труда
1.2 Понятие и функции регионального рынка труда
1.3 Сущность, содержание категории «Конкурентоспособность трудовых ресурсов»
Глава 2. Понятие и сущность управления конкурентоспособностью трудовых ресурсов
Глава 3. Совершенствование механизма государственного регулирования в сфере занятости населения
3.1. Региональные целевые программы для регулирования занятости и рынка труда
Основой региональных программ должна быть оптимизация взаимодействия между рынком образовательных услуг и рынком труда. Целевые программы основаны на социальных и профессиональных приоритетах, определяемых на основе общественных требований и развития рынка труда.
Программы, как правило, включают активные и пассивные меры по содействию занятости в регионах. Активные меры направлены на снижение уровня безработицы и повышение качества рабочей силы на рынке труда путем профориентации, профессиональной подготовки, создания новых рабочих мест, реализации программ социальной адаптации безработных и других мер. Пассивные меры направлены на смягчение негативных последствий безработицы посредством материальной поддержки безработных и их семей. Естественно, разумная комбинация этих мер необходима.[8]
Эффективное формирование, распределение и использование людских ресурсов во многом зависит от создания единой системы и реализации мер по профориентации и психологической поддержке населения, повышения эффективности взаимодействия в этих областях службы занятости с государственными и образовательными институтов, социальной защиты, внутренних дел, военных комиссариатов, по делам молодежи, исполнения наказаний и других заинтересованных структур.
Организация профессиональной подготовки безработных граждан повышает их конкурентоспособность на рынке труда, позволяет сдерживать рост безработицы в регионе, оперативно удовлетворять заявки предприятий и организаций квалифицированным персоналом и снижать социальную напряженность в обществе.
Реализация программы предполагает решение ряда проблем:
- совершенствование законодательной и нормативной базы. Установить приоритет активной политики занятости в отношении пассивных мер политики. Это позволит в условиях нехватки финансовых ресурсов увеличить финансирование мер по повышению конкурентоспособности безработных на рынке труда и их более быстрой занятости;
- определение оптимальных пропорций между мерами активной и пассивной политики занятости. Важным условием получения пособий по безработице должен стать активный поиск работы и участие в специальных программах содействия занятости;
- расширение программ и услуг для профессиональной ориентации населения и психологической поддержки безработных;
- создание в качестве приоритетной области активной политики повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности безработных посредством расширения программ профессиональной подготовки;
- организация общественных работ и опережающая подготовка освобожденных работников за счет предприятий и организаций;
- совершенствование федеральных и региональных банков данных о потребности в рабочей силе и спросе на нее, сокращении периода поиска работы и заполнении вакансий;
- развитие социального партнерства для занятости и занятости населения;
- разработка механизма увязки рынка труда и рынка образовательных услуг, который позволит школам подготовить персонал в соответствии с потребностями рынка труда и снизить риск безработицы среди молодых специалистов;
- консолидация усилий и средств федеральных и региональных органов власти для эффективного использования бюджетных средств и средств, выделенных региону, предусмотренных комплексными программами развития регионов для решения проблем занятости.
- решение задач, поставленных в Программе, позволит устранить напряженность на региональном рынке труда, привести качество рабочей силы в соответствие со спросом на нее.
3.2 Комплекс мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы на региональном рынке труда
Кадровый потенциал предприятий и организаций региона является важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех экономической реформы и решение социальных проблем в обществе. Его качественные и количественные характеристики определяют возможности для экономического развития, расширения производства, повышения качества и конкурентоспособности продукции и повышения производительности труда.
В то время как в регионе есть необходимые трудовые ресурсы и трудовые ресурсы, которые отвечают потребностям активно развивающейся экономики и социальной сферы. В то же время в ближайшие годы это будет процветающая ситуация, пограничная, критическая. Это связано не только с темпами роста экономики региона и известным демографическим спадом, но и с не вполне рациональным использованием трудовых ресурсов и трудового потенциала.
Рыночная экономика и развитие научно-технического прогресса повышают требования к качеству рабочей силы, и эти критерии постоянно дополняются новыми. В условиях рыночной экономики, создания конкурентоспособной продукции растет спрос на работников нового типа, которые умеют создавать и эффективно использовать технологии, технологии и продукты новых поколений. Эти качества работника выражают его конкурентоспособность.
Конкурентоспособность сотрудника как социально-экономической категории определяется нехваткой его профессиональных знаний, навыков и способностей на рынке труда и профессий, а также коммуникабельностью в отношениях с работодателями и партнерами в сфере труда и экономических отношений.[9]
Наиболее важные показатели качества работника: уровень квалификации, уровень здоровья, уровень сознания, уровень благосостояния.
Внутренние психологи и практики подчеркивают, что конкурентоспособность сотрудника основана на его компетенции. Компетентность относится к общей способности и готовности работника работать на основе знаний и опыта, полученных на основе обучения.
Компетентность выражается в объеме и качестве профессиональных знаний и навыков, опыта, который характеризуется способностью предвидеть и не совершать ошибок в трудовой деятельности, а когда они возникают - быстро устранять.
Квалифицированный работник должен быть конкурентоспособным, компетентным, обладать профессионально важными качествами, ключевыми квалификациями не только в своей профессии, но и в других видах деятельности.
Сегодня мы должны учитывать не только количественную оценку трудовых ресурсов, но и уровень образования, профессионализма и гражданского положения личности. Именно из этого вытекает известная позиция МОТ: человек, который не обладает достаточным уровнем знаний, опыта, квалификаций, крайне уязвим и нестабилен на рынке труда. Поэтому только материальная поддержка социально слабо защищенных слоев населения без повышения их конкурентоспособности является тупиковым способом в экономическом смысле.
Из этого следует, что лучшая форма социальной защиты человека - это постоянное увеличение его общего и профессионального уровня и забота о его здоровье.
В этой связи региональная государственная политика в области развития человека должна быть направлена на создание условий для улучшения общих образовательных и профессиональных навыков личности путем продвижения его творческой мотивации и практики путем улучшения:
- профессиональная подготовка молодого поколения и взрослого населения как важнейшая предпосылка для воспроизводства человеческих ресурсов;
- внутренняя подготовка персонала;
- профессиональная подготовка уволенных работников и безработных граждан;
- непрерывное профессиональное образование населения;
Профессиональное руководство как система мер, позволяющих человеку выбирать сферу деятельности с учетом их интересов, склонностей и потребностей, которые сопровождают профессиональную карьеру.
Подход к организации работы по развитию человека должен основываться на повышении образовательного и профессионального уровня населения, сознательном формировании квоты экономически активного населения, непрерывном профессиональном образовании населения.
Система образования и обучения, разработанная в рамках централизованного планирования и высокого уровня занятости, по-прежнему медленно реструктурируется в соответствии с новыми требованиями. Качество образования определенной части выпускников ПОО не отвечает требованиям производства. Значительное число 9-11 классов общеобразовательных школ выходит на рынок труда без профессий или специальностей.[10]
В результате реструктуризации производства она должна либо улучшить свои возможности, либо приобрести новую специальность. Все это означает, что рынок труда либо не востребован, либо не может конкурировать. Таким образом, профессиональная подготовка и переподготовка персонала станут приоритетом в системе общенациональных действий по развитию экономики и борьбе с безработицей.
Чтобы повысить конкурентоспособность выпускников ПОО, необходимо значительно повысить качество своего образования за счет обновления образовательного контента и внедрения технологий интенсивной подготовки. На этом фоне требования к навыкам в отношении знаний и навыков работников и специалистов пересматриваются с целью расширения их мобильности. Многие учреждения ПОО начали внедрять программы трудоустройства своих выпускников.
В целях повышения качества рабочей силы система непрерывного образования персонала на рабочем месте должна последовательно разрабатывать условия, обеспечивающие подготовку и использование значительной части уволенной рабочей силы без падения числа безработных.
На переднем крае задача координировать действия обучения, бюро по трудоустройству и других департаментов, участвующих в профессиональном образовании, в систему непрерывного совершенствования образования, начиная с начальной школы, и воспитания и переподготовки взрослых. Это особенно верно, потому что не только уволенные работники, но и выпускники общеобразовательных школ и молодых людей, которые прервали свое образование по разным причинам, стали основным фактором давления на рынке труда.
Напряженность на рынке труда также усиливается структурой дисбаланса, объемом и профилем обучения в учебных заведениях ПОО разных уровней, все из которых по-прежнему ориентированы прежде всего на принцип отраслевого образования, что противоречит интересам регионального рынок труда. В этом отношении около 30% выпускников профессионально-технических училищ не могут найти работу вовремя.[11]
Структура подготовки кадров по отношению к потребностям экономики напоминает перевернутую пирамиду: на рынке труда более 70% вакансий приходится на работников, а доля выпускников, которые овладевают такими профессиями, составляет всего 30% от общего числа выпускников учреждений профессионального образования. Выпускники профессионально-технических училищ должны быть конкурентоспособными на рынке труда посредством фундаментального профессионального образования.
Профессиональная подготовка предназначена для обеспечения роста трудового потенциала населения, формирования рациональной структуры занятости, гармонизации личных интересов и социальных потребностей.
Принципиально новой задачей органов службы занятости является координация работы с органами образования в определении структуры, объемов и профилей подготовки молодежи в профессиональных учебных заведениях на основе требований региональных рынков труда, запросов работодателей.
Повышение соответствия образовательных услуг потребностям работодателя можно решить по следующим траекториям:
соответствие перечня специальностей начальных и средних профессиональных учебных заведений требованиям работодателей, введение новых специальностей и прекращение обучения по специальностям, не востребованным рынком труда;
- повышение качества подготовки специалистов по востребованным специальностям в соответствии с требованиями рынка труда;
- улучшение занятости выпускников;
- расширение участия работодателей в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования;
- изменить модель взаимодействия бизнес-структур, использующих персонал бюджетного сектора, с учебными заведениями и компенсацию стоимости обучения, внедрение системы «заказывающих специалистов» работодателями.[12]
В этой связи региональная политика по повышению качества рабочей силы и приведение ее в соответствие с потребностями рыночной экономики, на наш взгляд, должна быть направлена на:
- прогнозирование предложения регионов с рабочей силой на будущее, определение мер по обеспечению профессиональной и квалификационной структуры персонала в соответствии с требованиями рыночной экономики;
- совершенствование систем начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, их ориентация на потребности работодателей и изменения спроса и предложения на рынке труда;