Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Проблемы и пути развития финансовой политики государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

2.1 Проблемы финансовой политики РФ на современном этапе

Гл авными пр облемами фи нансовой по литики Ро ссии яв ляются:

  1. Нес балансированность бю джетов вс ех ур овней и го сударственных внебю джетных фо ндов;
  2. Нес овершенство на логовой си стемы;
  3. Низ кие по казатели ин вестиционного фи нансирования;
  4. Отс утствие ед инства де нежно-кредитной и фи нансовой по литики;
  5. Нес табильность ва лютного ку рса ру бля;
  6. Неэ ффективное ис пользование го сударственной собственности.

Пр огноз ос новных ма кроэкономических по казателей со циально-экономического ра звития Ро ссийской Федерации, ис пользовавшийся пр и ра зработке фи нансового пл ана до 20 23 г., ос нован на на правлениях эк ономиче ской политики, пр едусмотренных Ко нцепцией до лгосрочного со циально-экономического ра звития Ро ссийской Фе дерации (КДР.). КД Р пр извана об еспечить ус ловия дл я ин новационного ра звития на ос нове ин вестиций в че ловеческий капитал, со здания бл агоприятной де ловой среды, по вышения ка чества го сударственных институтов, пр и со хранении ма кроэкономической стабильности.

Ох арактеризуем со временные пр облемы фи нансовой по литики России.

Ни зкий ур овень сб ора на логов - эт о не то лько со крытие вы ручки налогоплательщиками, но и фа ктическое со здание ме ханизма ух ода от уп латы нало гов че рез недостатки, за ложенные в пр авовых актах, а гл авное - по стоянно е су жение на логооблагаемой ба зы в ре зультате со кращения ре ального ВВП. По ка гл авная пр оизводительная си ла об щества - эк ономически ак тивны й че ловек - не им еет во зможности дл я св оего но рмального ра сширенного воспроизводства, уд овлетворения со циальных потребностей, об разуется "поро чный кр уг": не т доходов, не т сп роса на продукцию, не т ра звития производства, не т инвестиций, не т накоплений, ра стет импорт, ра стут долги, неплатежи, пр оцентные ставки, сп екулятивные сделки, па дает на циональная валюта, со кращается ур овень жизни, ув еличивается за висимость от иност ранного капитала.

Во зможности со кращения ра сходов фе дерального бю джета пр актически исчерпаны. Ре чь в на стоящее вр емя мо жет ид ти ли шь об оп тимизации ст руктуры ра сходных статей. От дельно сл едует ск азать о ра сходах на об служивани е го сударственного долга. Не обходимо ре шить во прос о ре структуризации го сударственного до лга и ус тановлении ве рхней гр аницы до ходности по госу дарственным заимствованиям. Фи нансирование бю джетного де фицита за сч ет эм иссии го сударственных це нных бу маг с ни зкой бю джетной эф фекти вностью пр иводит к по тере уп равляемости го сударственным долгом.


Да льнейшие пу ти ра звития об щества пр едполагают ли бо дв ижение к су жению фу нкций го сударства в об ласти эк ономической и со циальной политики, уг лублению ре гионального сепаратизма, ли бо к ук реплению ос нов го сударственности на фе деративной ос нове с че тко оч ерченными ге ополитическ ими фу нкциями в об ласти ин теграционных процессов.

Ст ратегический курс в сфер е го сударственных фи нансов - это, пр ежде всего, ре альный бюджет. А эт о означает, чт о до те х пор, по ка эк ономика не "в станет на но ги" пу тем во зрождения производства, у го сударства не т ос нований дл я по пулистских за явлений от носительно во зможностей ре шения со циально-экономических пр облем за сч ет це нтрализованного об щегосударстве нного фо нда фи нансовых ресурсов.

Со кращение го сударственного се ктора эк ономики и ув еличение ча стной со бственности в кл ючевых отраслях, вк лючая ес тественные монополии, не пр ивело к ув еличению до ходной ба зы го сударственного бюджета, ро сту объем ов производства.

Дл я фо рмирования до ходной ба зы бю джетов вс ех ур овней ос обое зн ачение им еет пр облема их ка ссового исполнения. В пр оцессе уп равления фина нсовыми по токами го сударства во зникают вр еменные ка ссовые разрывы. Ми нимизация ос татков на от дельных бю джетных сч етах во зможна ли шь с пе реходом к ед иному сч ету Фе дерального казначейства, чт о об еспечит центр ализацию вс ех ср едств бюджета.

Та ким образом, ва жно пр оводить со гласованную финансовую, де нежно-кредитную и со циально-экономическую политику, на правленную на ин тересы ши роких сл оев населения, со здающих на циональное бо гатство и об ладающих ог ромным ин теллектуальным потенциалом. Пр еодоление фи нансово го кр изиса на ходится в пл оскости ма кроэкономической ст абилизации на ба зе оживления, ра звития ре ального се ктора экономики, пр иводящего к расши рению на логооблагаемой базы, и ук репления ге ополитических и ст ратегиче ских по зиций России.

2.2 Пути развития финансовой политики государства

Ос новная за дача до лгосрочного бю джетного пл анирования со стоит в ув язке пр оводимой бю джетной по литики с за дачами по со зданию до лгосрочно го ус тойчивого ро ста эк ономики и по вышению ур овня и ка чества жи зни населения.


Ра ссмотрим пу ти ре шения пр облем фи нансовой политики.

Сб алансированность бю джетов и вн ебюджетных фо ндов мо жет бы ть до стигнута за сч ет ув еличения сб ора на логов и со кращения расходов, ра сширения эм иссионных и не эм иссионных ис точников фи нансирования бю джетно го дефицита.

Ув еличение сб ора на логов до стигается пу тем ра сширения на логооблага емой базы, со кращения пр осроченной задолженности, ус иления фи нансово го контроля, из менения по рядка за числения пл атежей по ур овням бю джетной системы, вв едения го сударственной мо нополии на пр оизводство ал когольной продукции. Ос обую ро ль иг рает из менение на логового законодательства.

Дл я ре шения пр облемы по строения ре ального бю джета не обходимо созда ть вс е условия, чт обы накопления, активы, со зданные в России, ра ботали в ее интересах, ка к эт о де лается в ст ранах с ра звитой ры ночной экономикой. В эт ом ва жнейшая за дача вс ех ве твей власти, предпринимателей, населения.

Ра сширение со вокупного пр едложения в со временных ус ловиях мо жет об еспечить то лько ин вестиционное фи нансирование за сч ет вн утренних и вн ешних заимствований, сб ережений ср едних сл оев населения, а та кже лиц, по лучающих вы сокие и св ерхвысокие доходы, ср едств нерезидентов.

Бо льшое зн ачение им еет ст абилизация ва лютного ку рса рубля. Це лесообразно об ратить вн имание на пр облему пе ревода ва лютных ко рреспондентск их сч етов НО СТРО ро ссийских ко ммерческих ба нков в Це нтральный ба нк РФ. Эт о по зволило бы не то лько ув еличить де нежную ба зу и ра сширить дене жную ма ссу в обращении, но и по ставить на дежный за слон на пу ти не зако нного вы воза капитала, сд елать бо лее ре алистичным ва лютный ку рс рубля. Не обходим ко мплекс ме р по ог раничению сп екуляции на ва лютном рынке. Например, пр оводимая в по следние го ды де нежно-кредитная по литика "п одта лкивает" и вы нуждает на селение к ис пользованию ин остранной ва люты в ка честве ос новной фо рмы сб ережений в це лях сн ижения ин фляционного риска. Эт о не гативно вл ияет на ва лютный ку рс рубля, ис кажая ре альное соот ношение ру бля и до ллара по па ритету по купательной способности. Та кие вл ожения но сят в ос новном сп екулятивный ха рактер и на прямую за висят от ма кроэкономических показателей. Вы ход из со здавшейся си туации вы глядит та к: го сударство со здает пр едпосылки дл я ко нвертации ин остранной валюты, пр инадлежащей фи зическим ли цам и хр анящейся вн е ба нковской системы, в ру блевые активы, дл я пр ивлечения ср едств на сч ета ко ммерческих банков, дл я га рантирования со хранности вк ладов и их индексации. Од новременно в ос нову де нежно-кредитной по литики он о за кладывает ре гулирование проце нтных ставок.


Не обходимо по высить пе рсональную от ветственность пр едставителей го сударства в ор ганах уп равления корпораций, до ля ак ций ко торых пр инадле жит государству, за эф фективное ис пользование активов, на лаживание ко операционных св язей и со здание ус ловий дл я пр ивлечения инвестиций. Со ответствующие по ложения до лжны бы ть пр едусмотрены в контрактах, закл ючаемых с пр едставителями государства. Сл едует об еспечить по ступление в бю джет дивидендов, ар ендной пл аты от ис пользования го сударственного имущества. Дл я эт ого це лесообразно ак тивизировать ра боту Це нтрального фо нда хр анения и об работки ин формации фо ндового ры нка - Це нтрального де позитария и ед иной на циональной де позитарной системы, сф ормировать си стему до верительного уп равления го сударственными па кетами ак ций и др угой собственностью, со здать по лный ре естр об ъектов недвижимости, вк лючая не завершенное ст роительство на фе деральном и ре гиональном уровнях, об еспечить по дтверждение пр ав РФ на за рубежную со бственность и по вышение эф фективности ее использования.

Це лесообразно со ответствующими пр авовыми ак тами Пр авительства РФ ре шить во прос по сч етам Го сударственного та моженного ко митета РФ и го сударственных вн ебюджетных фондов, ср едства ко торых ос таются в ра споряжении ко ммерческих ба нков на до статочно дл ительное время. Эт и ре сурсы мо гли бы эф фективно ис пользоваться на по крытие вр еменных ка ссовы х ра зрывов бюджета. В це лом ка значейская си стема тр ебует се рьезного ре формирования и пр идания ей са мостоятельного ст атуса по ан алогии с им еющимся за рубежным оп ытом в це лях ук репления фи нансовой ди сциплины и ра зведения пр оцессов составления, ут верждения и ис полнения бюджета, ко торые в на стоящее вр емя ск онцентрированы в Ми нфине РФ.

Не обходима ор иентация фи нансовой и де нежно-кредитной по литики Ро ссии на ее ге ополитические интересы. А они, пр ежде всего, на ходятся в пр еделах ст ран СНГ. Ор иентация го сударств СН Г на ис пользование во вз аимных ра счетах до ллара США, пр ивлечение кр упных вн ешних займов, су щественно ув еличивающих на грузки на бюджеты, вы зывает сл ожности с по гашением задолженности, об еспечением сб алансированности пл атежных балансов.

Од ин из на иболее пе рспективных по дходов к по вышению эф фективност и бю джетного се ктора св язан с ре формированием си стемы оп латы тр уда в го сударственном секторе. Пр и эт ом ре чь ид ет не о пр остом ув еличении за рабо тной пл аты работников. За дача со стоит в со здании механизмов, обеспечивающих, во-первых, по стоянное пр испособление ур овня за работной пл аты ра ботников к ус ловиям на ры нке труда, и во-вторых, ок азывающих се рьезное ст имулирующее во здействие на пр оизводительность тр уда в бю джетном секторе.


Пр инимая во вн имание со став бе дных домохозяйств, дл я ос лабления соци ального не равенства не обходимо ра зработать программу, на правленную на по вышение ка чества жи зни со циально-незащищенных ка тегорий гр аждан (инвалидов, многодетных, не полных семей, пе нсионеров и т.д.). Зн ачительна я ча сть ро ссийских бе дных ск онцентрирована у че рты бедности, и то лько дл я де сятой их ча сти бе дность оз начает пр актически от сутствие ср едс тв к существованию.

Та ким образом, дл я ре шения вы шеперечисленных пр облем не обходимо:

  1. Обе спечить сб алансированность бю джетов и их ут верждение на ба зе ре ального пр огноза ма кроэкономических по казателей;
  2. Реа лизовать ко мплекс ме р по ра сширению на логооблагаемой ба зы;
  3. Уст ановить ве рхние гр аницы до ходности по го сударственным заимствованиям, ра сширить оп ерации Ба нка Ро ссии на от крытом ры нке;
  4. Ста билизировать ва лютный ку рс ру бля че рез ус иление ко нтроля со ст ороны Ба нка Ро ссии за ва лютными сч етами и оп ерациями ко ммерческих банков, со здание пр едпосылок дл я ко нвертации на личной иност ранной ва люты фи зическими ли цами в ру блевые ак тивы;
  5. Сфо рмировать си стему до верительного уп равления го сударственной со бственностью в Ро ссии и за ру бежом;
  6. Реф ормировать си стему ка значейского ис полнения бюджета, об еспечи в ее прозрачность, по высив статус, ра сширив сф еру пр именения;
  7. Ори ентировать де нежно-кредитную по литику на ре гулирование проце нтных ставок.

3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ

3.1 Налоговая и таможенно-тарифная политика РФ

Та моженно – та рифная по литика вы полняет не сколько фу нкций

  1. Фискальную,
  2. Регулирующую,
  3. Защитную.

В пр инципе вс е он и од инаково ва жны дл я эк ономики страны. Но на пр актике пр едпочтение от дается то лько од ной фу нкции – фискальной.

Та моженная по литика Ро ссии оп ределяется вы сшими ор ганами го сударст венной вл асти и уп равления ст раны и яв ляется со ставной ча стью вн ешней и вн утренней по литики ро ссийского государства. Це лями та моженной по лити ки Ро ссии яв ляются: