Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Проблемы и пути развития финансовой политики государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Инт еграция хо зяйства ст раны в ми ровую эк ономику;
  2. Защ ита и ст имулирование эк ономического ра звития Ро ссии;
  3. Соз дание ус ловий дл я фу нкционирования ро ссийского ры нка и ры нка ст ран СН Г;
  4. Укр епление то ргового и пл атежного ба ланса ст раны;
  5. Рос т до ходов го сударственного бю джета;
  6. Упр очение то ргово-политических по зиций Ро ссии;
  7. Про тиводействие ди скриминационным ак циям ин остранных го суда рств и их со юзов;
  8. Рас ширение ку льтурных и ин формационных об менов ме жду Ро ссией и за рубежными странами, ко нтактов ме жду лю дьми;
  9. Охр ана жи зни и зд оровья человека, жи вотных и растений, со хранение ок ружающей ср еды;
  10. За щита го сударственной и об щественной бе зопасности;
  11. За щита пр ав и за конных ин тересов граждан, предприятий, об ъединени й и организаций, ку льтурного и ис торического на следия на родов России.

В ка честве ос новных пр инципов та моженной по литики Ро ссии в наст оящее вр емя уч еные вы двигают:

  1. Соб людение си стемы пр иоритетов на правленности та моженной по лити ки на до стижение та ких целей, ка к: об еспечение ин тересов Ро ссии; об еспечение ин тересов стран, во зглавляемого Ро ссией Со дружества Не зависимых Го сударств; об еспечение ин тересов ми рового со общества в це лом;
  2. Соч етание ин тересов го сударства и ин тересов от дельных уч астников вн ешнеэкономической де ятельности пр и об язательном пр иоритете обще национальных ин тересов;
  3. Обе спечение не то лько вн ешнеэкономической бе зопасности страны, но и ее вн ешней бе зопасности в це лом: продовольственной, технологической, экологической, научной, ва лютно-финансовой;
  4. Сод ействие ул учшению ст руктуры вн ешнеторгового об орота (у лучшению ст руктуры эк спорта и импорта), а та кже го сударственной ст ратеги и эк спорта и им порта товаров, ус луг и ин вестиций;
  5. Иск лючение из пр актики вн ешнеэкономической де ятельности не законного вы воза ка питала за ру беж по средством уп орядочения пр авил веде ния ва лютных оп ераций с уч етом ин тересов Ро ссии и ус иления го суда рственного ко нтроля за ос уществлением ва лютных операций.

На логовая по литика вы ступает со ставной ча стью фи нансовой по литики государства. Он а во площается в со вокупности ме роприятий го сударства по ус тановлению и вз иманию на логов и ис пользования их в об щегосударственны х интересах.


Фо рмирование со временной на логовой по литики в РФ пр оисходило в ус ловиях пе рехода к новым, ры ночным ме тодам ре гулирования на родного хозяйства. Эт и об стоятельства пр ивели к ра дикальным из менениям в су щество вавшей ра нее на логовой системе, со зданию и вн едрению пр инципиально но вого на логового механизма.

Ос новными це лями на логовой по литики в РФ яв ляются об еспечение боле е по лной и св оевременной мо билизации до ходов бю джетов ра зличных ур овней власти, и со здание ус ловий дл я ре гулирования пр оизводства и потр ебления ка к в на родном хо зяйстве в целом, та к и по ег о от дельным сферам.

На логовая по литика в Ро ссии ос уществляется на ос нове ед иных дл я вс ех эк ономических аг ентов пр инципов не зависимо от их ве домственной подчиненности, фо рм со бственности и ор ганизационно-правового статуса. Ос новны ми из эт их пр инципов яв ляются: ра внонапряженность на логового изъятия, од нократность налогообложения, стабильность, гибкость, простота, до ступно сть и оп ределенность на логового законодательства.

Со держанием на логовой по литики яв ляется ор ганизация и ра звитие нало говой си стемы в государстве. В Ро ссийской Фе дерации на логовая си стема им еет тр и ур овня на логов и сб оров:

  1. Фед еральные налоги, сб оры и по шлины;
  2. Рег иональные на логи и сб оры;
  3. Мес тные на логи и сборы.

К фе деральным от носятся налоги, сб оры и пошлины, ус танавливаемые На логовым ко дексом РФ и об язательные к уп лате на вс ей те рритории России.

К ре гиональным от носятся на логи и сборы, устанавливаемые, вв одимые в де йствие за конами су бъектов РФ в со ответствии с На логовым ко дексом РФ и об язательные к уп лате на те рритории со ответствующих су бъектов РФ.

Пр и ус тановлении ре гиональных на логов пр едставительные ор ганы власт и су бъектов РФ оп ределяют сл едующие эл ементы на лога:

  1. Нал оговые ст авки в пределах, ус тановленных На логовым ко дексом РФ ;
  2. Пор ядок и ср оки уп латы на лога;
  3. Фор му от четности по ка ждому ре гиональному на логу;
  4. Нал оговые ль готы и ос нования дл я их ис пользования налогоплательщиком.

К ме стным от носятся на логи и сборы, ус танавливаемые На логовым коде ксом РФ и но рмативными пр авовыми ак тами пр едставительных ор ганов ме стного самоуправления. Он и вв одятся в де йствие в со ответствии с На логовым ко дексом РФ, но рмативными пр авовыми ак тами пр едставительных орга нов ме стного са моуправления и об язательны к уп лате на те рритории со отве тствующих му ниципальных образований.


Пр и ус тановлении ме стных на логов пр едставительные ор ганы вл асти ме стного са моуправления оп ределяют сл едующие эл ементы на лога:

  1. Нал оговые ст авки в пределах, ус тановленных На логовым ко дексом РФ ;
  2. Пор ядок и ср оки уп латы на логов;
  3. Фор му от четности по ка ждому ви ду ме стного на лога;
  4. Нал оговые ль готы и ос нования их ис пользования налогоплательщиками.

3.2 Бюджетная политика РФ

Бю джетная по литика в Ро ссии по стоянно на ходится в це нтре об щественного внимания, чт о об условлено ка к местом, за нимаемым ею ср еди ос новных ин струментов эк ономической политики, та к и ве сьма ос трой критикой, ко торой он а ре гулярно по двергается со ст ороны ра зличных ор ганов власти, об щественных сил, по литических движений, не зависимых экспертов, ме ждународных организаций, ср едств ма ссовой информации. Эт о и неудивительно, по скольку им енно в бю джетной политике, как, пожалуй, ни в ка кой другой, на иболее яр ко пр оявляются и на иболее же стко ст алкиваются ин тересы ра зличных об щественных групп.

Бю джетная по литика го сударства в сж атом вы ражении – эт о вы работка и ре ализация по дходов по фо рмированию ос новных до ходных источников, оп ределению пр иоритетов в фи нансировании го сударственных ра сходов и ре гулированию де фицита бюджета. Да нная тр иада на правлена на ак тивное ре гулирование эк ономических процессов, об еспечивающих ро ст об ъемов производства, ра звитие зд оровой ко нкурентной ср еды во вс ех се кторах экономики, со циальную за щиту населения.

Ос новной це лью бю джетной по литики яв ляется об еспечение ус ловий дл я ус тойчивого эк ономического ро ста на ос нове по вышения эф фективности уч астия го сударства в пе рераспределении фи нансовых ре сурсов в экономике.

Ос новными за дачами бю джетной по литики в ср еднесрочной пе рспективе яв ляются:

  1. Пов ышение ус тойчивости бю джетной системы, сн ижение ее за висимост и от вн ешнеэкономической ко нъюнктуры;
  2. Обе спечение до статочного дл я по ддержания ср еднесрочной фин ансово й ст абильности го сударственного бю джета;
  3. Уси ление ро ли на логово-бюджетной по литики в ка честве инструмента, на правленного на ст имулирование ин вестиционной ак тивности;
  4. Пов ышение ка чества уп равления го сударственными ак тивами и па ссива ми;
  5. Сов ершенствование уп равления го сударственным до лгом;
  6. Сов ершенствование бю джетного пр оцесса и уп орядочение бю джетных процедур, в то м чи сле:

  • Обе спечение пр озрачности пр оцедур вы работки и ре ализации бюдже тной политики, де лающей ее от крытой и по нятной;
  • Обе спечение ед инства и вз аимоувязанности бю джетного пр оцесса и бю джетных пр оцедур на вс ех ур овнях бю джетной си стемы;
  • Пов ышение ка чества планирования, ис полнения бю джета и об еспече ние их со ответствия обязательствам, пр инятым на вс ех ур овнях бю джетной си стемы;
  • Уто чнение ра зграничения ра сходных по лномочий ме жду ра зличными ур овнями бю джетной си стемы;
  • Рео рганизация си стемы го сударственных и му ниципальных унитарных, ка зенных пр едприятий и бю джетных уч реждений с це лью сн ижения ст оимости и по вышения ка чества пр едоставления го суда рственных и му ниципальных ус луг населению.

Фу ндаментальная це ль бю джетной по литики со стоит в том, чт обы ли квидировать бе зработицу ил и инфляцию. В пе риод сп ада пр оводится ст имулирующая бю джетная политика. Он а вк лючает в се бя ув еличение го сударстве нных расходов, ил и сн ижение налогов, ил и и то и другое. Т.е. ес ли в на чале мы им еем сб алансированный бюджет, то бю джетная по литика до лжна двига ться в на правлении бю джетного де фицита в пе риод сп ада ил и депрессии.

И наоборот, ес ли в эк ономике им еет ме сто вы званная из быточным сп росо м инфляция, то пр оводится сд ерживающая фи скальная политика. Он а вк лючает в се бя ум еньшение пр авительственных расходов, ил и ув еличение налогов, ил и и то и другое. Бю джетная по литика до лжна дв игаться в на правлении бю джетного профицита, ес ли пе ред эк ономикой ст оит пр облема контр оля на д инфляцией.

Пр и на личии бю джетного де фицита ег о ст имулирующее во здействие на эк ономику бу дет за висеть от мето дов фи нансирования дефицита.

Су ществуют дв а ос новных ме тода за ймы у на селения ил и вы пуск но вых денег.

Ра ссмотрим пе рвый ме тод: ес ли пр авительство вы ходит на де нежный ры нок и ра змещает та м св ои займы, то он о вс тупает в ко нкуренцию с ча стны ми пр едпринимателями за фи нансовые средства. Эт от до полнительный сп рос пр иводит к ро сту ур овня пр оцентной ставки. Та ким образом, пр авите льство бу дет вы талкивать не которые ра сходы ча стных ин весторов и чу встви тельные к ве личине проц ента по требительские расходы.

Вт орой же ме тод по зволяет из бежать вы талкивания ча стных инвестиций. И, следовательно, считается, чт о со здание но вых де нег яв ляется по своем у ха рактеру бо лее ст имулирующим сп особом фи нансирования дефицита.


Пр и на личии бю джетного пр официта ег о де фляционное вл ияние за висит от того, ка к он бу дет ликвидироваться. Во зможно по гашение за долженности государства, но, вы купая св ои до лговые обязательства, пр авительство пе реда ет св ои из быточные на логовые по ступления об ратно на де нежный рынок, вы зывая па дение ст авки пр оцента и ст имулируя ин вестиции и потребление. С др угой стороны, пр авительство мо жет пр осто из ъять из быточные суммы. Эт о означает, чт о пр авительство пр иостанавливает лю бое их да льнейшее использование. И та ким образом, эт и ср едства уж е не ок ажут ни какого ин фляци онного воздействия. Им енно по этому считается, чт о по лное из ъятие де фици тного бю джетного из лишка бо лее сд ерживающая мера, не жели ис пользова ние эт их ср едс тв для по гашения го сударственного долга.

По скольку очевидно, чт о по лного пр имирения по по воду целей, ср едств и ре зультатов бю джетной по литики ср еди за интересованных об щественных гр упп до стичь до вольно трудно, то ее ск олько-нибудь об ъективная оц енка до лжна ба зироваться на бо лее ил и ме нее об щепризнанных критериях. Та к ка к на иболее ва жными на правлениями бю джетной по литики яв ляются сб ор бю джетных доходов, вы полнение бю джетных обязательств, уп равление бю джетным де фицитом и го сударственным долгом, то и эф фективность вс ей бю джетной по литики мо жет бы ть оц енена по ре зультативности де ятельности ор ганов ис полнительной вл асти по ук азанным составляющим. Со стояние госу дарственных фи нансов ок азывает ве сьма си льное во здействие на ре альную экономику, по этому ди намика ос новных ма кроэкономических по казателей та кже мо жет вы ступать од ним из кр итериев ус пешности (и ли не успешности) то го ил и ин ого ва рианта ос уществляемой политики.

Об общая ск азанное выше, мо жно пр едложить сл едующие ко личественно из меряемые кр итерии эф фективности бю джетной по литики:

  1. Уро вень со бираемости бю джетных до ходов в целом, на логов в ча стност и;
  2. Уро вень вы полнения бю джетных об язательств;
  3. Вел ичину бю джетного де фицита и ск орость ро ста го сударственного до лга;
  4. Объ ем фи нансовых ресурсов, от влекаемых на об служивание го сударст венного бю джета;
  5. Уро вень мо нетизации бю джетного де фицита;
  6. Вел ичину ва лютных резервов, ис пользуемых дл я фи нансирования бю джетного де фицита;
  7. Дин амику ва лового вн утреннего пр одукта;
  8. Уро вень бе зработицы;
  9. Сте пень вы полнения за конодательных и пр иравненных к ни м ак тов о бюджете.