Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Проблемы и пути развития финансовой политики государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Финансовая политика является составной частью экономической политики РФ, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в со ответствии с за конодательством по лномочиями по фо рмированию и ис пользованию фи нансовых ре сурсов го сударства в со ответствии со ст ратегическими и та ктиче скими це лями го сударственной эк ономической политики. Вн е за висимости от ур овня ра звития ст раны гл авными ст ратегическими це лями го сударственно й фи нансовой по литики яв ляются со здание фи нансовых ус ловий дл я со циал ьно-экон омического ра звития общества.

Об ъектом ис следования в ку рсовой ра боте яв ляется фи нансовая по литика Ро ссийской Федерации.

Пр едметом ис следования - ме ханизм ре ализации фи нансовой по литики России.

Це ль да нной ку рсовой ра боты со стоит в ра ссмотрении су ществующей фи нансовой по литики Ро ссии и ее реализации.

Дл я до стижения по ставленной це ли мо жно вы делить сл едующие за дачи:

  1. ра ссмотреть те оретические ос новы фи нансовой по литики;
  2. пр оанализировать пр облемы и пу ти ра звития фи нансовой по литики госу дарства;
  3. из учить фи нансовую по литику ро ссийской фе дерации и ее реализация.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Понятие, сущность, цели и содержание финансовой политики

Фи нансовая по литика – эт о со вокупность ме тодов и на правлений вл ияни я го сударства на фу нкционирование фи нансовой системы. Це лью эт ого вл ияния яв ляется ук репление эк ономического (а зн ачит и по литического) поте нциала страны.


Ос новной це лью фи нансовой по литики яв ляется оп тимальное ра спределе ние ва лового вн утреннего пр одукта ме жду об ластями на родного хозяйства, со циальными гр уппами населения, территориями. На эт ой ос нове мо жет об еспечиваться ст ойкое во зрастание экономики, ус овершенствование ее структуры, со здание ус ловий дл я ра звития хо зяйственных об разований ра зличных фо рм собственности, со вместных пр едприятий с Ин остранным капиталом, ак ционерных обществ. Пр и эт их ус ловиях бо льшое зн ачение им еет та кже со здание на дежных со циальных га рантий населению.

Со держание фи нансовой по литики со стоит в ра зработке ос новных на правлений ис пользования финансов, ис ходя из не обходимости ре шения эк ономических и со циальных задач. С по мощью фи нансовой по литики го сударст во фи нансирует по требности ра сширенного воспроизводства, ре гулирует ма сштабы и пр опорции ра звития об щественного производства, со вершенству ет ег о от раслевую и те рриториальную структуру.

Фи нансовая по литика и ее ст руктурные со ставляющие – фи скальная ил и на логовая политика, кр едитная политика, бю джетная политика, де нежная по литика – вл ияют на вс е ст ороны жи знедеятельности общества. Су бъект фи нансовой по литики – го сударство – ра зрабатывает ст ратегию ра звития общества. Та ким образом, фи нансовая по литика ст ановится ор ганизующим перво источником об щественного развития.

Фи нансовая по литика вк лючает в се бя ст ратегию и тактику.

Фи нансовая ст ратегия эт о ос новные на правления ис пользования фи нансо в на до лгосрочную перспективу. Он а на правлена на со здание фи нансовых ко нцепций и программ. Пр имером ст ратегических за дач яв ляется вн едрение со бственной де нежной единицы, пр оведение пр озрачной приватизации, преод оление ин фляции и сп ада производства.

Фи нансовая та ктика на правлена на ре шение за дач ко нкретного эт апа ра звития страны. Пр имером яв ляется: ус овершенствование си стемы налогообложения, пр едоставление ль гот от дельным плательщикам, те рриториально е пе рераспределение фи нансовых ре сурсов че рез бю джетную систему.

Ос новные на правления фи нансовой по литики:

  1. Ак кумуляция фи нансовых ре сурсов и их ра спределение вн утри го сударства ме жду ре гионами и об ластями на роднохозяйственного комплекса, по вышение эф фективности их использования.
  2. Со действие ра звитию пр оизводства и пр едпринимательской деятельности, со здание ус ловий дл я об еспечения эк ономического ро ста в государстве.
  3. Оп тимизация ст руктуры до ходов и расходов.
  4. Ус овершенствование го сударственного и ме стного фи нансового законодательства.
  5. Мо билизация и ис пользование фи нансовых ре сурсов на об еспечени е со циальных гарантий, до стижение бо лее вы сокого ур овня жи зни населения.

Дл я ре ализации гл авной це ли фи нансовой по литики не обходимо на йти оп тима льное со отношение ме жду ст ратегическими за дачами:

  1. Мак симизация пр ибыли;
  2. Обе спечение фи нансовой устойчивости.

Пе рвая ст ратегическая за дача - ма ксимизация пр ибыли по зволяет со бственникам по лучать до ход на вл оженный капитал, вт орое на правление об еспечивает пр едприятию ст абильность и бе зопасность и от носится к ко нтролиро ванию риска.

Ре шение эт их за дач по дразумевает по следовательность действий, вк люча ющую оп ределенные эт апы:

  1. Ана лиз и пе ресмотр ра нее де йствующей фи нансовой ст ратегии;
  2. Актуализацию, ут очнение ст ратегических це лей и пе риодов их вы полне ния;
  3. Опр еделение пе риода де йствия ра зработанной фи нансовой ст ратегии;
  4. Пер сонализацию от ветственности за до стижение ст ратегических целей.

Та ким образом, гл авной це лью фи нансовой по литики яв ляется об еспече ние ма ксимизации бл агосостояния со бственников пр едприятия в те кущем и пе рспективном периоде, ос новывающемся на ма ксимизации ры ночной ст оимости фирмы.

1.2 Финансовый механизм

Фи нансовый ме ханизм - со вокупность фо рм ор ганизации фи нансовых отношений, ко торая по зволяет фо рмировать и ис пользовать фи нансовые ресурсы.

Фи нансовый ме ханизм вк лючает:

  1. Принципы;
  2. Фи нансовые ме тоды;
  3. Фи нансовые ин струменты (р ычаги);
  4. Пр авовое и но рмативное об еспечение;
  5. Ин формационное обеспечение.

Пр инципы – эт о ос новополагающие идеи, ле жащие в ос нове фи нансового механизма, ос новные правила, на ос нове ко торых ра ботает фи нансовый механизм.

Ме тоды – эт о сп особы во здействия на фи нансовые ре сурсы и фи нансовы е пр оцессы пр и по мощи фи нансовых ин струментов и рычагов.

Ме жду фи нансовыми ме тодами и ин струментами (р ычагами) не т ст рогой границы, та к ка к ча сто од ни и те же эл ементы вы полняют роль, ка к метода, та к и ры чага в за висимости от су бъектов фи нансовых отношений, це левого на значения де нежных фондов.

Вс е пр именяемые ме тоды мо жно ра зделить на сл едующие гр уппы:

Ме тоды мо били зации де нежны х фо ндов

Ме тоды ра спределе ния и ис пользова ния де нежных фо ндов

См ешанные ме тоды

Ме тоды контр оля

На логовый ме тод (м етод об язательных пл атеже й)

Финансирование

Кредитование

Проверка

Ме тод ст раховани я

Самофинансирование

Ме тод ос уществл ения ра счетов

Обследование

Ме тод до бровольного пр ивлечения де нежны х ср едств

Ме тод фо ндообразова ния

Ме тод ин вестиро вания

Надзор

Ме тод пр инудите льного пр ивлече ния

Ме тод вы платы ст рахо вых во змещений

Ме тод вы дачи га рантий

Ан ализ фи нансо вой де ятельно сти

Вы пуск це нных бу маг

Ме тод вы плат пенсий, по собий

За логовый мето д

На блюдение (м ониторинг)

Эм иссия де нег

Ме тод вы плат до ходо в по це нным бу мага м и по гашения це нных бу маг

Аренда

Ревизия

Приватизация

Факторинг


Та блица 1. ФИ НАНСОВЫЕ МЕ ТОДЫ

Эф фективность фи нансового ме ханизма за висит от ег о пр авового обеспечения. В на стоящее вр емя фи нансовые от ношения ре гламентируются:

  1. Ко нституцией РФ, в ко торой оп ределены бю джетное ус тройство РФ, ос новы вз аимодействия Федерации, су бъектов РФ и ор ганов ме стного са моуправления в сф ере фи нансовых от ношений;
  2. Гражданским, Бю джетным и На логовым кодексами, ко торыми ре гулируются бю джетные правоотношения, пр оцесс уп равления го сударственным до лгом; фи нансовый (бю джетный) контроль, опре делены по лномочия и ме ра от ветственности за на рушения;
  3. Фе деральными за конами (о фе деральном бюджете, о ры нке ценны х бумаг, о ба нках и ба нковской деятельности, о Це нтральном Ба нке и др.), за конами су бъектов РФ, пр авовыми ак тами ор ганов ме стного са моуправления;
  4. Ук азами Пр езидента РФ, по дзаконными ак тами (постановлениями, решениями, ин струкциями ис полнительных ор ганов го сударстве нной власти).

Но рмативное об еспечение вк лючает лицензии, вн утренние до кументы предприятий, та кие ка к устав, по ложения об от делах и службах, сл ужебные инструкции.

Ва жной ча стью фи нансового ме ханизма вы ступает ег о ин формационная обеспеченность.

Фи нансовый ме ханизм (ф ункциональный аспект).

Це ль фо рмирования фи нансового ме ханизма ма кро-уровня за ключается в фо рмировании це нтрализованных де нежных фо ндов на ур овне го сударства и му ниципальных об разований дл я эф фективного вы полнения их функций.

Фи нансовый ме ханизм вк лючает в се бя:

  1. Бю джетный ме ханизм (З а сч ет эт ого ме ханизма со здаются и ис пользуют ся бю джетные фо нды на ос нове од нонаправленного и бе звозмездного дв ижения де нежных средств).
  2. Нал оговый ме ханизм (О н яв ляется со ставной ча стью бю джетного механизма. За сч ет эт ого ме ханизма пр оисходит пе рераспределение до ходов фи зических и юр идических ли ц че рез бю джетные фонды. Эт от меха низм пр едполагает из ъятие ча сти до ходов у од них су бъектов дл я да льнейшего пе рераспределения ме жу субъектами, у ко торых до ходов не достаточно с то чки зр ения государства. Эт от ме ханизм но сит ещ ё од но на звание – фи скальный механизм).
  3. Кр едитный ме ханизм (С ледует ра зличать кр едитный ме ханизм ма кро и ми кро уровня. На ма кро ур овне за сч ет эт ого ме ханизма пр оисходит фи нансирование де фицита бюджета, кр едитование го сударством др угих государств, юр идических лиц. Го сударство мо жет вы ступать кредитором, га рантом и заёмщиком. Кр едитный ме ханизм ос нован на пр инципах срочности, возвратности, платности).
  4. Ст раховой ме ханизм (С трахование пр едставляет со бой си стему со здава емых го сударством правовых, эк ономических и ор ганизационных мер, на правленных на ко мпенсацию ил и ми нимизацию по следствий из менения ма териального и (и ли) со циального по ложения ра ботающих граждан, а в случаях, пр едусмотренных за конодательством Ро ссийской Федерации, ин ых ка тегорий гр аждан вс ледствие до стижения пе нсионно го возраста, на ступления инвалидности, по тери кормильца, заболевания, травмы, не счастного сл учая на пр оизводстве ил и пр офессиона льного заболевания, бе ременности и родов, ро ждения ре бенка (детей), ух ода за ре бенком в во зрасте до по лутора ле т и др угих событий, ус тановленных за конодательством Ро ссийской Фе дерации об об язате льном со циальном страховании).
  5. Ме ханизм ры нка це нных бу маг (М еханизм ры нка це нных бу маг по зволя ет эк ономическим су бъектам с де фицитом фи нансовых ср едств пр и по мощи це нных бу маг пр ивлекать ра зрозненные фи нансовые ср едства от эк ономических су бъектов с из бытком фи нансовых средств. На перви чном ры нке эк ономические су бъекты с де фицитом фи нансовых ср едс тв в кач естве эм итентов вы пускают (э митируют) це нные бу маги и пр едлагают их ин весторам - эк ономическим су бъектам с из бытком фина нсовых средств. Эм итент мо жет ра змещать св ои це нные бумаги).

1.3 Типы и виды финансовой политики

На пр отяжении вс ей ис тории ра звития ми рового хо зяйства ра звивалась и фи нансовая политика. В эк ономической на уке вы деляют сл еду ющие ти пы фи нансовой по литики:

  1. Классическая;
  2. Регулирующая;
  3. Планово-директивная.

Кл ассическая фи нансовая по литика пр едусматривает не вмешательство го сударства в экономику, со хранение св ободной конкуренции, ис пользовани е ры ночного ме ханизма ка к гл авного ре гулятора хо зяйственных процессов. Сл едствием эт ого ст ановится ог раничение го сударственных ра сходов и налогов.

В ос нове ре гулирующей фи нансовой по литики ле жит эк ономическая те ория Ке йнса: го сударство до лжно ос уществлять вм ешательство в ци клическ ое ра звитие эк ономик с по мощью оп ределенных фи нансово-кредитных инст рументов (бюджета, налогов, пр оцентных ст авок и др.)

Пл аново-директивная фи нансовая по литика пр именяется в странах, испо льзующих ад министративно-командную си стему уп равления экономикой, ос нована на си стеме ди рективных пл аново-распределительных фу нкций госу дарства и на правлена на же сткое вы полнение пл ановых по казателей ра звити я экономики. Пе рераспределение де нежных ср едств с си стеме го сударстве нных фи нансов и го сударственных пр едприятий пр оисходит в ст рогом соот ветствии с планом. Эт о вы зывает же сткую це нтрализацию и пе рераспределе ние че рез бю джет зн ачительной ча сти фи нансовых ресурсов, со здаваемы в экономике. Да нная по литика ор иентирована на вн утренние фи нансовые ресу рсы ст раны бе з уч астия ме ждународного капитала.

В со временных ус ловиях фи нансовая по литика бо льшинства го сударств ос новывается на ра зличных ко нцепциях го сударственного ре гулирования экономики.

В за висимости от ст адии эк ономического ци кла (э кономический спад, де прессия (стагнация), оживление, эк ономический подъем), на ко тором нахо дится эк ономика страны, су бъекты вл асти ис пользуют сл едующие ви ды фи нансовой по литики:

  1. Ст имулирующую (стабилизационную), ох ватывающую ст адии сп ада и депрессии, св язанную со ст имулированием де ловой ак тивности су бъектов хо зяйствования пу тем сн ижения на логов и ув еличе ние го сударственных ра сходов на по ддержку ст ратегически и со циально зн ачимых от раслей эк ономики;
  2. Сдерживающую, ох ватывающую ст адии эк ономического ож ивления и подъема, чт о пр едполагает сн ижение го сударственных расхо дов и ус иление на логового бремени.